КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК

Кандидат филологических наук, доцент Л.С.Пастухова  разделяет ошибки в письменной речи на три группы:
    ⎯ фактические,
    ⎯ логические,
    ⎯ речевые.

Фактическими в данном случае предлагается считать теоретические ошибки, которые свидетельствуют о том, что студент не освоил теоретический материал курса (не владеет лингводидактической терминологией, не умеет аргументировать свои мысли, самостоятельно подбирать иллюстративный материал (примеры), путает или не различает методическое понятия, грамматические явления и т.п.).
Логическая ошибка – это, по определению Л.С. Пастуховой, «передача мысли в такой словесной форме, которая противоречит законам логики, законам мышления» [1, 127]. Логической ошибкой  считается также несоблюдение логики и последовательности изложения материала.

Речевые ошибки в письменной речи студентов дают представление  об их уровне владения русским языком. Такие  ошибки нарушают правильность речи, ее точность, выразительность, чистоту, образность, богатство, уместность, краткость, затрудняя тем самым восприятие содержания написанного.

В классификации Л.С.Пастуховой  [1, 127-133] речевые ошибки подразделяются на следующие группы:

     • орфографические и пунктуационные,
     • орфоэпические,
     • лексические,
     • фразеологические,
     • словообразовательные,
     • морфологические,
     • синтаксические,
     • стилистические.

    1. Орфографические ошибки – неправильное написание русских слов, несоблюдение правил переноса,
        сокращения слов и др. нарушения русской орфографии.
    2. Пунктуационные ошибки – нарушение правил постановки знаков препинания.
    3. Лексические недочеты – это ненормотивное слоупотребление.
        Основные разновидности лексических ошибок:
        - Употребление слова в несвойственном ему в литературном языке значении вследствие незнания или
          непонимания его семантики.: «Пришло порядка двадцати человек» (нужно: около, примерно,
          приблизительно и под.).
       - Семантическая (лексическая) несочетаемость, в том числе вызванная пропуском необходимого слова:
         «Мы должны восстановить все белые пятна нашей истории», «Сережа Бугров – художественное
          существо» (нужно: художественная натура). «В настоящий момент резко возросла международная
          обстановка».
       - Паронимия – немотивированная подмена сходных по звучанию, но смыслу слов: «А.С. Пушкин не
           только выдающий поэт, но и мыслитель своего времени» (нужно: выдающийся), «Апрель – месяц
          массивного прилета птиц» (нужно: массового), «Мальчик одел очки и сразу повзрослел» (нужно: надел).
       - Плеоназм (неоправданное употребление однозначных единиц языка): «Фурманов изобразил
          Чапаева простым, добрым человеком и в то же время мужественным героем» (мужественным надо
          убрать), «Базаров, он человек практического склада» (местоимение он лишнее), «А.С. Пушкин – самый
          величайший поэт, который жил в веке» (нужно: величайший или самый великий).
        - Анахронизм – немотивированное объединение лексики разных эпох: «Солдаты князя Игоря
           отступали в неравной битве».

    4. Фразеологические ошибки – искажение устойчивого сочетания вследствие незнания его значения.
    5. Словообразовательные ошибки –  нарушение словообразовательных норм русского языка.
    6. Морфологические недочеты – ненормативное образование грамматических форм рода, числа, падежа,
        склонения, спряжения, вида и т.п. или ошибочное их употребление.
    7. Синтаксические ошибки – смешение прямой и косвенной речи, ошибочный порядок слов в предложении,
        неверное грамматическое оформление однородных членов предложения, ненормативные синтаксические
        связи слов или предложений,  независимый деепричастный оборот (может привести к логической ошибке:
        «Исходя из предложенной темы, возникает вопрос, как построить урок») и др.
    8. Стилистические ошибки – неоправданное использование разговорных единиц в книжных стилях,
        ненормативное употребление в книжных стилях внелитературных средств (просторечных единиц,
        диалектизмов, жаргонизмов, узких профессионализмов), необоснованное объединение элементов разных
        книжных стилей, повторы (немотивированное употребление на близком расстоянии одних и тех же единиц
        языка), речевые штампы  и др.

   ________________________________

  1. Пастухова, Л.С.  Материалы к школьному курсу «Основы речевой культуры и стилистики»:
      Пособие для учителя. – Н.Оріанда. Симферополь, 2010. – 160с.