Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Изложение в системе работы по развитию связной речи.

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

ИЗЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Основные вопросы темы
    1. Место изложений в системе работы по развитию связной речи.
    2. Виды изложений и их классификация.
    3. Содержание и последовательность работы над изложением.
    4. Приемы работы над изложением.
    5. Теория и практика изложений разных видов.
    6. Проверка изложений.
    7. Анализа творческих работ учащихся и совершенствование написанного

Литература

1. Лукьянова С.А., Безымянная О.М. Методика работы над изложениями: Авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста Уроки мастерства. – М.: Глобус, 2006. – 176 с.
  2. Зотина Т.В. Комплексная работа с текстом при подготовке к изложению : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 –Москва: 2007. – 241 с.
  3. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 1984. – 126с.
  4. Черемисина Н.А. Формирование точности и  лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению: автореф. дисс. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 –– Рязань, 2007 г. – 24 с.

0

2

Место изложений в системе работы по развитию связной речи

0

3

Виды изложений и их классификация

0

4

Содержание и последовательность работы над изложением

0

5

Приемы работы над изложением

0

6

Проверка изложений

0

7

Анализа творческих работ учащихся и совершенствование написанного

0

8

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Вопросы на восприятие теоретического материала

   
    1. Расскажите о приемах работы с текстом для изложения?
    2. Раскройте отличительные стороны методики обучающих изложений разных видов.
    3. Охарактеризуйте методические приемы предупреждения ошибок в творческих работах учащихся?

Задания на формирование практических навыков
   
Задание № 1.

Составьте библиографический список литературы по данной теме, включающий печатные издания и ссылки на Интернет-ресурсы.

Задание № 2.

    Необходимость устного или письменного выборочного изложения материала в практике обучения и самообразования очевидна. С нею учащиеся сталкиваются в следующих случаях:
   - давая ответы по разным учебным предметам с установкой на тематический отбор информации;
   - составляя сочинения на литературные и нелитературные темы;
   - делая сообщения, доклады, рефераты по двум или нескольким источникам и др.
   Тематический отбор информации необходим также в общественной, профессиональной и научной деятельности:
   - сообщения на совещаниях, в печати, по радио и телевидению;
   - подготовка научных статей;
   - целевой писк нужной информации в сети Интернет и под.
   Следовательно, интеллектуальные и речевые умения, тесно связанные с осмыслением, тематическим отбором и воспроизведением материала, необходимы и для успешного обучения, и в профессиональной и общественной деятельности.
   Формированию таких умений способствует как работа над выборочным изложением, так и разнообразные по характеру подготовительные упражнения, предшествующие написанию выборочного изложения, которые проводятся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
   В этом отношении целесообразны такие приемы работы:
   1. Выборочное чтение.
Учебные задачи к текстам для выборочного чтения могут быть сформулированы следующим образом:
    - найти в тексте и прочитать ту его часть, которая связана с определенной темой;
    - подчеркнуть в тексте информацию, соответствующую изображенному на рисунке;
    - выделить наиболее понравившуюся информацию и определить ее тему и под.
   2. Выборочное списывание.
Учебные задачи для учащихся могут быть такими:
   - выписать из текста ту часть, где говорится о том, что ... (рассказывается о том, как...; описывается, каким был...; приводятся доказательства того, что...);
   - выписать из текста предложения, соответствующие определенной теме;
   - выписать из текста предложения, в которых раскрывается основная мысль текста и под.
   3. Определение темы текста на основе данного материала. 
Учебная задача состоит в том, чтобы определить тему изложения по записи на доске уже отобранного из знакомого текста материала на одну из его микротем.
   
Составьте подготовительные упражнения, предшествующие написанию школьниками выборочного изложения на одну из лингвистических тем, в которых могут быть реализованы данные приемы работы.

Задание №3.

1. Прочтите исходный текст для сжатого изложения, который представляет собой пример научного стиля речи в его научно-популярной разновидности и дает возможность показать особенности сжатого пересказа научно-популярной статьи, попутно решая задачи закрепления знаний учащихся по словообразованию.

Как делаются слова

    "Стройматериалами слова" являются словообразовательные морфемы языка (суффиксы и приставки), а также корни и основы. Путем их различного, но вполне определенного, подчиненного строгим закономерностям соединения и создаются новые слова.
     Языковеды определяют морфему как наименьшую значимую единицу языка. Как понимать это определение? Оно значит, что из всех значимых единиц языка (например, слов, предложений) морфема - наименьшая. Если мы будем ее дробить на более мелкие части, то уже значимых частей не получим. Действительно, морфемы состоят из звуков (одного или более), которые уже самостоятельного значения в слове не имеют. Что значит звук [ж] в слове "убежать"? Ничего. А вот звук [у] имеет значение в этом глаголе, так как [у] не просто звук, а звук и одновременно морфема. "У" - глагольная приставка, обозначающая удаление.
    В языке имеются такие словообразовательные морфемы, которые встречаются в составе существующих слов, но в образовании новых слов не участвуют. На основании этого различают два ряда морфем: суффиксы и приставки, деятельные, активные, участвующие в образовании новых слов (продуктивные, как их называют языковеды), и бездеятельные, пассивные (непродуктивные), которые в образовании новых слов не участвуют, но имеют определенное значение и выделяются из состава слова. Примером деятельных в современном языке морфем могут быть суффиксы существительных -ик, -ник: ударный - ударник, выпускной - выпускник.
Примером бездеятельного может служить суффикс -ич: москвич, костромич. (210 сл.)
(По Е.А. Земской)

2. С помощью учебной Программы по русскому языку для школ с русским языком обучения установите, когда целесообразно проводить данное изложение. 
3. Определите, с помощью каких методических приемов возможно осуществить его сжатие.
4. Сделайте сжатый пересказ данного текста.

Задание №4.

Сделайте анализ конспекта урока сжатого изложения. http://www.sch2kr.ru/mironova/mironovam … breaftopic
   
Задание №5.

Разработайте план-конспект урока обучающего изложения (подробного, выборочного или сжатого).

0

9

Практическое занятие

Тема: "Методика работы над изложениями различных типов".

Вопросы на выявления уровня осознанного восприятия теоретического материала

1. Что такое изложение?
2. Какое место занимают изложения в системе работы по развитию связной речи?
3. Каково содержание работы по подготовке учащихся к написанию изложения?
4. Какие методические приемы используются в работе над текстом изложения?
5. Охарактеризуйте особенности изложений разных видов.
6. Какова последовательность работы учителя и учащихся над подробным изложением?
7. Опишите методику работы над выборочным изложением.
8. Какова методика подготовки школьников к написанию выборочного изложения?
9. Как проверяются творческие работы учащихся? Как выводится оценка за изложение?
10. Каковы методические приемы совершенствования написанного?

Задания, направленные на формирование практических навыков

Задание №1

0

10

Задание №2

Прочтите инструкцию для учащихся и определите, к работе над каким видом изложений она относится.

Как работать над изложением
1. Прочтите текст, определите его тему и основную мысль.
2. Подумайте, кому будет адресовано изложение, какова его задача.
3. Выделите в тексте части, связанные одной микротемой.
4. Определите, какие части можно исключить. Почему?
5. Составьте план изложения.
6. В каждой части текста отметьте главное.
7. Подчеркните то, что можно объединить.
8. Подберите обощающие слова и предложения.
9. Изложите сжато каждую часть.
10. Подумайте, как связать части между собой.
11. Напишите изложение.
12. Прочтите написанный вами текст. Подумайте: все ли в нем будет понятно тому, кому оно адресовано.

Напишите инструкцию для работы над подробным изложением.

0

11

Задание №3

Главная задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции. Реализация этого замысла предполагает изменение исходного текста: отсечение подробностей и деталей с сохранением важной и существенной информации. Этому способствует знание приемов сжатия текста и умение их применять, работая над созданием текста сжатого изложения.

1. Ознакомьтесь с некоторыми методическими приемами сжатия текста, применение которых позволяет сократить текст, сохранив его содержание.

Приемы сжатия текста:
- исключение;
- обобщение;
- упрощение.

Применение приема исключения требует:
- выделить главное (существенное) и детали (подробности);
- убрать детали;
- пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
- пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
- объединить существенное;
- составить новый текст.

Способы исключения:
1). Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из них, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте

До сжатия

После сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2). Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

До сжатия

После сжатия

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

Реализуя прием обобщения, нужно:
- вычленить единичные факты;
- подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
- составить новый текст.

До сжатия

После сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в соответствии со своими интересами и привычками.

При упрощении необходимо:
- заменить сложное предложение простым;
- заменить предложение или его часть указательным местоимением;
- объединить два или три предложения в одно;
- разбить сложное предложение на сокращённые простые;
- перевести прямую речь в косвенную.

Способы упрощения:
1). Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

До сжатия

После сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры в разные страны.

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2). Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

До сжатия

После сжатия

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3). Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

До сжатия

После сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

2. Рассмотрите пример, демонстрирующий комплексное применение приёмов сжатия, и установите, замены каких синтаксических конструкций привели к сжатию предложения. 

До сжатия

После сжатия

Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

Ответ:
- замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;
- замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспрастранённым несогласованным определением.

0

12

Задание № 4.

1. Сопоставьте текст, написанный школьником, с исходным вариантом, принадлежащим перу К. Паустовского.

Прибрежный луг

Исходный
текст

Текст
изложения

У воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтеющими соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком, а над всем тесно столпившимся содружеством подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

У воды среди цветов рос исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

2. Укажите вид данного изложения. Сформулируйте тему и цели (познавательные, развивающие, воспитательные) урока.  Определите учебные задачи для учителя и учащихся.

0

13

.

0

14

0

15

0

16

Ознакомьтесь с планом-конспектом урока выборочного изложения

Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения
Автор - Усалко Наталья Сергеевна, учитель

Цель урока: научить писать выборочное изложение.
Задачи урока:

Обучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;
Формировать у учащихся умения отбирать факты для раскрытия поставленной дидактической задачи;
Формировать умения сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи;
Формировать умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;
Расширять словарный запас, кругозор учащихся.
Воспитывать интерес к изучению творчества Некрасова
Оборудование: текст М.Басиной «В гостях у Некрасова»; презентация «В гостях у Некрасова»

ХОД УРОКА

1.  Организационный момент

2. Краткое вводное слово учителя

– Сегодня мы пишем выборочное изложение-описание помещения по рассказу М. Басиной «В гостях у Некрасова». Нам предстоит совершить воображаемое путешествие в Санкт-Петербург. Мы побываем в Мемориальном музее-квартире Николая Алексеевича Некрасова. На уроках литературы вы знакомились с произведениями этого автора. Давайте вспомним, с какими? («Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок»)
Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877) – русский поэт, родился в семье небогатого помещика. Маленькому Николаю не дозволялось дружить с крепостными крестьянскими детьми, но он часто убегал к своим деревенским товарищам, купался с ними на речке, ходил за грибами. Впоследствии Некрасов никогда не забывал о своих друзьях детства. Он открыл школу для крестьянских детей, в которой они обучались бесплатно. Крестьянские дети навсегда остались его любимцами. Он общался с ними не только в жизни, но и в своей поэзии. Им он посвятил множество стихотворений. Дети для него – символ будущего России, мечта о честном и добром человеке.
А сейчас мы отправимся в гости к этому удивительному поэту, увидим кабинет, в котором он создавал свои произведения.
Внимательно послушайте рассказ М Басиной «В гостях у Некрасова» и подумайте, какую часть текста мы используем для описания кабинета поэта, а какую часть опустим.

3. Чтение текста изложения (текст взят из сборника Л.А.Виноградовой, А.Н.Горчак «Сборник текстов для изложений» М., 1981г.)

В ГОСТЯХ У НЕКРАСОВА

Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимались Некрасов, Тургенев, Лев Толстой, Островский…  Всех не перечислишь.
На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов».
Из прихожей через большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, приемную – попадаем в кабинет поэта.
Как много сделано в этой комнате для русской литературы! Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя.
А вот в этих глубоких мягких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. На камине часы и фигурки двух лошадок. У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, есть подлинные книги из библиотеки Некрасова. (135 слов)

4. Работа с текстом

Беседа по вопросам:

Определите стиль и тип текста? (Художественный, описание)
В каком стиле вы будете писать изложение?
Какие средства выразительности характерны для этого стиля?
В какой части текста автор описывает кабинет Некрасова? (Во второй части)
Какую часть текста мы не включим в изложение? (Описание лестницы, приемной опускается)
В каком предложении автор подчеркивает значение Некрасова для русской литературы? (Как много сделано в этой комнате для русской литературы!)
Именно с этого предложения рекомендуется начать изложение
С чего начинается описание кабинета Некрасова? (С письменного стола)
Почему именно с письменного стола? (Потому что именно этот предмет интерьера говорит о работе писателя)
Что еще в кабинете указывает на работу писателя? (Этажерка с рукописями и корректурами)
Где любил отдыхать Некрасов? (В глубоких мягких креслах, что стоят у камина)
Какое место в кабинете занимают книги? (Книги занимают одно из главных мест, они находятся в шкафах вдоль стен. Среди них есть подлинные книги из библиотеки Некрасова)
Какой глагол употребляет автор, говоря о книжных шкафах и почему? (Автор использует глагол «разместились» не случайно. Тем самым он подчеркивает, что книги играли важную роль в жизни писателя, и шкафы не просто стоят, они хранят в себе настоящие сокровища. Поэтому автор говорит о них, как о людях.)
Словарная работа:

(Некоторые слова вызывают затруднения у учащихся при определении их лексического значения. Данные слова записываю на доске с определением. Учащиеся записывают их в тетрадь или словарик)

Этажерка – предмет мебели в виде полочек, укрепленных на стойках друг над другом
Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора
Рукопись –  подлинник или копия текста, написанные от руки

Особенности описания в данном тексте:

Обращаю внимание учащихся на особенности описания: предметы не просто перечислены, а показаны как бы через действия самого Некрасова:

Вот за этим самым столом; в этих глубоких мягких креслах…любил отдыхать; маленький курительный столик – подарок друзей.

Синтаксическая разминка:

По теме, связанной с содержанием текста, составьте сложенное предложение. Расскажите о постановке в нем знаком препинания, составьте его схему.

5. Повторное чтение текста учителем

6. Написание учащимися выборочного изложения

В слабых классах написание изложения можно провести на следующем уроке. А после повторного чтения текста предложить учащимся составить план изложения.
На данном уроке возможно использование мультимедийной презентации (по желанию учителя), подробно иллюстрирующей текст изложения.

Использованные ресурсы сети «Интернет»:

1. wwwmuseum.ru
2. wwwspbflat.ru
3. wwwwikimapia.org
4. wwwnekrasov.org.ru

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно