Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Сочинение на нелитературную тему

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

СОЧИНЕНИЕ НА НЕЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ
КАК ОСНОВНОЙ ВИД РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ.
КЛАССИФИКАЦИЯ СОЧИНЕНИЙ.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО СОЧИНЕНИЯ

План

1. Виды обучающих сочинений.
2. Этапы работы над созданием сочинений.
       2.1. Подготовка школьников к сочинению.
       2.2. Организация сочинений.
       2.3. Проверка и оценка творческих работ учащихся.
       2.4. Анализ проверенных работ в классе.

Литература

1. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1980.
2. Система обучения сочинениям в VI-VIII классах/Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1978.

Виды обучающих сочинений

       На уроках русского языка школьники обучаются написанию сочинения на нелитературную тему.

       Сочинения различаются
            1) по цели:
                    ⎯ обучающие (подготовительные),
                    ⎯ проверочные (контрольные);
            2) по месту оформления работы:
                    ⎯ классные,
                    ⎯ домашние;
            3) по форме словесного выражения мысли
                    ⎯ устные,
                    ⎯ письменные.

      Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике и содержанию делятся на две большие группы:
            1) сочинения на лингвистические темы:
                    ⎯ "Сравнительная характеристика слов зелень - зеленый - зеленеть",
                    ⎯ "Самая интересная тема программы по русскому языку",
                    ⎯ "Для чего нужно изучать фонетику" и т.д.
            2) сочинения на темы из жизни (свободные темы).

      По типу создаваемых текстов различаются:
           1) сочинения, традиционно относящиеся к "школьным жанрам",
                    ⎯ сочинения-повествования,
                    ⎯ описания,
                    ⎯ рассуждения,
                    ⎯ повествования с элементами описания, рассуждения;
                    ⎯ рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.;
           2) сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике, - речевые жанры (хотя и они выполняются на школьном уровне):
                    ⎯ рассказ,
                    ⎯ заметка,
                    ⎯ статья в газету,
                    ⎯ репортаж,
                    ⎯ очерк (портретный),
                    ⎯ доклад и т.д.

      По стилю различаются сочинения:
          1) разговорного стиля:
                    ⎯ рассказ о случае из жизни,
          2) книжных стилей:
                    ⎯ делового (например, деловое описание),
                    ⎯ научного,
                    ⎯ учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк),
                    ⎯ художественного (например, художественное описание природы).

         По источнику получения материала различаются:
            1) сочинения на основе жизненного опыта,
            2) на основе прочитанного,
            3) на основе произведений живописи, диа-, кино-, телефильмов, радио- и телевизионных передач,
                театрального спектакля, музыкальных впечатлений и т.д.
        При этом, естественно, в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников получения материала.

        По источникам психологического ряда:
            1) память (сочинения на основе жизненного опыта, в основе которых лежат прошлый опыт,
                сложившиеся представления, приобретенные ранее знания и т.д.);
            2) восприятие (сочинения по наблюдениям, т.е. на основе специально организованного восприятия);
            3) воображение (сочинения по воображению, когда на основе имеющегося опыта создаются такие
                представления, образы, с которыми в жизни юный автор никогда не встречался)
                   ⎯ "Школа в будущем",
                   ⎯ "Моя будущая профессия" и т.д.

      По осложненности дополнительным языковым заданием выделяются:
            1) сочинения с лексическим заданием,
            2) грамматическим (морфологическим, синтаксическим) заданием,
            3) стилистическим и другими заданиями;
            4) сочинения по опорным словам и словосочетаниям. Эти сочинения используются, как правило, на уроках родного языка для закрепления знаний, умений и навыков, полученных учениками при изучении материала основной программы.

   По объему выделяются сочинения-миниатюры. Они отличаются небольшим сравнительно с обычными сочинениями объемом, который в большинстве случаев обусловлен конкретным "узким" характером темы ("Осеннее небо сегодня", а не "Осень в нашем парке"), реже - композиционно-жанровыми особенностями сочинения (в частности, формой дневниковых записей, пейзажных зарисовок и т.д.). К сочинениям-миниатюрам предъявляются те же требования, что и к обычным сочинениям.

Методика работы над сочинением

      В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяются такие этапы:
      1) подготовка школьников к сочинению;
      2) организация сочинений;
      3) проверка и оценка творческих работ учащихся;
      4) анализ проверенных работ в классе.

Подготовка школьников к сочинению

      Подготовка к сочинению начинается с того, что  за 1-2 недели до написания работы учитель объявляет о теме (тематике) предстоящего сочинения и ставит перед соавторами определенные задачи. Допустим, школьникам предстоит описать зимнюю природу. С самого начала учитель подчеркивает, что он указывает широкую тему - "Зимняя природа", но что каждый будет писать о чем-то очень конкретном и обязательно о своих впечатлениях и наблюдениях. Их примерная тематика:
    - "Прелесть утренней зимы" (Н.Асеев);
    - "Все сегодня особенно мило мне" (Д.Костюрин);
    - "Мороз и солнце! День чудесный!" (А.Пушкин);     
    - "Деревья в плену" (М.Пришвин);
    - "Когда выпал первый снег...",
    - "Идет снег... (снегопад)";
    - "Снег в декабре (сегодня в эти дни)";
    - "Зимнее небо";
    - "Раннее зимнее утро";
    - "В новогоднюю ночь..." и т.д.
    Это, конечно, сугубо примерная тематика. Она изменяется и дополняется учениками. В данном случае важно показать детям, с каких разных сторон можно подойти к сочинению-описанию "Зимняя природа", и натолкнуть детей на поиски своей темы и своего подхода к ее раскрытию. Поэтому учитель сразу же организует наблюдения детей, непосредственное восприятие ими живой природы, которая их окружает (это и поможет выбрать конкретную тему сочинения), и направляет их на поиски текстов (поэтических, прозаических), где описывается зимняя природа.
    Затем начинается актуализация, условно говоря, "зимнего словаря" учащихся. В первый раз дети назовут или запишут на страницах своего словаря те из "зимних слов", которые они вспомнят в связи с объявленной темой. На следующих уроках эти "зимние словарики" будут пополняться за счет тех слов, которые ученики найдут в результате своих наблюдений и чтения "зимних" текстов. Периодически на следующих уроках ученики делятся своими впечатлениями (это могут быть устные и письменные зарисовки), читают найденные тексты, говорят о том, что их привлекло в этих текстах, в частности, отмечают интересные повороты темы, основную мысль автора, изобразительно-выразительные средства, относящиеся к описанию неба, земли, снега, реки, деревьев и т.д. Найденные детьми "зимние" тексты учитель использует в самых различных целях (при опросе, закреплении и т.д.), а также может сделать предметом специального анализа.
      Начинается этап анализа текстов, когда ученики определяют тему текста, его основную мысль (она нередко прямо формулируется автором), стиль текста, его структуру; находят языковые средства, которые несут большую смысловую нагрузку в раскрытии замысла писателя. В этих же целях может быть использован любой текст из учебника и из дидактических материалов, который ученики могут воспринимать.
       На "пути" к созданию школьниками текста-описания (по наблюдениям) могут быть использованы самые различные виды работ, например:
    ⎯ подробное изложение текста описательного характера;
    ⎯ творческий диктант по картине с задачей обогатить диктуемый текст определенными языковыми средствами (наречиями,определениями и т.д.);
    ⎯ сочинение-описание (устное или письменное) изображенного на картине пейзажа;
    ⎯ сочинение (устное или письменное) на основе музыкальных впечатлений ("Ноябрь", "Декабрь" П.И.Чайковского);
    ⎯ сочинение (устное или письменное) на основе телепередач, тематически связанных с описанием зимней природы;
    ⎯ редактирование (коллективное, самостоятельное) текстов-описаний с типичными недочетами (неконкретность впечатлений и наблюдений, наличие "общих мест" и "общих слов" типа "Птицы улетели", "Деревья в зимнем уборе", "Хорошо зимой!"; отсутствие личностного восприятия или его недостаточное выражение; непоследовательность в описании и др.).
       Все эти виды работ тоже оцениваются учителем, хотя, как правило, носят обучающий характер, но главная самостоятельная работа впереди:
    ⎯ выбор темы,
    ⎯ определение замысла,
    ⎯ сбор и отбор материала,
    ⎯ его систематизация,
    ⎯ определение последовательности описания
    ⎯ его реализация.
      Все это на завершающем этапе ученик делает сам, создавая первый вариант своего сочинения-описания. Чтобы облегчить создание учениками своего текста, важно уточнить речевую задачу, описать речевую ситуацию. Например: "Итак, каждый из вас должен что-то описать из того, что наблюдал, видел. Ваша задача - нарисовать словами картину, чтобы читатель как бы мог увидеть все, что видели вы и о чем написали. Следовательно, постарайтесь создать художественное описание. Это первая задача. А вот для кого мы будем описывать природу - для наших друзей, которые живут на юге, или для знакомых-сибиряков, или для родных, живущих на севере, или просто для нас с вами, чтобы мы могли, собрав все сочинения в альбом "Зимняя природа, какой мы ее видим", узнать, кто как видит, чувствует, воспринимает нашу зимнюю природу, - давайте сейчас с вами решим. От того, для кого и для чего мы будем писать свои сочинения, многое зависит - вы хорошо это понимаете".
     Аналогичная работа проводится и в связи с подготовкой устных высказываний (сообщений, докладов, устных рассказов, репортажей и т.д.), но в отличие от методики, описанной выше, учитель использует соответствующие образцы устной речи. Только на этой основе можно проанализировать и показать особенности звучащей речи, средства выразительности устной речи (громкость, основной тон высказывания, темп и т.д.), приемы подготовки к высказыванию. Сейчас в распоряжении учителя имеется "звуковое пособие", в котором собраны образцы звучащей речи, живого слова (в том числе и детские).
     Первые варианты сочинений учитель либо сам проверяет, либо организует взаимопроверку, когда ученики делают замечания, исправляют ошибки, дают друг другу советы о том, как можно улучшить прочитанный вариант сочинения. Все исправления ученики делают карандашом (как и обозначение ошибок) на полях работы. Это своеобразная редакторская и вместе с тем творческая работа учащихся также может быть оценена учителем.
    Таким образом, в процессе подготовки, рассредоточенной во времени, а также проводимой на специальном уроке, учитель практическим путем раскрывает существо определенного речеведческого понятия и учит определенным коммуникативным умениям.

Требования к сочинению
     1. Соответствие сочинения предложенной теме.
     2. Полнота раскрытия темы.
     3. Правильность фактического материала.
     4. Содержательность, глубина раскрытия темы.
     5. Понимание, что для данной темы является главным, что имеет  второстепенное значение.
     6. План (его можно не переписывать в чистовик), логичность и последовательность изложения; расположение частей сочинения, их пропорциональность и связь.
     7. Доказательность высказанной мысли, аргументированность высказанного положения.
     8. Умение использовать текст художественного произведения и сведений по теории литературы.
     9. Самостоятельность мышления.
    10. Оригинальность, смысловое единство, выразительность повествования. Смысловая точность эпиграфа и цитат.
    11. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

Этап проверки и оценки творческих работ учащихся
При проверке сочинений учитель отмечает (начиная с V класса) тип ошибки на полях работы, пользуясь определенными обозначениями. При этом он пользуется теми условными знаками, которые даны в учебниках русского языка, или вводит свои, в том числе и всякого рода поощрительные замечания типа "Интересная мысль!", "Точно увидел!". Введение "своих" условных обозначений оправдано, когда с их помощью конкретизируются ошибки. Например, буква М напротив строки (строка на полях тетради) обозначает неконкретное употребление местоимений, вызывающее двусмысленность речи; буква П - неоправданный повтор слов и т.д. Это не только своеобразная мотивировка выставляемой отметки, но и основа для организации работы учащихся над ошибками (в классе и дома).
      Оценивая созданные учащимися высказывания, учитель принимает во внимание уровень овладения ими умением создавать тот или иной текст. За сочинение, начиная с V класса, ставятся две отметки: первая - за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность в широком смысле слова.
При выставлении первой оценки принимается во внимание:
      а) соответствие высказывания теме;
      б) достоверность, точность излагаемого, соответствие его жизненной правде;
      в) последовательность высказывания;
      г) речевое оформление (точность, богатство, разнообразие языковых средств), стилевое единство и выразительность речи.
    При оценке грамотности учитываются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и грамматическая правильность речи, соблюдение норм словообразования, норм словоизменения, норм согласования, управления, построение предложений той или иной структуры.

Этап анализа сочинений
    Смысл уроков анализа сочинений в том, чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Поэтому на таких уроках учитель
    ⎯ кратко анализирует содержательно-речевую сторону проверенных работ:
        раскрытие темы сочинения,
        наличие замысла,
        степень его реализации и оригинальность (на фоне остальных),
        построение и язык ученических сочинений (находки) и т.д.;
    ⎯ читает 1-2 наиболее удачных сочинения (или их части);
    ⎯ организует редактирование (коллективное или самостоятельное) нескольких отрывков из сочинений.
       Завершается урок самостоятельной переработкой, совершенствованием учащимися своих сочинений.

0

2

Пример сочинения на нелитературную тему по заданному началу: продолжить рассказ на тему «Подслушанный разговор», начав его словами: «Часы пробили полночь. С полок школьной библиотеки послышались тихие голоса. Это ожили учебники…».

0

3

С помощью сочинений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Cочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

0

4

Методика обучения написанию сочинения-рассуждения
http://lib.podelise.ru/docs/917/index-1906.html
http://sob.znate.ru/docs/233/index-29132.html

0

5

Сочинение-стилизация как вид творческой работы в школе

С.Б. Ананченко, учитель СОШ №40 г. Симферополя, делясь с читателями своим опытом работы учителя-словесника, пишет о работе с сочинением-стилизацией: “После чтения и анализа художественного текста учащимися можно предложить такой вид работы, как сочинение-стилизация. Это воспроизведение манеры письма, подражание стилю писателя, словесная игра.
Предварительно, перед самостоятельной работой, проводится лингвистический анализ художественного текста и сбор материала: определяются особенности синтаксиса, частотность употребления тех или иных выражений,  авторские эпитеты, метафоры и др.
Учащиеся, поняв и переняв манеру писателя, работают над сочинением-подражанием, опираясь на собственный словесный материал, но основываясь на собственной теме, на своих размышлениях, вмещая свое содержание в формы источника и сохраняя его “мотив”, настроение.
Вот пример таких сочинений, написанных как подражание В. Набокову после изучения романа “Другие берега”.
Воспоминания детства
Почти все мое детство прошло в Белоруссии, где живут наши родственники. Как весело мы с братом и сестрой проводили время, сколько игр было нами придумано! Но больше всего мы любили ходить  в лес, темный еловый лес, какой есть, наверное, только в Белорассии. Мы знали все тропинки, переплетавшиеся в сложный лабиринт. В заросшей высокой травой и молодым лохматым ельником просеке воздух переливался разноцветными бабочками среди обилия ромашек, колокольчиков и еще каких-то сиреневых и желтых цветов.
Мы пробирались в огромные колючие малинники, не замечая уколов комаров, которых здесь было бесчисленное множество, рвали сочные рубиновые ягоды, собирали их в маленькую корзиночку, мечтая отнести гостинец бабушке, но этого нам никак не удавалось сделать, потому что соблазн съесть малину был слишком велик.
Особенно запомнился мне запах леса. Нельзя сказать сейчас, что именно пахло там. Перемешаны были запахи еловой хвои и земляники, которую мы с братом постоянно выискивали в густой изумрудной траве. Особенно выделялся мой любимый запах чебреца.
А в зарослях папоротника среди гигантских древних елей любили мы подолгу играть в прятки. Бывало, затаишься где-нибудь под мохнатой папоротниковой лапой, удобно усевшись на мягком серебряном мхе, и услышишь разноголосое жужжание лесных мух и комаров, игру ветра в листве деревьев.
Но главной нашей целью в лесу была черника, которую мы не собирали, а просто поедали, передвигаясь по черничнику на коленях и отрывая ягодки с кустов прямо губами.
Бедная наша бабушка! Сколь пришлось ей перестирать одежды, ведь приходили мы домой по уши измазанные черничным соком, который по цвету не отличался от чернил.
Нагулявшись и наигравшись вволю, мы, уставшие и счастливые, бежали домой,  где нас уже ждали бабушкины пироги… Анна Банникова, 11 класс.  [1, 11-12]

___________________________

1. Ананченко С.Б. Материалы к урокам русского языка и литературы / С.Б. Ананченко. – Симферополь, 1997. – 53 стр.

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно