Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Структура урока русского языка

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Структура урока – это взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов его содержания.

Элемент содержания урока – часть урока, обладающая свойствами единственности и целостности.

Единственность – невозможность дальнейшего расчленения на логически целостные и завершенные части.

Структура урока (в самом обобщенном виде) включает в себя:

1. Постоянные компоненты
        1.1. Начало занятия.
        1.2. Основная часть.
                1.2.1. Объяснение нового материала.
                1.2.2. Выполнение тренировочных и речевых упражнений.
        1.3. Завершающая часть
                1.3.1. Подведение итогов занятий.
                1.3.2. Задание на дом.
2. Переменные компоненты (имеются в пределах каждой из названных частей урока и представляют собой разные способы начала урока, введения и закрепления материала).

0

2

Структура комбинированного урока

1. Организационный этап.
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап всесторонней проверки знаний.
4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
5. Этап усвоения новых знаний.
6. Этап закрепления новых знаний.
7. Подведение итогов урока.
8. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

0

3

Структура урока введения новых знаний

1. Организационный этап.
2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
3. Этап введения новых знаний.
4. Этап первичного закрепления.
5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Структура урока закрепления изученного материала

1. Организационный этап.
2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
3. Этап закрепления новых знаний.
4. Подведение итогов урока.
5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

0

4

Структура урока повторения знаний

1. Организационный этап.
2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
3. Этап повторения.
4. Подведение итогов урока.
5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

0

5

Структура урока систематизации и обобщения изученного материала

1. Организационный этап.
2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
3. Этап обобщения и систематизации изученного.
4. Подведение итогов урока.
5. Этап информации учащихся о домашнем задании.

0

6

Структура урока проверки и оценки знаний

1. Организационный этап.
2. Этап подготовки учащихся к  активному сознательному усвоению знаний.
3. Этап всесторонней проверки знаний.
4. Подведение итогов урока.
5. Этап информации учащихся о домашнем задании.

0

7

Структурa урока контрольной работы

1. Сообщение цели проверки и способа ее проведения.
2. Устная проверка знаний учащихся (фронтальная).
3. Самостоятельное выполнение учащимися контрольной работы.
4. Ответы учителя на вопросы учащихся.
5. Подведение итогов урока.
6. Задание на дом и инструктаж о его выполнении.

0

8

Структура урока анализа контрольной работы

1. Вступительное слово учителя.
2. Беседа о характере недочетов и ошибок учащихся.
3. Работа над ошибками.
4. Подведение итогов работы.
5. Задание на дом и инструктаж о его выполнении.

0

9

Структура  урока обучающего пересказа

1. Вступительная беседа.
2. Чтение текста.
3. Беседа по содержанию прочитанного.
4. Составление плана.
5. Языковой анализ текста.
6. Повторное чтение текста.
7. Подготовка чернового варианта пересказа.
8. Редактирование работы и переписыванием ее начисто.
9. Проверка и анализ работ.
10. Доработка пересказов.

0

10

Структура урока контрольного пересказа

1. Вступительная беседа.
2. Чтение текста.
3. Пояснение новых слов и запись их на доске.
4. Самостоятельное составление учащимися плана.
5. Повторное чтение текста.
6. Написание пересказа в черновом варианте.
7. Редактирование работ учащимися и переписывание их начисто.
8. Самостоятельная проверка написанного.

0

11

Структура урока анализа контрольного пересказа

1. Вступительное слово учителя.
2. Общая оценка качества выполнения пересказа.
3. Обзор лучших работ.
4. Анализ недочетов и допущенных в пересказе ошибок.
5. Выполнение упражнений для преодоления ошибок.
6. Задание на дом и инструктаж по его выполнению.

0

12

Структура урока обучающего сочинения

1. Вступительная беседа (тема, цель, особенности жанра).
2. Ознакомление с образцом.
3. Работа над осознанием темы и основной мысли сочинения.
4. Коллективное составление плана письменной работы.
5. Составление устного сочинения.
6. Написание чернового варианта сочинения.
7. Совершенствование написанного.
8. Проверка и анализ сочинений.
9. Доработка пересказов и переписывание их начисто.

0

13

Структура урока контрольного сочинения

1. Вступительное слово учителя.
2. Самостоятельное составление плана сочинения.
3. Работа над осознанием темы и основной мысли сочинения.
4. Написание чернового варианта работы.
5. Редактирование сочинения и переписывание начисто.
6. Самостоятельная проверка написанного.
7. Доработка пересказов и переписывание их начисто.

0

14

Структура урока анализа контрольного сочинения

1. Вступительное слово учителя.
2. Общая оценка качества написанных сочинений.
3. Обзор лучших работ или фрагментов из них.
4. Коллективный анализ недочетов и допущенных в сочинениях ошибок.
5. Выполнение упражнений для преодоления ошибок.
6. Индивидуальная работа учащихся над ошибками.
7. Задание на дом и инструктаж по его выполнению.

0

15

Структура урока по ФГОС
http://zelena68.blogspot.com/2013/11/blog-post_21.html
http://kpoxa.okt.edusite.ru/p82aa1.html

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
§    в знакомой ситуации (типовые)
§    в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
§    с целью подготовки к контрольному уроку
§    с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет____________________________
Урок №____________________________
Тема урока:__________________________________________________________________
Тип урока:  Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)


Структура урока ОНЗ.
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.
3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.
4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.
5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.
8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.
9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.

Способность учащихся к усвоению:
1-4 мин. – 60 % информации
5 - 23 мин. – 80 % информации
24 -34 мин. – 50 % информации
35 -45 мин. – 6 % информации

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.
1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

0

16

Спасибо!)

0

17

Пошаговый алгоритм проектирования деятельностного урока

1. Целеполагание.
2. Мотивация.
3. Практическая значимость знаний и способов деятельности.
4. Отбор содержания.
5. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.
6. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия.
7. Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
8. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока
9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися.
10. Организация парной или групповой работы
11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля.
12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной
мотивации.
14. Минимизация и вариативность домашнего задания.
15. Обеспечение психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.

0

18

Технологическая карта урока (пример)
http://school238.ru/content/files/innov … ion-rl.pdf

0

19

Типы уроков (в соответствии с требованиями ФГОС):

Урок усвоения новых знаний
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными
умениями
Урок применения метапредметных и предметных знаний
Урок обобщения и систематизации предметных знаний
Урок повторения предметных знаний
Контрольный урок
Коррекционный урок
Интегрированный урок
Комбинированный урок
Учебная экскурсия
Лабораторный практикум
Урок решения практических, проектных задач

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно