КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК
ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Активные методы обучения – это способы взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Активные методы обучения не позволяет учителю преподносить знания в готовом виде, создают условия для того, чтобы учащиеся постигали их самостоятельной активной работой мысли.

Аспектные уроки русского языка – это уроки, связанные с изучением отдельных аспектов языка. Цель таких уроков – на основе усвоения теоретических сведений о языке формировать у учащихся орфоэпические, лексические, словообразовательные, правописные (орфографические и пунктуационные) умения и навыки.

Знания – это результат усвоения учащимися сведений о языке и речи. Знания ученик получает в виде лингвистических понятий, определений, классификаций, правил.

Изложение – вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе исходного (пересказ – устная форма воспроизведения текста).

Исследовательский метод изложения учебного материала – это  способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых,  который используется для стимуляции творческой деятельности учащихся и предполагает, что учащиеся самостоятельно исследуют языковой материал и делают выводы, а добытые знания используют в практической деятельности. Учебная деятельность имитирует научный поиск.

Календарное планирование уроков русского языка – это примерное распределение программного материала по семестрам и месяцам (неделям). В календарных планах дается перечень разделов программы, тем и количество часов, отводимых на их изучение.

Метод обучения – это способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения.

Метод проблемного изложения учебного материала – это  такой способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, который характеризуется тем, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает сложный, но доступный путь ее разрешения; ученик не только воспринимает, усваивает и запоминает готовые научные выводы, а и следит за логикой доказательств, за развитием мысли учителя. Проблемное изложение предполагает постепенное вовлечение учащихся в процесс прогнозирования выводов.

Методика преподавания русского языка – это межотраслевая дисциплина, находящаяся на стыке педагогики, психологии, логики, философии, лингвистики, предметом которой является процесс обучения.

Методический прием – это  способ реализации метода, отдельный познавательный акт. Являясь элементом (деталью) метода, методический прием характеризуется способностью быть включенным в разные методы.

Модуль – это полный, логически завершенный блок учебной работы, в котором принимается во внимание стартовый, промежуточный и итоговый уровни учащегося. Все показатели модуля известны учащемуся и оцениваются, составляя его рейтинг. Результат усвоения обычно оценивается тестом.

Навык – это умение, доведенное до автоматизма.

Орфографические нормы – установленная система правил, которые обеспечивают единообразие устной речи в письменной форме.

Орфографическое правило – краткая четкая рекомендация, регулирующаяся передачу устной речи в письменной форме.

Орфограмма – правильное написание, которое выбирается из нескольких возможных и основывается на закрепленном в системе орфографии правиле.

Орфография - исторически сформированная, унифицированная система правил, определяющих написание слов; раздел языкознания, который изучает и разрабатывает систему правил, обеспечивающих нормативность написаний.

Пассивные методы обучения – это способы взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, в которых учитель является основным действующим лицом, управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

План-конспект урока – это детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом.

Проблемное обучение – это такой вид обучения, в основе которого лежит создание проблемной ситуации. Целью проблемного обучения является приобретение умений и навыков исследовательской деятельности.

Проблемная ситуация – это психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у учащегося потому, что он не может решить проблему (задачу) известными ему способами.

Программа – это государственный документ, определяющий состав и структуру курсов всех школьных предметов.

Пунктуация – это система единых правил постановки знаков препинания.

Пунктуационное правило – это особая инструкция, содержащая перечень условий выделения или невыделения знаками препинания пунктуационно-смыслового отрезка в предложении или тексте.

Слушание – разновидность речевой деятельности, заключающаяся в восприятии звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи.

Состав курса русского языка в школе – это система лингвистических понятий, орфографических и пунктуационных правил и речевых умений, включённых в школьный курс русского языка.

Сочинение – это упражнение, заключающееся в самостоятельном изложении школьниками своих мыслей на заданную тему.

Структура курса русского языка в школе – это  конкретное распределение материала по классам.

Структура урока русского языка – это взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятий.

Тематическое планирование уроков русского языка – это распределения учебного материала в пределах отдельной темы. Тематическое планирование дает возможность учителю распределить материал по урокам, установить место каждого урока в общем процессе занятий, определить его цели, содержание, методику проведения и т.п.,  иными словами, работать с учетом перспективы в обучении русскому языку.

Умения – это способность учащегося применять на практике то или иное знание. Умения делятся на языковые (умение оперировать с языковыми единицами – от опознания до полного разбора), речевые (умение строить связную речь) и орфографико-пунктуационные.

Урок – основная организационная единица учебного процесса в школе (в вузе – практическое занятие), назначение которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения. Урок  проводится с постоянным составом учащихся, по расписанию, с учетом программы обучения.

Уроки развития речи – это уроки, которые  проводятся с целью формирования и совершенствования у учащихся коммуникативных умений и навыков. 

Цель обучения русскому языку – это ожидаемый конечный образовательный результат обучения.

Частично-поисковый метод  изложения учебного материала – это  способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, приближающий учащихся к самостоятельному разрешению проблемы. Словесник учит школьников видеть проблему, задаваться вопросами, высказывать предположения, строить доказательства, делать выводы.

Чтение – это один из видов речевой деятельности,  заключающийся в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи.