Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Методика обучения пунктуации

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАБОТЫ
НАД ПУНКТУАЦИОННЫМ ПРАВИЛОМ

Основные вопросы темы.

Методика пунктуации.
Значение, место и задачи пунктуационной работы в школе, ее содержание.
Основы русской пунктуации и ее принципы: смысловой, интонационный, грамматический.
Связь между пунктуационными правилами и синтаксической структурой предложения.
Понятие о пунктограмме и ее типах.
Пунктуационные правила.
Методика их изучения и работы над формированием пунктуационных навыков.
Принципы обучения пунктуации:
- принцип анализа строения, состава и типов предложения, смысловых и синтаксических отношений между словами, предложениями и частями предложения;
- принцип развития речевого слуха учащихся;
- принцип выразительного «чтения» знаков препинания;
- принцип развития навыков расстановки знаков препинания в процессе письма;
- принцип системности и систематичности работы над пунктуацией.
Система упражнений (упражнения аналитические и синтетические), отбор дидактического материала для них. Пунктуационный разбор.
Трудные случаи пунктуации и методика работы над ними.
Ознакомление учащихся с вариативным и факультативным употреблением знаков препинания с целью расширения их лингвистического кругозора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов, Михаил Трофимович.  Повышение пунктуационной грамотности учащихся 4-8 классов // Русский язык в школе. 1985. - N 3. - С.17 - 24.

2. Блинов, Г.И. Методика изучения пунктуации в школе [Текст] / Г.И. Блинов. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.

3. Блинов, Г.И. Методика изучения пунктуационных правил. / Г. И. Блинов. – М.: Просвещение, 1972. - 208 с.

4. Блинов, Г.И. Тексты и задания по пунктуации: пособие для учителей / Г. И. Блинов. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.

5. Блинов,  Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации [Текст] : пособие для учителя / Г.И. Блинов. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2000. - 128с.

6. Валгина, Н. С. Трудные вопросы пунктуации: пособие для учителя / Н. С. Валгина. – М.: Просвещение, 1983. – 176 с. – (Б-ка учителя рус. яз.).

7. Ломизов, Анатолий Федорович. Методика пунктуации в связи с изучением синтаксиса. - М.: Просвещение, 1964.  - 330с.

8. Ломизов, Анатолий Федорович. Трудные вопросы методики пунктуации [Текст] : пособие для учителя. / А.Ф.Ломизов. - М. : Просвещение, 1975 - Всего страниц: 141

9. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] : учеб. для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / А. В. Текучев. - М. : Просвещение, 1980. - 414с. - (Высшее образование).

10. Текучев,  Алексей Васильевич. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе / Пособие для учителей М.: Просвещение, 1982г. - 110с.

0

2

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

по теме
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАБОТЫ
НАД ПУНКТУАЦИОННЫМ ПРАВИЛОМ

План

1. Обще понятие о пунктуации.
2. Понятие о пунктуационном правиле.
3. Методика работы над пунктуационным правилом.
4. Обучение школьников применению пунктуационного правила.

0

3

Общее понятие о пунктуации

     

0

4

Понятие о пунктуационном правиле

     

0

5

Методика работы над пунктуационным правилом

0

6

Обучение школьников применению пунктуационного правила

 

0

7

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ


Тема. Система работы по совершенствованию пунктуационных навыков.

План

1. Место и роль дидактического материала в системе обучения знакам препинания.
2. Принципы отбора дидактического материала.
3. Требования к дидактическому материалу по пунктуации на завершающем этапе среднего образования.
4. Основные формы работы по пунктуации на завершающем этапе ее изучения.
5. Примерная методика традиционных и нетрадиционных форм организации учебных занятий по наиболее сложным темам и разделам синтаксиса и пунктуации.

Рекомендуемая литература.

1. Бабайцева В. В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. – М., 1990.
2. Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. – 2-е изд., испр. – М., 1990.
3. Блинов Г. И. Сопоставление при обучении пунктуации. – М., 1972.
4. Валгина Н. С. Русская пунктуация: принципы и назначение. – М., 1979.
5. Воронина А. И. О роли иллюстрирования в освоении орфографии и пунктуации // РЯШ. – 2001. – № 1. – С. 35–38.
6. Григорян Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе. – М., 1982.
7. Журавлева Л. И. Как повысить грамотность учащихся? // РЯШ. – 2002. – № 6. – С. 10–13.
8. Иваненко В. К. Изучение синтаксиса в школе: Пособие для учителя. – Киев, 1991.
9. Крамских С. В., Степанченко И. И. Использование алгоритмов при обучении пунктуации. // Пути повышения грамотности учащихся. – К., 1991. – С. 77–94.
10. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации  в школе. – М., 2002.
11. Львова С. И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации. – М., 1995.
12. Никеров А. И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся. – М., 1985.
13. Обухова Л. Н. Тексты для решения пунктуационных задач // РЯШ. – 2002. – № 1. – С. 28–32.
14. Петриченко М. А. Из пунктуации – с любовью (О необычном использовании обычных знаков препинания). // РЯЛК. – 2005. – № 4. – С. 31–36.
15. Ушакова Н. М. Виды и разновидности диктантов по синтаксису сложного предложения // РЯШ. – 2009. – № 6. – С. 11–16.
16. Хазанова А. С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. Пособие для учителя. – М., 1989.
17. Хамблин Дуглас. Формирование учебных навыков. – М., 1986.
18. Целикова М. П. Использование грамматических упражнений при изучении причастных оборотов // РЯШ. – 2006. – № 2. – С. 26–29.
19. Чибухашвили В. А. Формирование у учащихся пунктуационных навыков с применением ЭВМ. – М., 1998.
20. Шевелев В. М., Шевелева Л. А. Русское правописание в таблицах. Правила, исключения, примеры, комментарии / Под ред. Л. А. Быковой. – 2-е изд., перераб. – М., 1997.

0

8

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Тема. Владение пунктуационными знаниями как проблема формирования общей культуры носителя языка.

План

1. Значение изучения пунктуации в школе.
2. Взгляды ученых на основу пунктуации и их влияние на методическую систему обучения (А. М. Пешковский, С. И. Абакумов, В. А. Добромыслов, А. В. Текучев и др.).
3. Основные принципы методики обучения пунктуации.
4. Методы и приемы обучения пунктуации.
5. Упражнения при обучении пунктуации (списывание, диктанты, конструирование предложений и текстов и т. д.).
6. Учет пунктуационных ошибок в работах учащихся и их исправление.

Рекомендуемая литература

1. Абакумов С. И. Методика пунктуации. – М., 1968.
2. Беднарская Л. Д. Классификация орфографических и пунктуационных ошибок, допускаемых учащимися в письменных работах // РЯШ. – 2008. – № 8. – С. 3–7.
3. Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. – М., 1990.
4. Блинов Г. И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Пособие для учителя. – М., 2000.
5. Бондаренко С. М. Об «умственной механике» пунктуационной грамотности и образном мышлении // РЯШ. – 2002. – № 4. – С. 9–13.
6. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
7. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты пунктуации. – 2-е изд. – М., 1987.
8. Григорян Л. Г. Обучение пунктуации в средней школе: методическое исследование. – М., 1982.
9. Демидова Н. И. Типология пунктуационных упражнений. – М., 1996.
10. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М., 2002.
11. Ломизов А. Ф. Обучение пунктуации в средней школе. – М., 1975.
12. Ломизов А. Ф. Трудные вопросы методики пунктуации. – М., 1975.
13. Никеров А. И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся: Пособие для учителей. – М., 1989.
14. Пешковский А. М. Избранные труды. – М., 1959.
15. Пути повышения грамотности учащихся: Сб. статей. – К., 1991.
16. Пути совершенствования преподавания русского языка в 5–8 кл.: Сб. статей / Под ред. В. А. Добромыслова. – М., 1962.
17. Сергеева В. Е. Сборник диктантов и упражнений по орфографии и пунктуации. – СПб., 1999.
18. Текучев А. В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе: Пособие для учителей. – М., 1982.
19. Ткаченко Е. М. Пунктуация: правила, упражнения, диктанты. – Ч. I.: Простое и осложненное предложение. – М., 2001.
20. Шапиро А. Б. Основы русской пунктуации. – М., 1966.

0

9

Вопрос 6.

Учет пунктуационных ошибок в работах учащихся и их исправление.

В работе над пунктуационными ошибками невозможно учитывать конкретные предложения, так как они невоспроизводимы, а создаются всякий раз заново говорящими для отражения конкретного события. В этом заключается существенное отличие от учета орфографических ошибок в словах, которые воспроизводятся говорящими, поэтому целесообразно вести учет не конкретных предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки, а схем этих предложений с включением в них соответствующих смысловых отрезков, например:

В учетном листе учителя возможна не полная схема, а только та часть, в которой отражается ошибка, например:

Учет пунктуационных ошибок необходим для организации эффективной работы над ними, и в этом учете должны принять участие и учитель, и ученики. Учитель регистрирует общеклассные ошибки - частотные и типичные, а учащиеся - свои индивидуальные погрешности.
Учет учителем общеклассных затруднений школьников. Регистрацию ошибок учащихся целесообразно проводить в той же тетради, в которой учитель фиксирует орфографические ошибки. Методика пунктуации выработала две формы учета пунктуационных ошибок: для ошибок, допущенных учащимися в обучающих упражнениях (в круговых тетрадях № 1 и 2), и для ошибок, допущенных в контрольных диктантах, а также в изложениях и сочинениях.
Для регистрации пунктуационных ошибок, допущенных в обучающих упражнениях, учитель вводит в тетради учета ошибок страницу; на ней он помещает схемы предложений, в которых были сделаны ошибки, в той последовательности, в которой они расположены в тексте упражнения, и отмечает количество учеников, допустивших ошибки, например:

В силу того что контрольным диктантом проверяется владение несколькими пунктуационными нормами, а изложения и сочинения являются нестандартными упражнениями, учет в них пунктуационных ошибок целесообразно фиксировать по видам изученных и проверяемых в данный момент смысловых отрезков. Для этой цели в тетради учета ошибок учитель отводит две страницы (разворот тетради), которые делятся на столько граф, сколько проверяется пунктуационных норм. Каждой графе соответствует отдельная норма. В эти графы вписываются схемы предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки, и указывается количество учащихся, допустивших подобные ошибки.
Пример заполнения такого учетного листа (на развороте тетради):
Ошибки при обращении. Ошибки при причастном обороте. Ошибки при однородных членах. Ошибки в сложном предложении .Ошибки при прямой речи .
Учет учащимися индивидуальных пунктуационных ошибок. Дети должны знать свои пунктуационные пробелы, чтобы самостоятельно работать над ними. Регистрацию своих ошибок школьники проводят  в рабочих тетрадях № 1 и 2. Для этой цели они выписывают предложения, в которых были допущены ошибки, и строят их схемы, подчеркивая места, где была нарушена норма.
Работа над пунктуационными ошибками на уроке
Работе над ошибками на уроке - исправлению их учащимися и закреплению пунктуационной нормы - предшествует подготовка к ней учителя. Она складывается из следующих элементов: проверки тетрадей, заполнения учетного листа ошибок и составления поурочного плана работы над ошибками. Подготовка учителя и организация им урока зависят от вида проверенной письменной работы учащихся: обучающей, контрольной, по развитию связной речи. В зависимости от этого различаются три методики работы над пунктуационными ошибками.
Методика работы над пунктуационными ошибками в обучающих упражнениях. Работа над пунктуационными ошибками в ранее выполненных обучающих упражнениях совмещается с темой очередного урока и включается в его план как органическая часть. В поурочном плане предусматриваются следующие ее элементы:
• - исправление учащимися ошибок и их учет при раздаче тетрадей;
• - включение учителем предложений, в которых были пунктуационные ошибки, в систему дидактического материала, подобранного им для закрепления нового (в виде диктантов, составления схем предложений, подбора аналогичных предложений, нахождения и выписывания таких же предложений из учебника или из других источников).
В дальнейшем на уроках целесообразно при проверке домашнего задания предлагать отвечавшим в качестве дополнительного задания мини-диктанты из их личных учетных листов. Такая организация работы обяжет учащихся систематически повторять трудный для них материал.
Методика работы над пунктуационными ошибками в контрольных диктантах. Для работы над ошибками в контрольном диктанте отводится специальный урок. В V-VII классах работа по пунктуации будет занимать на этом уроке лишь часть времени, а в VIII-IX классах урок в основном посвящается пунктуации.
Над всеми допущенными ошибками ввиду ограниченности времени работать не удастся, поэтому следует выбрать в V-VII классах 2-3, а в VIII-IX классах 4-5 нарушенных норм - типичных и частотных.
В поурочный план включается, во-первых, оценка пунктуационной грамотности класса в целом и отдельных учащихся (в первую очередь тех, кто продвинулся вперед в овладении пунктуацией). Во-вторых, для каждой отобранной нормы:
• - записываются все предложения, в которых она имелась в диктанте;
• - намечается объяснение ошибок и составление схем предложений;
• - включается упражнение, в котором имеются предложения с рассматриваемой нормой.
На завершающем этапе урока в VIII-IX классах целесообразно предусмотреть небольшое упражнение по развитию связной речи, направленное на использование в нем тех смысловых отрезков, над которыми велась работа на уроке (творческий или свободный диктант, сочинение-миниатюра, сочинение по опорным словам и т.д.). В качестве домашнего задания предлагается, во-первых, запомнить норму постановки знаков препинания при использовании рассмотренных на уроке смысловых отрезков, во-вторых, какое-либо самостоятельное упражнение, например составление предложений с данными смысловыми отрезками.
Методика работы над пунктуационными ошибками в изложениях и сочинениях. На специальном уроке работе над пунктуационными ошибками (как и над орфографическими) отводится небольшая часть времени для сообщения результатов и для исправления и учета ошибок. В поурочный план включается следующий материал: до раздачи тетрадей - сообщение общих результатов работы по пунктуации; после раздачи тетрадей - исправление индивидуальных ошибок учащимися и учет этих ошибок.
Работа над пунктуационными ошибками - над их объяснением и закреплением нормы - переносится на очередные уроки русского языка и реализуется рассредоточенно: на 2-3 уроках в V-VII классах и на 4-5 - в VIII-IX классах.
Для работы над каждой в отдельности ошибкой в поурочный план включаются:
• - ее объяснение при проверке домашнего задания, в том числе составление схемы предложения;
• - предложения с данной нормой в качестве дидактического материала для новой темы.
Будучи рассредоточенной, работа над пунктуационными ошибками обеспечивает условия для длительной тренировки.

М. Т. Баранов. Методика преподавания русского языка. Методика пунктуации. М.: 2001. - 368 с. - http://bibl.tikva.ru/base/B358/B358Content.php

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно