Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



План-конспект урока русского языка

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Требования, предъявляемые к оформлению плана-конспекта урока русского языка

   

Количество, содержание и последовательность этапов урока определяются выбранным типом урока.

0

2

О том, какова дидактическая задача, функции, содержание, условия достижения положительных результатов, возможные ошибки учителя на каждом этапе урока, читайте в своих конспектах лекций.

Презентация по теме "Структурные элементы урока".

http://emelya.us/i/perolya.jpg

0

3

Уважаемые студенты, ознакомьтесь, пожалуйста, с примерами составления планов-конспектов уроков.

План-конспект
урока русского языка

Составитель разработки - Кравцова Людмила Алексеевна, преподаватель кафедры русского языкознания филологического факультета Харьковского национального университета им В.Н. Каразина  [1, стр. 42-49]. 

Тема урока. Наречие: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Наречие как средство связи предложений в тексте, а также как способ повышения выразительности речи и выражения оценки.
Класс: 7.
Тип урока: Урок сообщения нового материала.
Цели урока:
Образовательная – дать понятие о наречии как неизменяемой части речи; формировать у учащихся умение опознавать наречия в тексте; доказывать принадлежность слова к классу наречий на основе семантико-грамматических особенностей слов.
Развивающая – развивать логическое мышление учащихся на материале наречий как одного из средств выражения межфразовых связей.
Воспитательная – воспитывать у учащихся любовь к родному языку.
Методы и приемы: репродуктивный, слово учителя, частично-поисковый, языковой разбор; работа с учебником, таблицами.
Оборудование урока: орфографический словарь, раздаточный материал, таблица учебника.
Ход урока

[tr]

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

I. Оргмомент
(0,5 мин).
Задача: мобилизовать внимание школьников, создать мотивацию к действиям на уроке изучения нового материала.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Обратите внимание на тему урока, записанную на доске. Самостоятельно определите задачи урока.
Итак, мы должны научиться распознавать наречие среди других частей речи, доказывать принадлежность слова к классу наречий.

Записывают число и вид работы, тему урока.
Приступаем к изучению новой самостоятельной части речи – наречия. Нужно повторить все, что знаем о наречии, о его признаках. Наверное, надо научиться определять его значение, правильно писать слова этой части речи.

II. Проверка домашнего задания (9–10 мин). Актуализация опорных знаний и умений учащихся по ранее изученному материалу.
Задача: актуализировать имеющиеся знания и умения учащихся, необходимые для изучения новой темы.
1. Устный опрос по домашнему заданию (уплотненный).
2. Выборочная проверка письменного домашнего упражнения.
3. Синтаксический разбор предложения.

Прежде чем перейдем к изучению новой темы, проверим домашнее задание. Для этого:
1) письменно выполним задание по карточкам;
2) устно ответим на вопросы. Задание: определите, какими частями речи являются записанные на доске слова. Как вы это определили? Разберите по составу наречия. Подберите наречия с корнями – -верх-,
-перед-, -прав-, -лев-;
3) все вместе проведем синтаксический разбор предложения. В тетрадях запишите предложение. Задание: а) проведите синтаксический разбор предложения, составьте схему предложения; б) определите синтаксическую функцию слов певуче, ясно. К какой части речи относятся эти слова? Как вы это определили?

1. Трое учащихся получают индивидуальные задания: произвести  синтаксический разбор предложения, построить схему предложения, графически обозначить орфограммы.
Карточка 1.
Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом, спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша.
(И. Бунин)
Карточка 2.
Опять привольные поля
Проходят мимо нас кругами,
И хутора и тополя
Плывут, скрываясь за полями.
(И. Бунин)
Карточка 3.
Змея, шурша листвой дубовой,
Зашевелилася в дупле.
И в лес пошла, блестя лиловой
Пятнистой кожей на земле.
(И. Бунин)
2) Запись на доске: Сейчас, сегодня, влево, медленно, справа, вдвоем, издалека, отовсюду, никогда.
Учащиеся перечисляют вопросы, на которые отвечают наречия,
вспоминают, что наречие – неизменяемая часть речи.
Записывают в тетрадь наречия: медленно, вправо, беспрекословно, указывая их морфемный состав.
Приводят наречия: вверх, сверху, вверху, впереди, вперед, справа, вправо, направо, влево, налево.
Она говорила певуче, и голос ее ясно рисовал передо мною шум леса. (М. Горький)
Предложение повествовательное, невосклицательное, с двумя грамматическими основами – она говорила и голос рисовал.

IV. Объяснение нового материала (7 мин).
Задача: сформировать представление о семантико-грамматических особенностях наречия как части речи.
Включает:
1. Наблюдение над языковым материалом. Рассмотрение лексических групп наречий.
2. Формулирование выводов по языковой таблице.
3. Морфемный анализ некоторых наречий.
4. Работа по материалам учебника.

1. Слово учителя: Внимание! Наречие очень сложная по правописанию часть речи. Чтобы усвоить правила написания наречия, надо уметь узнавать его в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Что мы должны научиться делать прежде всего? Какое наречие вы услышали в последних фразах учителя?
2. Сравните конструкции: Солнце ярко. – Солнце  светит ярко. Любоваться чудом природы. – Спастись чудом. Каким образом можно определить, к какой части речи относятся слова ярко и чудом?
Сопоставьте предложения:
1) Иду по дороге. – Иду по дороге медленно.
2) Загадочно мерцали звезды. – Поразительно загадочно мерцали звезды.
3) Саша был в курточке – Саша был в курточке  нараспашку.
4) Белое солнце стояло над степью – Ослепительно белое солнце стояло над степью
Какой дополнительный смысл в сообщение вносят наречия? Сделайте вывод, к каким частям речи может относиться наречие? Измените форму главного слова в словосочетаниях идти медленно, в курточке нараспашку. Изменяется ли наречие?
Сделайте вывод о наречии как самостоятельной части речи. О каких признаках мы узнали?

Должны научиться различать наречие среди других частей речи, правильно задавать вопрос к наречию.
Записывают в тетрадях:
Наречия и сходные с ними части речи различаются по тому, от какого слова они зависят и на какие вопросы отвечают. Например: Солнце ярко (каково?)  и Солнце светит ярко (как?)
Учатся рассуждать о наречии как части речи. От какого слова зависит наречие? Как оно связано с главным словом в словосочетаниях?
Учащиеся строят устные рассуждения. Формулируют вывод по теме. Записывают на доске схемы словосочетаний. Задают вопрос от главного слова. Приводят собственные примеры по данным схемам (восходя выше, по-новому красивый, люблю особенно, как-то особенно).
Наречие относится к глаголу, прилагательному, наречию, причастию, деепричастию, существительному:
1) идти (как?) медленно;
2) ослепительно белое (белое в какой степени?);
3) в курточке (какой?) нараспашку;
4) поразительно загадочно (загадочно в какой мере?)

V. Рефлексия. Первичное закрепление знаний, умений и навыков по теме (8 мин).
Задача: овладение алгоритмом распознавания наречия; обучение построению устных рассуждений.
Включает:
1. Распознавание наречий в тексте (устное выполнение заданий).
2. Аналитическая работа по тексту. Определение текстообразующей функции наречий.
3. Подбор синонимов к наречиям из текста.

1. Прочитайте (на с. 181) в параграфе 27 определение наречия. Что нужно заучить, по вашему мнению? Как это показано в учебнике? По какому принципу выделены в параграфе абзацы? Определите основную мысль каждого абзаца. Отвечая на следующий вопрос, подберите собственные примеры. Есть ли в учебнике какие-либо дополнительные сведения о наречии?
2. Выполните упр. 262. Ставьте вопросы к наречиям.
3. Из упр. 261 выпишите словосочетания с наречиями. Обратите внимание на правописание наречий. По каким еще признакам мы узнаем часть речи? Вспомните, как делается разбор каждой части речи. Какова синтаксическая роль наречий?
4. Проанализируйте текст. Какова основная мысль текста? Определите наречия и их синтаксическую функцию. Докажите, что эти слова относятся к группе наречий. Каково их грамматическое значение? Определите роль наречий в тексте. Попробуйте прочитать текст, опуская наречия.
5. Подберите синонимы к наречиям снова, стремительно (можно к другой части речи или к описательному обороту). Сделайте вывод о роли наречия в тексте.

Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (если относится к глаголу) – говорит шепотом; признак предмета (если относится к существительному) – яйцо всмятку; признак признака (если относится к прилагательному, причастию и другому наречию) – очень интересный, очень долго.
Наречия отвечают на вопросы: как? когда? где? в какой мере? почему? и др. Например: говорить (как?) убедительно (обозначает признак действия); прогулка (какая?) пешком (признак предмета); удивительно (в какой степени?) красива.
Это определение нужно заучить, так как в параграфе оно выделено жирным шрифтом. Основной теоретический материал поделен на четыре пункта: 1) дается определение наречия и приводятся примеры; 2) перечисляются вопросы, на которые отвечает наречие; 3) указывается, что наречие чаще всего относится к глаголу, реже к существительному, прилагательному, причастию, деепричастию, наречию; 4) неизменяемость – главный морфологический признак наречия.
Несколько учеников устно отвечают на вопросы: какие слова являются наречиями? На какие вопросы отвечает наречие? Какова синтаксическая роль наречия в предложении? Обязательно приводят примеры. Оформляют работу в соответствии с учебником и записями на доске. По грамматическим признакам (постоянным и непостоянным), по синтаксической роли в предложении наречие обычно бывает обстоятельством (Я как-то особенно люблю солнце). Иногда может быть определением (Меня смутил его взгляд исподлобья). Обращают внимание на связь между наречием и глаголом. Для этого читают материал под рубрикой «Это интересно!» (с. 183). Чтобы не ошибиться в определении части речи, изменяем все словосочетание (взгляда исподлобья, взглядом исподлобья – зависимое слово не изменяется вместе с главным, а прилагательное всегда изменяется. У наречий нет окончаний).

VI. Рефлексия. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений (13 мин).
Задача: овладение алгоритмическими предписаниями по распознаванию наречий, формирование орфографических умений по теме, обучение работе со словарем.
Включает:
1. Работа по предупреждению речевых ошибок.
2. Определение роли наречия как средства связи предложений в тексте.
3. Самостоятельное составление мини-текста со словом скучно.

1. Пользуясь орфоэпическим словарем, распределите следующие слова в две группы: а) произносится [шн]; б) произносится [чн]. Произнесите наречия вслух. 2. Расставьте ударение. Как называются такие слова? 3. Определите роль наречий в предложениях. Выделите ошибкоопасные места в наречиях.
Рассмотрите таблицу в учебнике на с. 183. «Разряды по значению». Составьте текст с наречием скучно (2–3 предложения).

«Хвойный лес». Описание
На доске записан текст:
И снова слушаю я шум летнего леса. Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор. И над бором висит в синеве солнце. Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами дремлют смолистые ели, они глухо шепчут порой. (В. Белов)
Наречия придают тексту выразительность и красочность. Создается ощущение присутствия. Автор с помощью слов этой части речи пытается создать яркую, запоминающуюся картину хвойного леса. Наречия помогают выразить пишущему свою оценку действительности. Исключить наречия из текста – значит лишить его индивидуальности, эмоциональной окраски, выразительности.
Текст без наречий становится серым и скучным.
Синонимы к наречию снова: опять, еще раз, вновь. Синонимы к наречию стремительно: быстро, скоро, живо, проворно, шибко.
Запись под диктовку: скучно, точно, нарочно, заочно, прочно, беззвучно, мрачно; конечно – вводное слово; вовремя – во время, по-твоему – по твоему, тотчас – тот час. Учащиеся обозначают наречия как члены предложения; над словом, от которого наречие зависит, ставят знак "х".

VII. Подведение итогов урока (2 мин).
Задача: оформление знаний по теме «Наречие как часть речи» в виде устного задания.

Учитель формулирует задание для подведения итогов урока. Составьте вопросы по теме «Наречие как часть речи». Какие трудные для написания слова запомнили? Оценки учащимся.

1) Солнце грело нежарко, и каждый листик и травка насквозь светились под весенним лучом. Как умытые, свежо зазеленели луга. Синие и лиловые ирисы пышно раскрылись в траве. (Н. Прилуков)
2) Низкое солнце ослепительно било в глаза. Море под ним во всю ширину горело, как магний. (В. Катаев)
3) Прорвался печальный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным.
(Л. Андреев)

VIII. Задание на дом (3 мин).
Задача: сформулировать задачу выполнения домашнего задания, определить способ выполнения домашнего упражнения.

Основное задание: выучить определение наречия на с. 181; используя его, выполнить письменно упражнение 259. Ответить на дополнительный вопрос. Для отстающих: из книги любого русского писателя выписать 6 предложений с наречиями и объяснить их принадлежность к классу наречий. Подберите синонимы и антонимы к наречию далеко. Составьте с ними предложение.

Учащиеся составляют 3 вопроса по теме «Наречие как часть речи»; указывают, какие трудные для написания слова запомнили. Определяют цель выполнения задания. Отвечают на теоретический вопрос: какие слова являются наречиями?
Вопросы:
На какой вопрос отвечают наречия?
Изменяются ли они по родам, числам, падежам?
Каким членом предложения являются?

Литература:
1. Російська мова: Програма для 5–12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання – Київ, 2005.
2. Быкова Е. И., Давидюк Л. В., Стативка В. И. Русский язык. Учебник для 7 класса. – Киев, 2007.
3. Фефилова Г. Е. Все уроки русского языка. 7 класс. – Харьков, 2008.

Педагогические выводы

В соответствии с учебными целями школьники получили представление о наречии как части речи, его общем значении, морфологических признаках и синтаксической функции в предложении, научились на основе семантико-грамматических особенностей слов опознавать наречие в тексте, доказывать принадлежность слова к классу наречий.
На уроке выполнялись упражнения различного типа, что позволило учащимся не только усвоить и закрепить сведения о наречии, но также повторить разные виды языкового разбора: морфемный анализ (разбор наречий по составу), синтаксический анализ словосочетаний, знания по лексике – подбор синонимов к наречиям, знания по орфоэпии – произношение некоторых наречий.
Урок был отмечен активностью учащихся. На поставленные вопросы в основном были получены аргументированные ответы; школьники строили устные рассуждения; изложение материала, подобранного учителем, позволило ученикам самостоятельно сформулировать вывод о признаках наречия, его отличии от других частей речи.
Цели урока были достигнуты.

__________________________________________

1. Кравцова Л. А. Учебно-методический комплекс по методике преподавания русского языка. Для студентов высших учебных заведений / Сост. Л. А. Кравцова. – Харьков: ХНУ, 2010. – 80 с.

0

4

План-конспект
нетрадиционного урока

Составитель разработки - Людмила Алексеевна Кравцова, преподаватель кафедры русского языкознания филологического факультета Харьковского национального университета им В.Н. Каразина [1, стр. 58-63]

Урок смеха (повторение и обобщение знаний по орфографии и пунктуации).
Класс 7
Цели урока:
обучающая: систематизировать и обобщить знания учащихся. Повторить основные орфограммы и пунктограммы;
развивающая: развивать логику мышления, остроумие, речь. Совершенствовать умение использовать правила на практике;
воспитательная: способствовать воспитанию интереса к русскому языку.

Ход урока
I. Объявление темы и цели урока.
Учитель:
– У нас сегодня необычный урок – урок смеха. Но смех сегодня особый: смеясь, мы будем повторять и обобщать изученный материал. И смеяться мы будем только над собой, над своими ошибками, и смех наш будет не злой, а добрый. Поэтому главная задача сегодня – научиться смеяться (не обязательно громко, можно «про себя»), используя шутки, юмор, каламбуры, остроумные правила. Итак, приступим.
II. Работа над темой урока.
1. Юмористическая разминка «Смешинка».
– Каково значение слова юмор?
(От англ. humor – 1) добродушно-насмешливое отношение к чему-либо; умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное; 2) в искусстве – изображение чего-либо в смешном виде, беззлобное и веселое вышучивание).
– Изменяется ли по временам слово курица? (Да. Настоящее время – курица, прошедшее время – яйцо, будущее время – гриль).
– Кто такой барон Фон Этик? Может ли он иметь женский род? (Да. Фон Этик – это фонетика).
– Как бы ответил Вовочка, задай ему учитель вопрос: «Вовочка, приведи примеры двух местоимений?» (– Кто, я?).
– Являются ли слова тире и молчанка синонимами?
(Исторически – да. К концу ХVIII в. стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире (или «черту») первым начал применять Н. М. Карамзин. А языковед А. Барсов, ученик М. В. Ломоносова, назвал этот знак «молчанкой»).
– Какие приставки можно назвать хамелеонами? Почему? (Пре-, при-, раз-, рас-, роз-, рос-).
Учитель:
– Юмористическая разминка подошла к концу. Вы здесь показали свое остроумие, умение воспринимать юмор, смеяться. А мы двигаемся дальше. «Смехопанорама» открывает следующую страницу.
2. Диктант «Смешное и серьезное» – «Помогите Буратино».
Инсценировка диктанта – опережающее задание. Мальвина проводила с Буратино диктант. Она читала слова, а Буратино записывал их, устно объясняя правописание. Послушайте его объяснение. Согласны ли вы с ними?
Д…лина («Пишем а, проверочное даль»), гв…здика («Пишем о , проверочное гвоздь»), г…рдероб («Пишем о, гордость»), к…кой («Пишем а, как»), л…пата («Пишем а, лапа»), п…рина («Пишем и, пир»), п…тух («Пишем и, пить»), истр…бить («Пишем е, требовать»).
– Какую орфограмму повторили?
(С безударной гласной
Спорить опасно.
Скорей безударную
Смени на ударную.)
3. Синтаксический разбор «Сюрприз».
Циклоп во время циклона читал энциклопедию и цикл стихов.
– Какой «сюрприз» заключается в предложении?
В существительных на -ция
Мы всегда напишем -ия.
И под корнем посмотри:
Тоже пишем букву и.
Учащиеся иллюстрируют правило, выделяя нужные корни – «сюрпризы».
4. Знаки препинания.
Оказывается, шутить можно и со знаками препинания. Но шутить с ними нужно осторожно.
«Маленькая шутка Виктора Гюго»
Знаменитый французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только вопросительный знак – «?». Издатель также ответил без слов – «!».
– Что скрывается за этими знаками? («?» – «Ну как? Понравилось? Можно ли напечатать?»; «!» – «Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-либо читал! Я ее немедленно издам»).
– Какой можно сделать вывод? (И писатель, и издатель умели не только ставить, но и «читать», т. е. хорошо понимали знаки препинания).
– А как же мы умеем понимать пунктуацию?
5. Расставим запятые.
Стихотворение Бориса Заходера «Где поставить запятую?» (написано на листе ватмана или на доске):
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
– Вот что значит запятая!
– Что же значит запятая в данном стихотворении? (Запятая служит для определения смысла предложения. Стихотворение – это сложное предложение, поэтому запятая отделяет простые предложения друг от друга.)
– Какие еще знаки препинания встретились? Для чего они служат?
6. Обобщающая работа «Шляпа и мантия знатока». Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. По орфограммам и пунктограммам, используемым в тексте, составляется обобщающая таблица. После выполнения работы самому грамотному надевают шляпу и мантию знатока языка.
Из вредных советов Григория Остера.
Если друг на день рожден…я
Пр…гласил тебя к себе (,)
Ты остав… п…дарок дома (,)
Пр…годит…ся самому.

Сесть старайся рядом с тортом (,)
В разговоры (не)вступай: –
Ты (во)время разговоров
Вдвое меньше с…еш… конфет.

Выб…рай куски поменьше (,)
Чтоб быстрее проглотить.
(Не) хватай салат руками –
Ложкой больше зачерпнеш… .

Если вдру… дадут орехи (,)
Сып… их бережно в карман (,)
Но (не)пряч… туда варен…е –
Трудно будет вынимать.

Орфограмма

Примеры из текста

1. Разделительный
мягкий знак (ь)

Рожденья, варенья

Дополнительный материал для объяснения орфограмм
НЕ с глаголами
Не выучил – не делай.
Не знаешь – не спеши.
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши.
(Косогоровский)

Согласная от гласной, бывает, отделяется.
И этот разделитель мягким знаком называется.
Стоит после корня – и ты посмотри –
Он отделяет е, ё, ю, я, и.
В наклоненье повелительном
Мягкий знак пиши стремительно.
В наклоненье сослагательном
Мягкий знак не обязателен.

В глаголах на -ешь, -ишь, -ёшь
Мягкий знак всегда хорош.
Мы приставку на согласный
Перед е, ё, ю, и я
Отделяем безопасно твердым знаком
Без труда.
Сложное предложение с несколькими простыми –
Не забудь их отделить друг от друга запятыми.
III. Заключительное слово учителя.
Ты стал немножко умней,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен…
(Дж. Чиарди)

ЛИТЕРАТУРА
1. Жулий Т. Б. Лингвистические игры. Луганск, 2002.
2. Ковалев В. Словарь этимологически проверяемых слов русского языка. – Луганск, 2002.
3. Материалы журнала РЯЛК. – 2007. – № 1.
4. Подгаецкая И. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М., 2002.
5. Фролова Т.Я. Методика интенсивного обучения правописанию. – Симферополь, 2001.

__________________________________________

1. Кравцова Л. А. Учебно-методический комплекс по методике преподавания русского языка. Для студентов высших учебных заведений / Сост. Л. А. Кравцова. – Харьков: ХНУ, 2010. – 80 с.

0

5

Татьяна Викторовна, скажите план - конспект должен быть именно в виде таблицы или же нет?

0

6

Виктория, план-конспект урока каждый учитель пишет так, чтобы ему удобно было проводить урок по этому плану.

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно