Сценарий литературного вечера,
посвящённого М.А.Волошину
« МОЛЮСЬ ЗА ТЕХ И ЗА ДРУГИХ ! »
РАЗРАБОТАЛА:
учитель-методист сош №6
г.Симферополя
Т.А.Жиленко
2006\2007 уч. год
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством русского поэта, жив-
шего в Крыму, М.А.Волошина, показать мудрость этого всесторонне
развитого человека, широту его души, высокий гуманизм, определив-
ший нравственную позицию поэта, художника и философа, сумевшего
в грозные годы гражданской войны встать над усобицей и защищать
и «тех» и «других». Развивать творческие способности учащихся, их
речевую и коммуникативную компетентность. Способствовать воспи-
танию у школьников интереса к истории Крыма, к русской литературе.
Оборудование: оформленная сцена ( портрет Волошина, годы жизни, пла-
каты с надписями «Крым Киммерия Коктебель», слова поэта: «Эти
просторы священны уж тем, что однажды под вечер Пушкин на них
посмотрел с корабля по дороге в Гурзуф!», «Усобица», «Россия рас-
пятая», репродукция одной из картин М.Волошина; музыкальное
сопровождение.
Ход мероприятия
I Вступительное слово учителя: в нашей школе стало традицией проводить литературные вечера, вот и сегодня у нас вечер, посвящённый жизни и творчеству
большого русского поэта М.А.Волошина. Это ещё и крымский поэт, воспевший нашу маленькую родину и влюбивший в Крым и Киммерию творческую интеллигенцию начала
20 века. Макс Волошин был не только талантливым поэтом, прозаиком, критиком, худож-
ником, но и замечательным другом, сыном, просто человеком, человеком мира. Ему при-
шлось пережить страшные по жестокости годы гражданской войны. О его страданиях,
душевной боли мы можем прочитать в лекциях, обращённых к людям, «Россия распятая».
Максимилиан Волошин в эти годы сумел подняться над усобицей и защищать страдаю-
щих. Перед белыми он защищал красных, перед красными белых и «молился за тех и за
других». Я надеюсь, что после нашего вечера многим из вас захочется побывать в Коктебеле, в Доме-музее Максимилиана Александровича Волошина и вы откроете для
себя ещё одну страничку в истории литературного Крыма, нашей маленькой, но такой
чудесной родины.
ПЕРВАЯ СТРАНИЧКА : « ПОЭТИЧЕСКИЙ КОЛУМБ КИММЕРИИ»
I Ведущий: Серебряный век зажёг на небосклоне мировой и русской поэзии немало ярких звёзд. Среди них и Максимилиан Александрович Волошин—поэт, художник, литературный и художественный критик, философ. Кто лучше всего расскажет нам о нём, кроме его самого. В автобиографии, которую поэт написал в 1925 году, он разделил свою жизнь на семилетья : « Сейчас мне идёт сорок девятый год. Я доживаю седьмое семилетье жизни, которая правильно располагается по этим циклам».
II Ведущий: Первое семилетье—детство (1877 — 1884) Родился в Киеве 16 мая 1877 года в Духов день. Отец Александр Максимович Кириенко — Волошин был юристом, его предки — казаки из Запорожья. Мать Елена Оттобальдовна —из немцев, обрусевших с 18 века. Первые детские впечатления: Таганрог, Севастополь, с 4 до 16 лет—Москва. С 5 лет постоянные спутники жизни — книги: Пушкин, Лермонтов и Некрасов, Гоголь и Достоев-
ский, немногим позже—Байрон и Эдгар По.
III Ведущий: Второе и третье семилетье—отрочество и юность до 1898 года.
Книги. Взрослые. Домашние звери. Сверстников мало. Конец отрочества отравлен гимна-
зией. Тоска и отвращение ко всему, что в гимназии и от гимназии. 1893 год. Судьба не-
ожиданно приводит меня в Коктебель. Историческая насыщенность Киммерии и строгий
пейзаж Коктебеля воспитывают дух и мысль. Феодосийская гимназия —получаю первую
прививку « славы»: возникает требовательность к себе.
IV Ведущий: Четвёртое семилетье — годы странствий 1898 —1905
Максимилиана Волошина можно смело назвать человеком мира: столько дорог прошагал он по просторам земли. «За гроши пешком прошёл я почти всю Европу. В эти годы — я только впитывающая губка, я весь—глаза, весь—уши, странствую по странам, музеям, библиотекам: Рим, Испания, Корсика, Сардиния, Лувр, Ватикан… Учусь всему: художест-
венной форме — у Франции, чувству красок — у Парижа, логике— у готических соборов, прозе — у Флобера, стиху — у Готье».
I Ведущий: Пятое семилетье—этапы блуждания духа, Волошин определил их 1905-
1921 годами: буддизм, католичество, магия, масонство, оккультизм, теософия.
II Ведущий: Шестое семилетье—война 1912—1917 годы.
Москва, Петербург, воюющая Европа. 1915 год—Париж, пишу книгу стихов о войне.
Возвращение через Англию и Норвегию в Россию. Вернувшись весной 1917 в Крым, я уже более не покидаю его. Ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую — все волны
гражданской войны и смены правительства проходят над моей головой.
III Ведущий: Седьмое семилетье—революция. Ни война, ни революция меня не испугали…, я их ожидал давно и в формах, более жестоких. 19-й год толкнул меня к борьбе с террором, независимо от его окраски. Из самых глубоких кругов преисподней Террора и Голода я вынес свою веру в человека… Темой моей является Россия во всём её
историческом единстве… , у меня есть стихи о революции, которые одинаково нравились
и красным, и белым. Свой дом я превратил в приют для писателей и художников.
IV Ведущий: На этом заканчивается автобиография Волошина. Ещё восемь лет отмерено ему судьбой до 11 августа 1932 года. По-прежнему—Коктебель, странствия по
Киммерии, находки, открытия, стихи, акварели, друзья, дух творчества в доме поэта.
ЧТО КОКТЕБЕЛЬ БЕЗ ВОЛОШИНА И ВОЛОШИН БЕЗ КОКТЕБЕЛЯ ?
I Ведущий: Мы живём в Крыму и знаем, что такое Коктебель, но что же такое Киммерия?
Сам Максимилиан Александрович дал ответ на этот вопрос. «киммерией я называю восточную область Крыма от древнего Сурожа(Судака) до Босфора Киммерийского (Кер-
ченского пролива). Название происходит от древних насельников этого края—киммерий-
цев.
II Ведущий: Киммерия не сразу вошла в сердце Волошина. «Я не являюсь уроженцем
по рождению, а только по усыновлению»,—писал поэт. Ему понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземного моря, чтобы понять красоту и единственность Коктебеля.
III Ведущий: Солнце жаром палит, раскаляя гранит,
И ни облачка на небосклоне.
Все деревья стоят, и листы не шуршат,
И не движется ветер на воле.
Тихо плещет волна, будто неги полна,
И гуляет себе на просторе.
И без меры в длину, без конца в ширину
Расстилается Чёрное море.
IV Ведущий: За любовь и преданность Киммерии природа наградила поэта изумительным подарком: на уходящей в море скале Кок—Кая «судьбой и ветрами» иссечён профиль человека, удивительно напоминающий Волошина. Вот как сам поэт сказал об этом:
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поёт в строфах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
Послушайте стихи Максимилиана Волошина о Киммерии.
Чтецы выходят и читают стихи.
Первый чтец: Равнина вод колышется широко,
Обведена серебряной каймой.
Мутится мыс, зубчатою стеной
Ступив на зыбь расплавленного тока.
Туманный день раскрыл златое око,
И бледный луч, расплесканный волной,
Скользит, дробясь над мутной глубиной,—
То колос дня от пажитей востока.
В волокнах льна златится бледный круг
Жемчужных туч, и солнце, как паук,
Дрожит в сетях алмазной паутины.
Вверх обрати ладони тонких рук—
К истоку дня! Стань лилией долины,
Стань стеблем ржи, дитя огня и глины!
Второй чтец:
Как в раковине малой—Океана Великое дыхание гудит,
Как плоть её мерцает и горит Отливами и серебром тумана,
А выгибы её повторены В движении и завитке волны,—
Так вся душа моя в твоих заливах, О, Киммерии тёмная страна,
Заключена и преображена.
Третий чтец:
Моя земля хранит покой, Как лик иконы измождённой.
Здесь каждый след сожжён тоской Здесь каждый холм—порыв стеснённый.
Я вновь пришёл—к твоим ногам Сложить дары своей печали,
Бродить по горьким берегам И вопрошать морские дали.
Всё так же пуст Эвксинский понт И так же рдян закат суровый,
И виден тот же горизонт, Текучий, гулкий и лиловый.
Четвёртый чтец:
Фиалки волн и гиацинты пены Цветут на взморье около камней.
Цветами пахнет соль… Один из дней,Когда не жаждет сердце перемены
И не торопит преходящий миг, Но пьёт так жадно златокудрый лик
Янтарных солнц, просвеченных сквозь просинь. Такие дни под старость дарит осень…
Пятый чтец : «Отливают волны розовым глянцем…»
Шестой чтец: «Светло-зелёное море с синими полосами…»
I Ведущий: Что Коктебель без Волошина и Волошин без Коктебеля!
Здесь сказка в сказку вплетена, здесь в песне — песня верно спета,--
И навсегда обручена с душой земли душа поэта! ( С.Дурылин 17.08.1926
ВТОРАЯ СТРАНИЧКА : «В ДОМЕ ПОЭТА»
II Ведущий: Чувство нерасторжимой общности с Киммерией окончательно сложилось у
Волошина в 1903 году. Тогда на берегу Коктебельской бухты он построил
небольшую дачу, которая в течение десятилетия превратилась в Дом поэта—
гостеприимный приют для людей искусства и науки.
III Ведущий: При жизни хозяина в нём побывало много людей, чьи имена и дела стали
гордостью русской культуры 20 века. В Доме поэта гостили писатели: Горь-
кий, .Пришвин, Тренёв, конструктор Сергей Королёв, художники
Петров-Водкин, Бенуа, Богаевский; подолгу жили, работали и творили писа-
тели: Алексей Толстой, Михаил Булгаков, Корней Чуковский, поэты: Мари-
на Цветаева, Николай Гумилёв, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Бальмонт и
Мандельштам, и ещё многие и многие другие.
IV Ведущий: Всех этих деятелей культуры привлекали не только библейские холмы Кок-
тебеля, не только сказочно-прекрасный Кара-Даг, поражающий своим вели-
чием, не только ласковое море и берег, усыпанный яшмой, сердоликом и хал-
цедоном, но, прежде всего, Волошин — поэтический колумб Киммерии, чело-
век больших знаний, сердечной теплоты и огромного сердца.
I Ведущий: В Доме поэта всегда царила творческая атмосфера. До обеда все работали, а
вечерами собирались в мастерской или на вышке дома, читали написанное,
обсуждали стихи, картины, спорили об искусстве, устраивали литературные
конкурсы, дурачились, называя себя обормотами, а затем шли на берег моря
слушать музыку волн.
II Ведущий: В 1924 году В.Брюсов писал:«Сейчас в России нет нигде такого сосредото-
чия интересных людей». Коктебель называли «Киммерийскими Афинами».
Незадолго до смерти Макс Волошин завещал свой Дом советским писателям,
а сейчас это Дом-музей поэта.
Чтение стихотворения М.Волошина «Дом поэта»
Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом открыт навстречу всех дорог.
В прохладных кельях, беленных извёсткой,
Вздыхает ветр, живёт глухой раскат
Волны, взмываюшей на берег плоский,
Полынный дух и жёсткий треск цикад.
А за окном расплавленное море
Горит парчой в лазоревом просторе.
Окрестные холмы вызорены
Колючим солнцем. Серебро полыни
На шиферных окалинах пустыни
Торчит вихром косматой седины…
Войди, мой гость, стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога…
Со дна веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таитах…
Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далёкий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живёт в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.
ДАВАЙТЕ И МЫ ПЕРЕСТУПИМ ПОРОГ ДОМА ПОЭТА.
Исценировка «В Доме Волошина». Гости пьют чай, исполняют романс и вспоминают
о хозяине этого Дома.
ЕЛЕНА ОТТОБАЛЬДОВНА — МАТЬ ПОЭТА:
Я Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина, урождённая Глазер—хозяйка Дома поэта.
Мой муж Александр Максимович Кириенко-Волошин умер, когда Максу было 4 года. Всю свою жизнь я посвятила сыну: жила его жизнью, радовалась его радостями и печали-
лась вместе с ним. Наш дом в Коктебеле всегда был полон гостей, милых «обормотов». Я любила их всех, была другом друзей Максимилиана. А они называли меня Пра, от слова праматерь. Вот как описала меня Марина Цветаева: « Мама: седые, отброшенные назад волосы, орлиный профиль с голубым глазом, белый, серебром шитый длинный кафтан,
синие, по щиколотку, шаровары, казанские сапоги… Первое впечатление—осанка. Цар-
ственность осанки. Двинется—рублём подарит…»
Макс был внимательным, заботливым и нежным сыном, ухаживал за мной, когда я слегла и умирала, очень страдал. Но не будем о грустном, вот шуточное стихотворение обо мне. Оно называется «Пра».
Я Пра из Прей. Вся жизнь моя есть пря.
Я, неусыпная, слежу за домом.
Оглушена немолкнувшим содомом,
Кормлю стада голодного зверья.
Мечась весь день, и жаря, и варя,
Варюсь сама в котле, давно знакомом…
Варить борщи и ставить самовары—
Мне, тридцать лет носящей шаровары,
И клясть кухарок?— Нет! Благодарю!
Когда же все пред Прою распростёрты,
Откинув гриву, гордо я курю,
Стряхая пепл на рыжие ботфорты.
ВХОДИТ ГОСТЬ С ГИТАРОЙ, ЕГО ПРИВЕТСТВУЮТ, ЗВУЧИТ РОМАНС
«Белой акации гроздья душистые»
МАКС ВОЛОШИН и МАРИНА ЦВЕТАЕВА:
Я Марина Цветаева, marina— по латыни значит «морская». С Максом нас связывали особые отношения, я очень многим обязана ему. В 1910 году ещё гимназисткой я выпустила свой первый сборник стихов «Вечерний альбом». Хорошо о нём отозвались Брюсов, Гумилев и Волошин. Макс даже пришёл ко мне в гости:
МАРИНА: Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из-под цилиндра безмерное лицо в
Оправе вьющейся бороды.
ВОЛОШИН: Можно видеть Марину Цветаеву?
МАРИНА: Это я.
ВОЛОШИН: А я Макс Волошин. К Вам можно? Вы читали мою статью о Вас? Нет?
Я так и думал и потому Вам её принёс.
МАРИНА: Завязалась беседа о том, что люблю, как люблю, что пишу — полная отдача
другому, внимание, проникновение, глаз не сводя с лица и души другого…
Сидим в кабинете отца, гадаем, из гаданья запомнила лишь это:
ВОЛОШИН: Когда вы любите человека, вам всегда хочется, чтобы он ушёл, чтобы о нём
помечтать. Ушёл подальше, чтобы помечтать подольше.
Кстати, я должен идти.
МАРИНА: Как? Уже?
ВОЛОШИН: Мы пробеседовали уже 5 часов. Я пришёл в 2, а сейчас 7. Я скоро опять
приду, до свидания, спасибо Вам.
К Вам душа так радостно влекома! О, какая веет благодать
От страниц «Вечернего альбома»!(Почему «альбом», а не «тетрадь»?)
Кто Вам дал такую ясность красок? Кто Вам дал такую точность слов?
Смелость всё сказать: от детских ласок До весенних новолунных снов?
Ваша книга—это весть « оттуда», Утренняя благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда, Но как сладко слышать: «Чудо — есть!»
МАРИНА: А 5 мая я впервые вступила на коктебельскую землю перед самым Максиным
домом, из которого уже огромными прыжками, по белой внешней лестнице,
нёсся мне навстречу совершенно новый, неузнаваемый Макс. Там, в Коктебеле,
я познакомилась с Верой, Елизаветой и Сергеем Эфронами, а через год Сергей
стал моим мужем. Он был красивый, грустный, с поразительно огромными
глазами. Я стала собирать камешки на берегу, Сергей помогал мне. Я загадала:
если он найдёт сердолик и подарит мне, я выйду за него замуж! Он нашёл сер-
долик и вложил мне в ладонь. Это был розовый, изнутри освещённый камень.
Я хранила его всю жизнь.
В 1932 году я узнала о смерти Макса, не хотелось в это верить. Очерк о нём
я назвала «Живое о живом».
Над вороным утёсом— Белой зари рукав.
Ногу уже с заном Бега—с трудом вкопав
В землю, смеясь, что первой Встала в зари венце,—
Макс,— мне было так верно Ждать на твоём крыльце.
Свет—до чего мне вольно Было в обхвате двух
Рук твоих. В первых встречных Царстве — и сам суди,
Макс, до чего мне вечно Было в твоей груди! ( 28.10.1932)
МАРГАРИТА САБАШНИКОВА
Мне Макс Волошин посвятил много стихов. Он любил меня, художницу Маргариту
Сабашникову. Мы встретились в Москве, в картинной галерее Щукина: плотная фигура,
львиная грива волос, плащ и широченные поля остроконечной шляпы. Глаза глядят по-доброму, даже по-детски. Радостность била в нём ключом, обо всём он судил необычно, по-своему. А знал необычайно много, всюду чувствовал себя своим человеком. Сначала
меня поражала его терпимость, потом я поняла, что за этим кроется высокая зрелость
души. Я думала, что постоянный интерес ко мне Макса—это дружба, оказалось—любовь.
12 апреля 1906 года я стала его женой. Мне было немного страшно: что могу я ему дать?
Сможем ли мы всегда быть вместе?... Не смогли. Расставанье было мучительным для меня
и для него.
МАРИЯ ЗАБОЛОЦКАЯ
Я, Заболоцкая Мария Степановна, в замужестве Волошина. К великому моему счастью, я
встретила этого человека. Мы дружили с его мамой, я часто навещала Елену Оттобальдовну, Пра, как все гости звали её, от слова праматерь. В 1923 году она тяжело заболела и, слабая, задыхающаяся, лежала, не вставая. Жизнь утекала на глазах с каждым днём. Макс был очень внимателен к матери, и я помогала ему во всём. Я была с ним в трудные для него дни, когда он потерял горячо любимую мать. Я осталась с ним до конца.
Макс считал мою любовь к нему огромным счастьем и даже написал об этом Маргарите Сабашниковой, своей первой жене. После смерти Максимилиана я сберегала память о нём. И в 30-е годы, когда его имя было под запретом, стихи не печатались, а картины хранились в запасниках, и в дни фашистской оккупации Крыма. Я переписывалась с его
Друзьями, собирала и хранила вещи и рукописи, мечтала о его музее, ждала … И дождалась: в последний год моей жизни, в 1976 году, в Коктебеле был открыт Дом-музей Волошина.
ХУДОЖНИК БОГАЕВСКИЙ
Я художник Константин Фёдорович Богаевский—близкий друг Максимилиана Волошина
Я тоже люблю Крым, рисую Киммерию и живу судьбой этой земли, потому что родился
здесь, в Феодосии, под стенами старых башен генуэзского Кремля. Слава Айвазовского
переполняла Феодосию, это была атмосфера, которою я дышал с детства. Любовь к Ким-
мери и живопись сроднили нас с Максом. Он говорил, что я оказал большое влияние на
него, как акварелиста. Моими рисунками иллюстрирован сборник стихов Волошина «Сти-
хотворения 1900—1910». Мне он посвятил сборник стихов «Киммерийские сумерки».
Особенно дорого было первое стихотворение, которое в автографе имело название «Звезда Полынь»—так называлась моя картина, написанная на сюжет Апокалипсиса.
Костёр мой догорал на берегу пустыни.
Шуршали шелесты струистого стекла,
И горная душа тоскующей полыни
В истомной мгле качалась и текла.
В гранитах скал – надломленные крылья.
Под бременем холмов – изогнутый хребет.
Земли отверженной – застывшие усилья.
Уста праматери, которым слова нет!
Я сам – уста твои, безгласные как камень!
Я тоже изнемог в оковах немоты.
Я – свет потухших солнц, я слов застывший пламень,
Незрячий и немой, бескрылый, как и ты.
О мать-невольница! На грудь твоей пустыни
Склоняюсь я в полночной тишине…
И горький дым костра, и горький дух полыни,
И горечь волн – останутся во мне.
Я останусь со своей родиной до конца, до рокового 1943 года, когда и погибну загадочно и трагически в годы фашистской оккупации Феодосии.
ЕКАТЕРИНА БАЛЬМОНТ
Я Екатерина Александровна Бальмонт – известная переводчица, жена прославленного поэта Константина Бальмонта. Максимилиана Волошина я знала ещё по Парижу. Когда он
приехал в Москву, мы встретились с ним в картинной галерее Щукина, где он и познакомился с моей племянницей Маргаритой Сабашниковой. Я радовалась их свадьбе с—горечью восприняла известие о разрыве их отношений. Летом 1908 года Макс вернулся в Париж, уже один. Я знала, что он переживал очень тяжёлое для него время, но
никто ничего не замечал, так как он был весел и внимателен к другим, как всегда. Вообще,
я никогда не видела человека более ровного в отношениях с людьми. После нескольких лет разлуки Макс встречал Бальмонта и меня так, как будто мы виделись вчера. Поссорить
его с кем-нибудь было мудрено, я думаю—просто невозможно. На него не действовали ни
наговоры, ни интриги. Сплетен он не терпел, и при нём они умолкали сами собой…
АНДРЕЙ БЕЛЫЙ
Я Андрей Белый—известный поэт, прозаик, теоретик символизма. Мне тоже нравилось бывать у Макса. Волошин умел объединять самых разных людей, самые противоречивые
устремления. Был вдохновителем мудрого отдыха, обогащающего и творчество, и познание. Мы являлись к нему москвичами, ленинградцами, харьковчанами, а уезжали
Патриотами Коктебеля.
Под музыку присоединяется к группе гостей. Вперёд выходит мать Волошина и говорит:
А СЕЙЧАС ВСЕ К МОРЮ, К МОРЮ!!
Слышен плеск волн, звучит медленная мелодия, выходят девушки и танцуют.
ТАНЕЦ.
ТРЕТЬЯ СТРАНИЧКА : « РОССИЯ РАСПЯТАЯ»
I Ведущий: Революцию и гражданскую войну Максимилиан Волошин встретил и пережил в Коктебеле. Об этом времени в истории России так написал Александр Блок:
Рождённые в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы, дети страшных лет России,
Забыть не в силах ничего…
Испепеляющие годы...
II Ведущий: Волошин всем сердцем принял и прочувствовал трагедию русской
революции. В автобиографии он называл себя писателем вне литературы, в
годы усобицы он оставался человеком вне политики. «Россия распятая» —это
цикл лекций, обращённых к современникам. В 1918 году он читал их в Сева-
стополе, в 1919 и 1920—в Одессе, Екатеринодаре, Ростове-на-Дону, в Крыму,
занятом Врангелем.
III Ведущий: В результате добровольческая разведка белых грозилась его повесить.
С установлением же Советской власти в Крыму текст лекции стал порохо-
вым зарядом и для красных. Но Волошин был готов жизнью ответить за
свои убеждения.
IV Ведущий: Он не был ни на стороне красных, ни на стороне белых, сумел духовно
подняться над распрей и гордился тем, что у него были стихи, которые
одинаково нравились и красным, и белым. «Эти явления—моя литературная
гордость, —писал Волошин,—они свидетельствуют, что в моменты высшего
разлада мне удавалось, говоря о самом спорном, находить такие слова и
такую перспективу, что её принимали и те, и другие».
I Ведущий: В те дни мой дом—слепой и запустелый—
Хранил права убежища, как храм,
И растворялся только беглецам,
Скрывавшимся от петли и расстрела.
И красный вождь, и белый офицер,
Фанатики непримиримых вер—
Искали здесь, под кровлею поэта,
Убежища, защиты и совета.
Я ж делал всё, чтоб братьям помешать
Себя губить, друг друга истреблять,
И сам читал — в одном столбце с другими—
В кровавых списках собственное имя.
II Ведущий: Может быть, сегодня не нужно говорить о страшных страницах истории?
Может, лучше всё забыть и думать о светлом будущем? Нет! Нет! И нет!
Людям сегодняшним необходимо заглянуть в развёрстую бездну гражданской
войны, бессмысленно жестокой и кровавой усобицы. Заглянуть в эту бездну,
ужаснуться и отпрянуть, чтобы никогда более не приближаться даже к краю
её. Именно ради этого писал Волошин свои стихи. Это урок всем нам живу-
щим сегодня.
III Ведущий: Расплясались, разгулялись бесы По России вдоль и поперёк.
Рвёт и кружит снежные завесы Выстуженный северо-восток.
Ветер обнажённых плоскогорий, Ветер тундр, полесий и поморий,
Чёрный ветер ледяных равнин, Ветер смут, побоищ и погромов,
Медных зорь, багровых окоёмов, Красных туч и пламенных годин.
Этот ветер был нам верным другом На распутье всех лихих дорог.
Сотни лет мы шли навстречу вьюгам. С юга вдаль на северовосток.
Вейте, вейте, снежные стихии, Заметая древние гроба:
В этом ветре вся судьба России—Страшная, безумная судьба.
Инсценировка: красные и белые. Сначала одни выходят на сцену, читают стихи о своём времени, поют песню.
КРАСНЫЕ: входят с песней, маршем.
КРАСНАЯ АРМИЯ ВСЕХ СИЛЬНЕЙ
I куплет
Белая армия, чёрный барон
Снова готовят нам царский трон.
Но от тайги до британских морей
Красная армия всех сильней .
Припев: Так пусть же Красная
Сжимает властно
Свой штык мозолистой рукой,
И все должны мы
Неудержимо
Идти в последний смертный бой!
II куплет
Красная Армия, марш вперёд!
Реввоенсовет нас в бой зовёт .
Ведь от тайги до британских морей
Красная Армия всех сильней .
Припев:
III куплет
Мы раздуваем пожар мировой,
Церкви и тюрьмы сравняем с землёй
Ведь от тайги до британских морей
Красная Армия всех сильней.
Затем посередине становятся чтецы:
I ЧТЕЦ: «Красная Пасха»
Зимою вдоль дорог валялись трупы
Людей и лошадей, и стаи псов
Въедались им в живот и рвали мясо,
Восточный ветер выл в разбитых окнах,
А по ночам стучали пулемёты,
Свистя, как бич , по мясу обнажённых
Мужских и женских тел.Весна пришла
Зловещая, голодная, больная.
Глядело солнце в мир незрячим оком.
Из зрячих чресл рождались недоноски,
Безрукие, безглазые… Не грязь,
А сукровица ползла по скатам.
II ЧТЕЦ: Под талым снегом обнажались кости,
Подснежники мерцали, точно свечи,
Фиалки пахли гнилью, ландыш—тленьем,
Стволы дерев, обглоданных конями
Голодными, торчали непристойно,
Как ноги трупов. Листья и трава
Казались красными, а зелень злаков
Была опалена огнём и гноем.
Лицо природы искажалось гневом и ужасом.
III ЧТЕЦ: А души вырванных насильственно из жизни вились в ветре,
Носились по дорогам в пыльных вихрях,
Безумили живых могильным хмелем…
Зима была в тот год Страстной неделей,
И красный май слился с кровавой Пасхой.
Но в ту весну Христос не воскресал.
IV ЧТЕЦ: « Голод»
Хлеб от земли, а голод от людей:
Засеяли расстрелянными; всходы
Могильными крестами проросли:
Земля иных побегов не взрастила.
Снедь прятали, скупали, отымали,
Налоги брали хлебом, отбирали
Домашний скот, посевное зерно:
Крестьяне сеять выезжали ночью…
V ЧТЕЦ: ……….. На рынке торговали
Дешёвым студнем, тошной колбасой.
Баранина была в продаже — триста,
А человечина по сорока.
Душа была давно дешевле мяса.
И матери, зарезавши детей,
Засаливали впрок. «Сама родила—
Сама и съем. Ещё других рожу…»
VI ЧТЕЦ: Когда ж сквозь зимний сумрак закурилась
Над человечьим гноищем весна,
И пламя побежало языками
Вширь по полям и ввысь по голым прутьям,
Благоуханье показалось оскорбленьем,
Луч солнца — издевательством. Цветы — кощунством.
КРАСНЫХ СМЕНЯЮТ БЕЛЫЕ, ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «Степь, прошитая пулями», читают стихи.
I ЧТЕЦ: «Мир»
С Россией кончено… На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, монгол с востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!
«Потомкам»
II ЧТЕЦ: Кто передаст потомкам нашу повесть?
Ни записи, ни мысли, ни слова
К ним не дойдут: все знаки слижет хлам
И выест кровь слепые письмена.
Но, может быть, благоговейно память
Случайно стих изустно сохранит.
Никто из вас не ведал то, что мы
Изжили до конца, вкусили полной мерой:
III ЧТЕЦ: Свидетели великого распада,
Мы видели безумье целых рас,
Крушенье царств, косматые светила,
Прообразы последнего суда.
Мы пережили Илиады войн
И Апокалипсисы революций.
IV ЧТЕЦ: Далёкие потомки наши, знайте,
Что если вы живёте во Вселенной,
Где каждая частица вещества
С другою слита жертвенной любовью,
И человечеством преодолён
Закон необходимости и смерти,
То в этом мире есть и наша доля!
«Заклятие»
III ВЕДУЩИЙ: Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращённых в прах,
Из мук казнённых поколений,
Из душ, крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, изступлений—
Возникнет праведная Русь.
Я за неё одну молюсь
И верю замыслам предвечным…!
НА СЦЕНЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ КРАСНЫЕ, ОБЕ ГРУППЫ ЗАМИРАЮТ, ВЫХОДЯТ
ВЕДУЩИЕ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ СЦЕНЫ ЭТОЙ СТРАНИЧКИ, ОНИ ЧИТАЮТ ТРОЁМ ПО СТРОФЕ СТИХОТВОРЕНИЕ М. ВОЛОШИНА «Граждан-
ская война»
I Ведущий: Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные тёмной волей
И горьким дымом городов.
II Ведущий: Другие из рядов военных,
Дворянских разорённых гнёзд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
I Ведущий: В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров,
И жив разбойный древний дух
И Разиных, и Кудеяров.
II Ведущий: В других—лишённых всех корней—
Тлетворный дух столицы Невской,
Толстой и Чехов, Достоевский—
Надрыв и смута наших дней.
I Ведущий: Одни возносят на плакатах свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах, мещанском рае на земле.
II Ведущий: В других весь цвет, вся гниль империй,
Всё золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.
III Ведущий: В тех и других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный гнев разгула, …
И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнив.
И здесь и там между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас, тот против нас!
Нет безразличных! Правда—с нами !»
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами моими
Молюсь за тех и за других.
Звучат аккорды песни «Русское поле», на сцену выходят все участники вечера.
Исполняется финальная песня «Русское поле»
Русское поле
сл.Инна.Гофф муз.Ян Френкель
I куплет
Поле, русское поле...
Светит луна или падает снег -
Счастьем и болью вместе с тобою,
Hет, не забыть тебя сердцу вовек!
Русское поле, русское поле...
Сколько дорог прошагать мне пришлось!
Ты моя юность, ты моя воля,
То, что сбылось, то, что в жизни сбылось.
Припев:
Hе сравнятся с тобой
Ни леса, ни моря,
Ты со мной, мое поле,
Студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя,
И скажу, не тая:
- Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок.
II куплет
Поле, русское поле...
Пусть я давно человек городской,
Запах полыни, вешние ливни
Вдруг обожгут меня прежней тоской.
Русское поле, русское поле...
Я, как и ты, ожиданьем живу,
Верю молчанью, как обещанью,
Пасмурным днем вижу я синеву.