ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Цели педагогической практики определяются в соответствии с ее назначением – подготовить студентов к самостоятельной системной учебной и воспитательной работе с учащимися СОШ на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование у будущих учителей лингвистической, методической и психолого-педагогической компетенций.
Они формулируются следующим образом:
1) формирование у студентов умения осуществлять профессиональную деятельность по обучению школьников русскому языку и литературе в общеобразовательных учебных заведениях на базе сформированной у них лингвистической компетенции и знания основ методики, педагогики и психологии;
2) развитие умения творчески применять полученные знания по методике обучения русскому языку и литературе в учебно-воспитательной работе и разрешать конкретные методические задачи в соответствии с условиями педагогического процесса;
3) обеспечение возможности практического познания студентами закономерностей профессиональной деятельности и овладения способами ее организации;
4) воспитание у студентов потребности систематически пополнять свои знания и творчески применять их на практике.
Для достижения этих целей ставятся определенные задачи педагогической практики.
1. Учебные:
⎯ обеспечение связи теоретических знаний с реальным педагогическим процессом (применение знаний, полученных на занятиях по методике русского языка и литературы для решения конкретных учебных, развивающих и воспитательных задач);
⎯ приобретение навыков самостоятельного ведения учебной и воспитательной работы с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий учащихся;
⎯ развитие умения проводить уроки различных типов
с использованием педагогических методов и приемов, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся;
⎯ формирование у студентов психологической готовности к работе в школе;
⎯ повышение интереса к труду учителя русского языка и литературы.
2. Научные:
⎯ совершенствование навыков научно-исследовательской работы;
⎯ формирование умения отбирать методы и приемы обучения, адекватные целям и содержанию урока, возрастным особенностям учащихся и конкретным условиям педагогического процесса.
3. Профессиональные.
Основной профессиональнойзадачей педагогической практики является формирование у студентов следующих умений и навыков:
⎯ работать со школьной документацией (заполнять журнал, проверять дневники и тетради учащихся);
⎯ правильно определять обучающую и воспитательную цели уроков русского языка и литературы,их типы, организационную структуру и формы проведения;
⎯ подбирать, а в случае необходимости изготавливать раздаточный дидактический материал и наглядные пособия в соответствии с познавательной целью урока;
⎯ своевременно, рационально и умело использовать ТСО;
⎯ стимулировать интерес и активность учеников к усвоению знаний, развивать их внимание, мышление, речь;
⎯ делать комплексный анализ уроков и внеклассных мероприятий по предметам (русский язык и литература);
⎯ самостоятельно изучать передовой педагогический опыт учителей, обобщать и использовать его при написании рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ.
Цели и задачи педагогической практики по русскому языку
Студенты филологического факультета в течении педпрактики должны приобрести следующие методические умения:
1) разрабатывать комбинированные (синтетические) уроки, уроки изучения нового теоретического материала, уроки формирования умений и навыков, уроки обучающего подробного, сжатого и выборочного пересказа текстов повествовательного и описательного характера, уроки подготовки к обучающему сочинению на нелитературную тему;
2) составлять развёрнутые планы-конспекты уроков русского языка;
3) подбирать к урокам дидактический материал на основе слов, словосочетаний, предложений и текстов рзличных типов и стилей речи;
4) целенаправленно использовать в подготовке к урокам различную методическую литературу: сборники диктантов, изложений, упражнений, разработки уроков, словари, методические рекомендации и др.;
5) проводить уроки комбинированного типа, уроки сообщения новых знаний, формирования умений и навыков, закрепления, повторения, а такжеуроки обучающего пересказа и обучающего сочинения на нелитературную тему;
6) изготовлять тематические наглядные пособия;
7) разрабатывать компьютерные презентации к урокам;
8) подбирать иллюстративные материалы, используя интернет-ресурсы;
9) производить фронтальный и индивидуальный опрос учеников;
10) проверять рабочие, домашние и контрольные тетради учащихся;
11) оценивать знания, умения и навыки школьников по русскому языку в соответствии с утвержденными критериями;
12) разрабатывать и проводить индивидуальные занятия во внеурочное время с одним-двумя учащимися, имеющими пробелы по русскому языку;
13) планировать записи на доске и в тетрадях учащихся;
14) определять объём домашней работы учащихся, не создающий перегрузки;
15) проводить инструктаж к выполнению домашней работы;
16) осуществлять на уроках русского языка межпредметные связи;
17) вести воспитательную работу на уроках;
18) развивать у учащихся интерес к урокам русского языка;
19) воспитывать толерантное отношение к языкам народов, проживающих
в АР Крым;
20) использовать на уроках занимательные материалы, проводить лингвистические игры;
21) подбирать необходимый материал к внеклассным мероприятиям по русскому языку;
22) составлять планы-конспекты внеклассных мероприятий;
23) проводить с учащимися внеклассную работу по предмету;
24) анализировать свои уроки и уроки коллег-практикантов.
Цели и задачи педагогической практики по литературе
Основная цель педагогической практики по литературе заключается в том, чтобы содействовать подготовке преподавателя, который бы ясно понимал, что эстетическое и нравственное богатство русской и мировой литературы может быть освоено учащимися только при системном подходе к её изучению, предполагающем обращение к историко-культурному контексту, поэтапное освоение эстетики художественного произведения в совместном интеллектуальном поиске учителя и учеников.
Практика направлена на то, чтобы студенты освоили особенности работы в 5-8 классах, где в основе преподавания литературы лежит чтение и анализ отдельных произведений.
В ходе практики у будущих преподавателей вырабатывается ряд важных профессиональных умений и закрепляются те представления, которыебыли получены раньшепри изучении фундаментальных наук, дисциплин психолого-педагогического цикла.
Перечень умений и навыков, необходимых в преподавании литературы
и формируемых или закрепляемых в ходе практики
1. Умение рассматривать явления литературы в историко-культурном контексте, анализировать содержательность формы, воспринимать произведение в его целостности.
2. Умение выбирать способы, пути анализа литературного произведения, соответствующие его специфике, возрастным особенностям учащихся.
3. Умение наблюдать, фиксировать, анализировать опыт учителей, работу своих товарищей, критически рассматривать свою деятельность при обязательном учёте деятельности учащихся. Знать основные принципы анализа уроков, внеклассной работы по литературе.
4. Навыки ведения научных исследований, особенно методических, педагогических.
5. Владение такими методами и приёмами:
⎯ выразительное чтение, умение учить ему школьников;
⎯ рассказ;
⎯ лекция;
⎯ постановка учебных задач, поэтапных заданий, создание проблемных ситуаций, проведение форм контроля за усвоением знаний учащихся;
⎯ беседа;
⎯ рассказ-беседа;
⎯ пересказ, различные его виды, включая устное рисование, иллюстрирование, художественное рассказывание, инсценирование и т.д. Умение обучать им школьников;
⎯ составление планов, тезисов, конспектов;
⎯ самостоятельная работа, её организация, проведение;
⎯ использование портретов, альбомов, репродукций, словарей, технических средств (фонохрестоматий, учебных видеофильмов);
⎯ использование элементов игры, занимательного материала.
6. Владение навыками и умениями рациональной подготовки к проведению различных видов учебно-воспитательной работы:
⎯ умение составить тематический план, творчески использовать готовый его вариант;
⎯ умение готовиться к разным видам уроков (отбирать необходимый материал, давать его трактовку, проявив при этом творческий подход, выбирать соответствующие методы, приёмы, намечать структуру), заботиться об оптимизации учебно-воспитательного процесса, творчески использовать методические рекомендации;
⎯ умение работать с текстом (выделить непонятные места, разделить на части, отметить, что будет цитироваться, выделить опорные эпизоды, продумать методику работы с ними и т.д.);
⎯ умение выразительно читать и обучать этому школьников;
⎯ умение составлять конспекты уроков, развёрнутые планы уроков;
⎯ умение подготовить внеклассную работу по литературе, различные виды её (определить форму, организовать, подготовить исполнителей, составить план, подобрать материал, скомпоновать его, оформить запись);
⎯ умение подбирать литературу, материал к изучению темы, к уроку, к внеклассной работе (вести картотеку, иметь папку с вырезками из газет, журналов и т.д.).
7. Владение навыками самостоятельного ведения учебной и воспитательной работы с учащимися:
⎯ проведение уроков разных типов в соответствии со спецификой художественной литературы и возрастными особенностями учащихся, с учётом современных требований высокого качества, эффективности, глубокого воздействия на учащихся;
⎯ проведение разных видов внеклассной работы;
⎯ умение проверять тетради по литературе.