КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК
Кандидат филологических наук, доцент Л.С.Пастухова разделяет ошибки в письменной речи на три группы:
⎯ фактические,
⎯ логические,
⎯ речевые.
Фактическими в данном случае предлагается считать теоретические ошибки, которые свидетельствуют о том, что студент не освоил теоретический материал курса (не владеет лингводидактической терминологией, не умеет аргументировать свои мысли, самостоятельно подбирать иллюстративный материал (примеры), путает или не различает методическое понятия, грамматические явления и т.п.).
Логическая ошибка – это, по определению Л.С. Пастуховой, «передача мысли в такой словесной форме, которая противоречит законам логики, законам мышления» [1, 127]. Логической ошибкой считается также несоблюдение логики и последовательности изложения материала.
Речевые ошибки в письменной речи студентов дают представление об их уровне владения русским языком. Такие ошибки нарушают правильность речи, ее точность, выразительность, чистоту, образность, богатство, уместность, краткость, затрудняя тем самым восприятие содержания написанного.
В классификации Л.С.Пастуховой [1, 127-133] речевые ошибки подразделяются на следующие группы:
• орфографические и пунктуационные,
• орфоэпические,
• лексические,
• фразеологические,
• словообразовательные,
• морфологические,
• синтаксические,
• стилистические.
1. Орфографические ошибки – неправильное написание русских слов, несоблюдение правил переноса,
сокращения слов и др. нарушения русской орфографии.
2. Пунктуационные ошибки – нарушение правил постановки знаков препинания.
3. Лексические недочеты – это ненормотивное слоупотребление.
Основные разновидности лексических ошибок:
- Употребление слова в несвойственном ему в литературном языке значении вследствие незнания или
непонимания его семантики.: «Пришло порядка двадцати человек» (нужно: около, примерно,
приблизительно и под.).
- Семантическая (лексическая) несочетаемость, в том числе вызванная пропуском необходимого слова:
«Мы должны восстановить все белые пятна нашей истории», «Сережа Бугров – художественное
существо» (нужно: художественная натура). «В настоящий момент резко возросла международная
обстановка».
- Паронимия – немотивированная подмена сходных по звучанию, но смыслу слов: «А.С. Пушкин не
только выдающий поэт, но и мыслитель своего времени» (нужно: выдающийся), «Апрель – месяц
массивного прилета птиц» (нужно: массового), «Мальчик одел очки и сразу повзрослел» (нужно: надел).
- Плеоназм (неоправданное употребление однозначных единиц языка): «Фурманов изобразил
Чапаева простым, добрым человеком и в то же время мужественным героем» (мужественным надо
убрать), «Базаров, он человек практического склада» (местоимение он лишнее), «А.С. Пушкин – самый
величайший поэт, который жил в веке» (нужно: величайший или самый великий).
- Анахронизм – немотивированное объединение лексики разных эпох: «Солдаты князя Игоря
отступали в неравной битве».
4. Фразеологические ошибки – искажение устойчивого сочетания вследствие незнания его значения.
5. Словообразовательные ошибки – нарушение словообразовательных норм русского языка.
6. Морфологические недочеты – ненормативное образование грамматических форм рода, числа, падежа,
склонения, спряжения, вида и т.п. или ошибочное их употребление.
7. Синтаксические ошибки – смешение прямой и косвенной речи, ошибочный порядок слов в предложении,
неверное грамматическое оформление однородных членов предложения, ненормативные синтаксические
связи слов или предложений, независимый деепричастный оборот (может привести к логической ошибке:
«Исходя из предложенной темы, возникает вопрос, как построить урок») и др.
8. Стилистические ошибки – неоправданное использование разговорных единиц в книжных стилях,
ненормативное употребление в книжных стилях внелитературных средств (просторечных единиц,
диалектизмов, жаргонизмов, узких профессионализмов), необоснованное объединение элементов разных
книжных стилей, повторы (немотивированное употребление на близком расстоянии одних и тех же единиц
языка), речевые штампы и др.
________________________________
1. Пастухова, Л.С. Материалы к школьному курсу «Основы речевой культуры и стилистики»:
Пособие для учителя. – Н.Оріанда. Симферополь, 2010. – 160с.