ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Методика преподавания русского языка как прикладная наука и учебная дисциплина: объект предмет, цель, задачи и методы, взаимосвязь с другими науками.

2. Русский язык как учебный предмет в общеобразовательных учебных заведениях. Цели и задачи обучения русскому языку в школе.

3. Общедидактические и частнометодические принципы обучения русскому языку.

4. Эвристические и объяснительные методы сообщения новых знаний. Моделирование, лингвистический эксперимент, наблюдение над языком, эвристическая беседа, проблемная ситуация.

5. Элементы программированного обучения на уроках русского языка. Роль алгоритмов и образцов рассуждения в закреплении нового материала и выработке навыков по орфографии и пунктуации.

6. Действующие программы по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений: структура программ и принципы их построения.

7. Средства наглядности в обучении русскому языку: виды, методика использования.

8. Учебник как ведущее средство обучения. Действующие учебные комплексы по русскому языку для 5–9 классов: принципы построения, характеристика.

9. Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса: понятие, требования к уроку, возможные темы уроков русского языка.

10. Структурные элементы урока русского языка, их функции и методика проведения.

11. Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса: типы уроков русского языка в зависимости от целей и содержания.

12. Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса: место и значение уроков развития речи в системе обучения русскому языку, нетрадиционные формы проведения урока русского языка.

13. Планирование учебной работы по русскому языку. Виды рабочих планов учителя: календарный, тематический, поурочный.

14. Принцип дифференцированного подхода к обучению русскому языку.

15. Индивидуальная и групповая работа на уроках русского языка как с отстающими, так и с сильными учащимися.

16. Методика изучения раздела «Фонетика».

17. Методика изучения раздела «Морфемика» и «Словообразование».

18. Методика изучения раздела «Лексика и фразеология».

19. Методика изучения раздела «Морфология».

20. Методика изучения раздела «Синтаксис».

21. Упражнение как метод формирования учебно-языковых умений.

22. Классификация упражнений по русскому языку.

23. Содержание работы по орфографии в школе: понятие орфограммы, основные умения и навыки, орфографические правила, методика работы над ними.

24. Изучение пунктуации в школьном курсе русского языка: содержание, этапы и принципы обучения, методика работы.

25. Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками учащихся в процессе обучения русскому языку.

26. Понятие речевого развития школьников. Основные направления работы по речевому развитию.

27. Работа с текстом на уроке русского языка: виды анализа, методика проведения.

28. Изложение как основной вид работы по развитию речи учащихся в среднем звене:  классификации изложений, методика проведения обучающего изложения.

29. Выборочное и сжатое изложение, их особенности. Методика проведения.

30. Сочинение как основной вид работы по развитию речи учащихся в среднем звене: классификации сочинений, методика проведения обучающего сочинения.

31. Стилистика как раздел школьного курса по русскому языку: содержание, этапы обучения, основные понятия на различных этапах, группы упражнений.

32. Виды домашних заданий по русскому языку, методика, требования к домашнему заданию. Эффективные способы проверки его на уроке.

33. Методы контроля. Методика опроса. Требования к формулировке вопросов и заданий.

34. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку: организационные формы, классификация ошибок в творческих работах школьников, условные обозначения ошибок.

35. Критерии и нормативы оценки изложений и сочинений.

36. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку: организационные формы, критерии орфографической и пунктуационной грамотности, условные обозначения ошибок.

37. Диктант как средство контроля орфографической и пунктуационной грамотности учащихся: место в системе письменных работ по русскому языку, виды диктантов, методика проведения, требования к тексту.

38. Углубленная подготовка по русскому языку: элективные и факультативные курсы по русскому языку, виды, формы и методы организации работы.

39. Внеклассная работа по русскому языку: принципы, виды и формы организации.

40. Кабинет русского языка в школе и его роль в повышении эффективности преподавания русского языка и интереса к нему.