Требования, предъявляемые к оформлению плана-конспекта урока русского языка
Количество, содержание и последовательность этапов урока определяются выбранным типом урока.
Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика» |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика» » Отчетная документация по педпрактике » План-конспект урока русского языка
Требования, предъявляемые к оформлению плана-конспекта урока русского языка
Количество, содержание и последовательность этапов урока определяются выбранным типом урока.
Уважаемые студенты, ознакомьтесь, пожалуйста, с примерами составления планов-конспектов уроков.
План-конспект
урока русского языка
Составитель разработки - Кравцова Людмила Алексеевна, преподаватель кафедры русского языкознания филологического факультета Харьковского национального университета им В.Н. Каразина [1, стр. 42-49].
Тема урока. Наречие: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Наречие как средство связи предложений в тексте, а также как способ повышения выразительности речи и выражения оценки.
Класс: 7.
Тип урока: Урок сообщения нового материала.
Цели урока:
Образовательная – дать понятие о наречии как неизменяемой части речи; формировать у учащихся умение опознавать наречия в тексте; доказывать принадлежность слова к классу наречий на основе семантико-грамматических особенностей слов.
Развивающая – развивать логическое мышление учащихся на материале наречий как одного из средств выражения межфразовых связей.
Воспитательная – воспитывать у учащихся любовь к родному языку.
Методы и приемы: репродуктивный, слово учителя, частично-поисковый, языковой разбор; работа с учебником, таблицами.
Оборудование урока: орфографический словарь, раздаточный материал, таблица учебника.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
I. Оргмомент | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Обратите внимание на тему урока, записанную на доске. Самостоятельно определите задачи урока. | Записывают число и вид работы, тему урока. | |
II. Проверка домашнего задания (9–10 мин). Актуализация опорных знаний и умений учащихся по ранее изученному материалу. | Прежде чем перейдем к изучению новой темы, проверим домашнее задание. Для этого: | 1. Трое учащихся получают индивидуальные задания: произвести синтаксический разбор предложения, построить схему предложения, графически обозначить орфограммы. | |
IV. Объяснение нового материала (7 мин). | 1. Слово учителя: Внимание! Наречие очень сложная по правописанию часть речи. Чтобы усвоить правила написания наречия, надо уметь узнавать его в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Что мы должны научиться делать прежде всего? Какое наречие вы услышали в последних фразах учителя? | Должны научиться различать наречие среди других частей речи, правильно задавать вопрос к наречию. | |
V. Рефлексия. Первичное закрепление знаний, умений и навыков по теме (8 мин). | 1. Прочитайте (на с. 181) в параграфе 27 определение наречия. Что нужно заучить, по вашему мнению? Как это показано в учебнике? По какому принципу выделены в параграфе абзацы? Определите основную мысль каждого абзаца. Отвечая на следующий вопрос, подберите собственные примеры. Есть ли в учебнике какие-либо дополнительные сведения о наречии? | Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (если относится к глаголу) – говорит шепотом; признак предмета (если относится к существительному) – яйцо всмятку; признак признака (если относится к прилагательному, причастию и другому наречию) – очень интересный, очень долго. | |
VI. Рефлексия. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений (13 мин). | 1. Пользуясь орфоэпическим словарем, распределите следующие слова в две группы: а) произносится [шн]; б) произносится [чн]. Произнесите наречия вслух. 2. Расставьте ударение. Как называются такие слова? 3. Определите роль наречий в предложениях. Выделите ошибкоопасные места в наречиях. | «Хвойный лес». Описание | |
VII. Подведение итогов урока (2 мин). | Учитель формулирует задание для подведения итогов урока. Составьте вопросы по теме «Наречие как часть речи». Какие трудные для написания слова запомнили? Оценки учащимся. | 1) Солнце грело нежарко, и каждый листик и травка насквозь светились под весенним лучом. Как умытые, свежо зазеленели луга. Синие и лиловые ирисы пышно раскрылись в траве. (Н. Прилуков) | VIII. Задание на дом (3 мин). | Основное задание: выучить определение наречия на с. 181; используя его, выполнить письменно упражнение 259. Ответить на дополнительный вопрос. Для отстающих: из книги любого русского писателя выписать 6 предложений с наречиями и объяснить их принадлежность к классу наречий. Подберите синонимы и антонимы к наречию далеко. Составьте с ними предложение. | Учащиеся составляют 3 вопроса по теме «Наречие как часть речи»; указывают, какие трудные для написания слова запомнили. Определяют цель выполнения задания. Отвечают на теоретический вопрос: какие слова являются наречиями? |
Литература:
1. Російська мова: Програма для 5–12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання – Київ, 2005.
2. Быкова Е. И., Давидюк Л. В., Стативка В. И. Русский язык. Учебник для 7 класса. – Киев, 2007.
3. Фефилова Г. Е. Все уроки русского языка. 7 класс. – Харьков, 2008.
Педагогические выводы
В соответствии с учебными целями школьники получили представление о наречии как части речи, его общем значении, морфологических признаках и синтаксической функции в предложении, научились на основе семантико-грамматических особенностей слов опознавать наречие в тексте, доказывать принадлежность слова к классу наречий.
На уроке выполнялись упражнения различного типа, что позволило учащимся не только усвоить и закрепить сведения о наречии, но также повторить разные виды языкового разбора: морфемный анализ (разбор наречий по составу), синтаксический анализ словосочетаний, знания по лексике – подбор синонимов к наречиям, знания по орфоэпии – произношение некоторых наречий.
Урок был отмечен активностью учащихся. На поставленные вопросы в основном были получены аргументированные ответы; школьники строили устные рассуждения; изложение материала, подобранного учителем, позволило ученикам самостоятельно сформулировать вывод о признаках наречия, его отличии от других частей речи.
Цели урока были достигнуты.
__________________________________________
План-конспект
нетрадиционного урока
Составитель разработки - Людмила Алексеевна Кравцова, преподаватель кафедры русского языкознания филологического факультета Харьковского национального университета им В.Н. Каразина [1, стр. 58-63]
Урок смеха (повторение и обобщение знаний по орфографии и пунктуации).
Класс 7
Цели урока:
обучающая: систематизировать и обобщить знания учащихся. Повторить основные орфограммы и пунктограммы;
развивающая: развивать логику мышления, остроумие, речь. Совершенствовать умение использовать правила на практике;
воспитательная: способствовать воспитанию интереса к русскому языку.
Ход урока
I. Объявление темы и цели урока.
Учитель:
– У нас сегодня необычный урок – урок смеха. Но смех сегодня особый: смеясь, мы будем повторять и обобщать изученный материал. И смеяться мы будем только над собой, над своими ошибками, и смех наш будет не злой, а добрый. Поэтому главная задача сегодня – научиться смеяться (не обязательно громко, можно «про себя»), используя шутки, юмор, каламбуры, остроумные правила. Итак, приступим.
II. Работа над темой урока.
1. Юмористическая разминка «Смешинка».
– Каково значение слова юмор?
(От англ. humor – 1) добродушно-насмешливое отношение к чему-либо; умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное; 2) в искусстве – изображение чего-либо в смешном виде, беззлобное и веселое вышучивание).
– Изменяется ли по временам слово курица? (Да. Настоящее время – курица, прошедшее время – яйцо, будущее время – гриль).
– Кто такой барон Фон Этик? Может ли он иметь женский род? (Да. Фон Этик – это фонетика).
– Как бы ответил Вовочка, задай ему учитель вопрос: «Вовочка, приведи примеры двух местоимений?» (– Кто, я?).
– Являются ли слова тире и молчанка синонимами?
(Исторически – да. К концу ХVIII в. стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире (или «черту») первым начал применять Н. М. Карамзин. А языковед А. Барсов, ученик М. В. Ломоносова, назвал этот знак «молчанкой»).
– Какие приставки можно назвать хамелеонами? Почему? (Пре-, при-, раз-, рас-, роз-, рос-).
Учитель:
– Юмористическая разминка подошла к концу. Вы здесь показали свое остроумие, умение воспринимать юмор, смеяться. А мы двигаемся дальше. «Смехопанорама» открывает следующую страницу.
2. Диктант «Смешное и серьезное» – «Помогите Буратино».
Инсценировка диктанта – опережающее задание. Мальвина проводила с Буратино диктант. Она читала слова, а Буратино записывал их, устно объясняя правописание. Послушайте его объяснение. Согласны ли вы с ними?
Д…лина («Пишем а, проверочное даль»), гв…здика («Пишем о , проверочное гвоздь»), г…рдероб («Пишем о, гордость»), к…кой («Пишем а, как»), л…пата («Пишем а, лапа»), п…рина («Пишем и, пир»), п…тух («Пишем и, пить»), истр…бить («Пишем е, требовать»).
– Какую орфограмму повторили?
(С безударной гласной
Спорить опасно.
Скорей безударную
Смени на ударную.)
3. Синтаксический разбор «Сюрприз».
Циклоп во время циклона читал энциклопедию и цикл стихов.
– Какой «сюрприз» заключается в предложении?
В существительных на -ция
Мы всегда напишем -ия.
И под корнем посмотри:
Тоже пишем букву и.
Учащиеся иллюстрируют правило, выделяя нужные корни – «сюрпризы».
4. Знаки препинания.
Оказывается, шутить можно и со знаками препинания. Но шутить с ними нужно осторожно.
«Маленькая шутка Виктора Гюго»
Знаменитый французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только вопросительный знак – «?». Издатель также ответил без слов – «!».
– Что скрывается за этими знаками? («?» – «Ну как? Понравилось? Можно ли напечатать?»; «!» – «Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-либо читал! Я ее немедленно издам»).
– Какой можно сделать вывод? (И писатель, и издатель умели не только ставить, но и «читать», т. е. хорошо понимали знаки препинания).
– А как же мы умеем понимать пунктуацию?
5. Расставим запятые.
Стихотворение Бориса Заходера «Где поставить запятую?» (написано на листе ватмана или на доске):
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
– Вот что значит запятая!
– Что же значит запятая в данном стихотворении? (Запятая служит для определения смысла предложения. Стихотворение – это сложное предложение, поэтому запятая отделяет простые предложения друг от друга.)
– Какие еще знаки препинания встретились? Для чего они служат?
6. Обобщающая работа «Шляпа и мантия знатока». Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. По орфограммам и пунктограммам, используемым в тексте, составляется обобщающая таблица. После выполнения работы самому грамотному надевают шляпу и мантию знатока языка.
Из вредных советов Григория Остера.
Если друг на день рожден…я
Пр…гласил тебя к себе (,)
Ты остав… п…дарок дома (,)
Пр…годит…ся самому.
Сесть старайся рядом с тортом (,)
В разговоры (не)вступай: –
Ты (во)время разговоров
Вдвое меньше с…еш… конфет.
Выб…рай куски поменьше (,)
Чтоб быстрее проглотить.
(Не) хватай салат руками –
Ложкой больше зачерпнеш… .
Если вдру… дадут орехи (,)
Сып… их бережно в карман (,)
Но (не)пряч… туда варен…е –
Трудно будет вынимать.
Орфограмма | Примеры из текста |
1. Разделительный | Рожденья, варенья |
Дополнительный материал для объяснения орфограмм
НЕ с глаголами
Не выучил – не делай.
Не знаешь – не спеши.
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши.
(Косогоровский)
Согласная от гласной, бывает, отделяется.
И этот разделитель мягким знаком называется.
Стоит после корня – и ты посмотри –
Он отделяет е, ё, ю, я, и.
В наклоненье повелительном
Мягкий знак пиши стремительно.
В наклоненье сослагательном
Мягкий знак не обязателен.
В глаголах на -ешь, -ишь, -ёшь
Мягкий знак всегда хорош.
Мы приставку на согласный
Перед е, ё, ю, и я
Отделяем безопасно твердым знаком
Без труда.
Сложное предложение с несколькими простыми –
Не забудь их отделить друг от друга запятыми.
III. Заключительное слово учителя.
Ты стал немножко умней,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен…
(Дж. Чиарди)
ЛИТЕРАТУРА
1. Жулий Т. Б. Лингвистические игры. Луганск, 2002.
2. Ковалев В. Словарь этимологически проверяемых слов русского языка. – Луганск, 2002.
3. Материалы журнала РЯЛК. – 2007. – № 1.
4. Подгаецкая И. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М., 2002.
5. Фролова Т.Я. Методика интенсивного обучения правописанию. – Симферополь, 2001.
__________________________________________
Татьяна Викторовна, скажите план - конспект должен быть именно в виде таблицы или же нет?
Виктория, план-конспект урока каждый учитель пишет так, чтобы ему удобно было проводить урок по этому плану.
Вы здесь » Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика» » Отчетная документация по педпрактике » План-конспект урока русского языка