«УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 5-Х – 12-Х КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ (2005г.)»
1. Что такое учебная Программа? Как называется действующая Программа по русскому языку? Кто ее авторы? Когда она была утверждена?
Программа – это государственный документ, определяющий состав и структуру курсов всех школьных предметов.
Учебная Программа по русскому языку является основным документом, регламентирующим процесс преподавания РЯ в школе.
Действующая Программа называется «Навчальна програма для загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання (12-річна школа). Авторами учебной Программы являются профессор, доктор филологических наук, заведующая сектором русского языка Института языковедения им. А.А.Потебни Национальной академии Украины Нина Григорьевна Озерова; Валентина Ивановна Стативка, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и мировой литературы НПУ им. М.Драгоманова Людмила Влалимировна Давидюк, Людмила Александровна Михайловская и учитель-методист, кандидат педагогических наук Екатерина Ивановна Быкова. Утверждена она Министерством образования и науки Украины в 2004.
2. Что понимается под составом и структурой курса русского языка в школе?
Под «составом курса русского языка в школе» понимается система лингвистических понятий; орфографических и пунктуационных правил и речевых умений, включённых в школьный курс русского языка.
Структура курса рассматривается как конкретное распределение материала по классам.
Как состав, так и структуры курсов русского языка имеют различия в средних учебных заведениях разных типов (средняя общеобразовательная школа, лицей, гимназия и т.д.)
3. Как формулируется основная цель обучения в учебной Программе по русскому языку для 5-х – 12-х классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (2005г.)?
В действующей учебной Программе основная цель обучения русскому языку определяется как достижение свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности на основе речевой, языковой, социокультурной и деятельностной компетенций.
4. В ходе реализации каких задач достигается указанная в Программе цель?
Указанная в Программе цель достигается в ходе реализации следующих задач:
1) формирование устойчивой мотивации изучения русского языка, воспитание чувства красоты и выразительности родного слова, уважения к государственному языку и языкам других народов;
2) становление речевой компетенции: расширение словарного запаса учащихся, развитие грамматического строя их речи, совершенствование умений и навыков во всех видах речевой деятельности и в разных сферах общения, овладение культурой речевого поведения, полемики и критического мышления;
3) формирование языковой компетенции, включающей в себя знания о системе языка и базовые умения (лексические, грамматические, стилистические, орфоэпические и правописные (орфографические и пунктуационные);
4) достижение коммуникативной и социокультурной компетенции – способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты в общении с другими людьми;
5) формирование деятельностной компетенции, развитие творческих способностей.
5. Какие сведения содержатся в пояснительной записке к учебной программе по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (2005г.)?
6. Какова структура учебной программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (2005г.)?
В программе по русскому языку
⎯ находит отражение содержание обучения русскому языку в школе,
⎯ показаны цели, задачи и принципы обучения,
⎯ указывается общее количество часов, отводимое на изучение всего предмета, а также отдельных тем.
7. На формирование каких компетенций направлен программный материал учебной программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (2005г.)?
Программный материал действующей программы является то, что направлен на формирование
⎯ языковой компетенции, предполагающей знание самого языка (разделы: фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, соответствующие языковым ярусам);
⎯ лингвистической компетенции, включающей знания о лингвистике как науке, общие сведения о языке и важнейшую информацию об ученых-лингвистах;
⎯ коммуникативной (речевой) компетенции, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности и культурой речи;
⎯ культуроведческой компетенции, включающей сведения о языке как национально-культурном феномене.
8. В каком разделе учебной программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (2005г.) отражена речевая линия? Каково содержание этого раздела?
В программе основной школы речевая линия отражена в первом разделе «Речь. Речевая деятельность», который содержит сведения о речи, основные речеведческие понятия (общение и речь, стили и типы речи, тема, микротема и основная мысль высказывания и т.д.), содержание обучения школьников различным видам речевой деятельности (чтению, слушание, говорению, письму), перечень основных видов работ по развитию связной речи.
В программе старшей школы речевая и языковая линии объединяются в разделах «Стилистика и культура речи» (10-11 классы), «Риторика» (12 класс), которые имеют практическую направленность.
В программе для старшей школы повторение, систематизация и углубление знаний даётся через призму практической и функциональной стилистики. В программе 10-го класса предусмотрено овладение фонетическими, лексическими, словообразовательными и морфологическими особенностями функциональных стилей, а в программе 11-го класса – синтаксическими.
Программа 12-го класса представляет обобщение и систематизацию изученного по стилистике и культуре речи, нормам литературного языка, орфографии и пунктуации, а также включает раздел «Риторика».
Задача курса риторики – сформировать коммуникативную компетенцию учащихся, на основе знаний о риторике как науке и искусстве слова, специфике устной публичной речи, умениях и навыках красноречия. Изучение этого курса предполагает формирование у учащихся потребности в постоянном совершенствовании своей речевой деятельности. Курс имеет практическую направленность, поэтому весомое место на занятиях должна занять работа по анализу и обсуждению образцов публичных выступлений, структурированию публичных выступлению, формированию у школьников толерантного отношения к собеседнику, умения участвовать в спонтанных и подготовленных диалогах-дискуссиях, словесных баталиях.
9. Какой раздел учебной программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (2005г.) соответствует языковой линии? Каково содержание этого раздела?
Языковой линии соответствует вторая часть «Сведения о языке. Языковые единицы и нормы их употребления», которая содержит основные лингвистические понятия, нормы русского литературного языка, правила орфографии и пунктуации.
10. Каким образом в учебной Программе по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (2005г.) представлена деятельностная линия?
11. Каким образом учебная Программа по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (2005г.) предусматривает социокультурное развитие учащихся?
Для социокультурного развития учащихся используется дидактический материал, содержащий сведения о культуре, обычаях, традициях, праздниках, главных исторических событиях, выдающихся деятелях русского народа, мастерах художественного слова. Примерная тематика дидактического материала представлена в приложении к программе.
12. Какие разделы науки о языке рекомендованы учебной программой по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (2005г.) для изучения в 5-ом классе?
13. Какие разделы науки о языке рекомендованы учебной программой по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (2005г.) для изучения в 6-ом классе?
14. Какие разделы науки о языке рекомендованы учебной программой по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (2005г.) для изучения в 7-ом классе?
15. Сколько часов в неделю отводится учебной программой по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (2005г.) на изучение русского языка в 5-ом, в 6-ом, 7-ом, в 8-ом, в 9-ом, в 10-ом, в 11-ом классах?