ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Методика преподавания русского языка как прикладная наука и учебная дисциплина: объект предмет, цель, задачи и методы, взаимосвязь с другими науками.
2. Русский язык как учебный предмет в общеобразовательных учебных заведениях. Цели и задачи обучения русскому языку в школе.
3. Общедидактические и частнометодические принципы обучения русскому языку.
4. Эвристические и объяснительные методы сообщения новых знаний. Моделирование, лингвистический эксперимент, наблюдение над языком, эвристическая беседа, проблемная ситуация.
5. Элементы программированного обучения на уроках русского языка. Роль алгоритмов и образцов рассуждения в закреплении нового материала и выработке навыков по орфографии и пунктуации.
6. Действующие программы по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений: структура программ и принципы их построения.
7. Средства наглядности в обучении русскому языку: виды, методика использования.
8. Учебник как ведущее средство обучения. Действующие учебные комплексы по русскому языку для 5–9 классов: принципы построения, характеристика.
9. Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса: понятие, требования к уроку, возможные темы уроков русского языка.
10. Структурные элементы урока русского языка, их функции и методика проведения.
11. Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса: типы уроков русского языка в зависимости от целей и содержания.
12. Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса: место и значение уроков развития речи в системе обучения русскому языку, нетрадиционные формы проведения урока русского языка.
13. Планирование учебной работы по русскому языку. Виды рабочих планов учителя: календарный, тематический, поурочный.
14. Принцип дифференцированного подхода к обучению русскому языку.
15. Индивидуальная и групповая работа на уроках русского языка как с отстающими, так и с сильными учащимися.
16. Методика изучения раздела «Фонетика».
17. Методика изучения раздела «Морфемика» и «Словообразование».
18. Методика изучения раздела «Лексика и фразеология».
19. Методика изучения раздела «Морфология».
20. Методика изучения раздела «Синтаксис».
21. Упражнение как метод формирования учебно-языковых умений.
22. Классификация упражнений по русскому языку.
23. Содержание работы по орфографии в школе: понятие орфограммы, основные умения и навыки, орфографические правила, методика работы над ними.
24. Изучение пунктуации в школьном курсе русского языка: содержание, этапы и принципы обучения, методика работы.
25. Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками учащихся в процессе обучения русскому языку.
26. Понятие речевого развития школьников. Основные направления работы по речевому развитию.
27. Работа с текстом на уроке русского языка: виды анализа, методика проведения.
28. Изложение как основной вид работы по развитию речи учащихся в среднем звене: классификации изложений, методика проведения обучающего изложения.
29. Выборочное и сжатое изложение, их особенности. Методика проведения.
30. Сочинение как основной вид работы по развитию речи учащихся в среднем звене: классификации сочинений, методика проведения обучающего сочинения.
31. Стилистика как раздел школьного курса по русскому языку: содержание, этапы обучения, основные понятия на различных этапах, группы упражнений.
32. Виды домашних заданий по русскому языку, методика, требования к домашнему заданию. Эффективные способы проверки его на уроке.
33. Методы контроля. Методика опроса. Требования к формулировке вопросов и заданий.
34. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку: организационные формы, классификация ошибок в творческих работах школьников, условные обозначения ошибок.
35. Критерии и нормативы оценки изложений и сочинений.
36. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку: организационные формы, критерии орфографической и пунктуационной грамотности, условные обозначения ошибок.
37. Диктант как средство контроля орфографической и пунктуационной грамотности учащихся: место в системе письменных работ по русскому языку, виды диктантов, методика проведения, требования к тексту.
38. Углубленная подготовка по русскому языку: элективные и факультативные курсы по русскому языку, виды, формы и методы организации работы.
39. Внеклассная работа по русскому языку: принципы, виды и формы организации.
40. Кабинет русского языка в школе и его роль в повышении эффективности преподавания русского языка и интереса к нему.