Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Виды диктантов и методика их проведения

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

ВИДЫ ДИКТАНТОВ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Основные вопросы темы

1. Диктант как основной прием формирования умений и навыков правописания на уроках русского языка.
2. Классификация диктантов.
3. Характеристика основных видов тренировочно-обучающих диктантов и методика их проведения.
         3.1.  Словарные.
         3.2.  Предупредительные.
         3.3.  Комментированные.
         3.4.  Объяснительные.
         3.5.  «Проверяю себя»
         3.6.  Выборочные.
         3.7.  Распределительные.
         3.8.  Графические.
         3.9.  Цифровые.
         3.10. Творческие.
         3.11. Свободные.
         3.12. Диктанты-переводы.
4. Методика проведения контрольных диктантов с грамматическими и лексическими заданиями.
5. Требования к текстам диктантов. Система проведения диктантов.
6. Типы орфографических и пунктуационных ошибок и их классификация.
7. Учет и исправление ошибок.

Список рекомендуемой литературы по теме

Основная литература

1. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов,
Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. — М. : Академия, 2000. — С. 210—211.
2. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М. : Просвещение, 1980. — С. 255—274.

Дополнительная литература

1. Беседина Н.К. О работе с "трудными" словами [Текст] / Н.К. Беседина  // Русский язык в школе. - 1999. -N1. - С.21-26.
2. Елясова О.Н. Графические диктанты [Текст] / О. Н. Елясова // Рус. яз. — 2006. — 16—31 июля (№ 14). — С. 31.
3. Левушкина О.Н. Виды словарных диктантов с опорой на этимологический анализ "трудных" слов [Текст] / О.Н. Левушкина  // Русский язык в школе. - 1999. - N2. - С.22-26.
4. Надель Ф.А. Возможности самодиктанта [Текст] / Ф. А. Надель // Рус. яз. — 2006. — 1—15 июля (№ 13). — С. 22.
5. Панов Б.А. От упражнений к интерактивным диктантам [Текст] // Рус. яз. — 2006. — 1—15 июля (№ 13). — С. 24.
6. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8-9 классы: Метод. пособие. – 2-е изд.- М.: Дрофа, 1998. – 144 с.
7. Ульченко, З. Ф. Диктанты с изменением текста [Текст] / З. Ф. Ульченко. — М. : Просвещение, 1982. — 144 с.

0

2

ОБРАЗЕЦ.

УРОК КОНТРОЛЬНОГО ДИКТАНТА
(7 класс)

http://emelya.us/i/perolya.jpg

Тема: Контрольный диктант
Цели:
а) проверить знания, полученные по теме «Причастие»;
б) повторить различные виды разборов;
в) продолжить работу по овладению учащимися орфографическими навыками.

Ход урока
1. Организационный момент.
2. Диктант.
Тропинки
Тропинки — это большие искатели приключений. Это смелость и отвага. Они там, где трудно. Где идут по одному. Где нужен внимательный глаз, чуткое ухо и добрая душа. Тихие раздумья и неспешный сильный шаг.
Тропинки — это первопроходцы, это ручейки у большой реки.
Они  хранители тайн, чудес, прохлады и солнечного света, ярко сверкающего.
Тропинки — это детство, где больше искренности, чистоты и доброты.
Особые чувства вызывают тропинки, уже зарастающие травой.
Их начинают обживать сердитые шмели и любопытные муравьи.  Всё чаще слышен шорох невидимых ящериц. Рядом с тропинкой устраивают гнезда птички.
Лишь ровные полоски распластанного подорожника напоминают о былой жизни когда-то спешащей тропинки.
Вот так бывает и с человеком, когда к старости он остаётся один, а рядом с ним его верные друзья и внимательные слушатели: радио, настенные часы, кошка да собака.                                                     
        124 слова
(Ф. Нестеров)

Насыщенность диктанта орфограммами и пунктограммами:
- безударные гласные в корне слова;
- правописание -чк-, -чн-;
- одна и две буквы -н- в суффиксах причастий и прилагательных;
- "не" с прилагательными;
- тире между подлежащим и сказуемым;
- запятая при однородных членах предложения;
- знаки препинания в сложном предложении.

Грамматические задания.

1. Произведите синтаксический разбор предложений:
      1 вариант — первое предложение
                      (Тропинки — это большие искатели приключений.)
      2 вариант — первое предложение второго абзаца.
        (Тропинки — это первопроходцы, это ручейки у большой реки.)
   2.  Произведите пунктуационный разбор предложений:
    1 вариант — Особые чувства вызывают тропинки, уже зарастающие травой.
    2 вариант —  Они  хранители тайн, чудес, прохлады и солнечного
                        света, ярко сверкающего.
3. Выпишите из текста причастия, определите их глагольные признаки,
    признаки прилагательных:
1 вариант— действительные причастия;
2 вариант — страдательные причастия.
……………………………………………………………………………………………………..
*4. Графически объясните (в виде схемы) постановку знаков в последнем предложении.
*5. Выполните словообразовательный разбор существительного "первопроходцы".
………………………………………………………………………………………………………
3. Домашнее задание.
   Повторить сведения о стилях речи, типах текста.

Автор-составитель урока Сведенцова Татьяна Владимировна

0

3

Практическое задание №1.

0

4

Практическое задание №2.

0

5

Практическое задание №3.

1. Определите вид диктанта, дидактические цели которого - установление вида орфограммы, обоснование выбора правильного написания слова с сомнительной гласной в корне, совершенствование правописных навыков. Задание к диктанту определено учителем следующим образом: "Начертите таблицу "Безударные гласные в корне слова". Заполните ее словами диктанта, обозначая условия выбора соответствующей орфограммы".

Проверяемые
гласные

Чередующиеся
гласные

Непроверяемые
гласные

        Фасоль, прибирать, орошать, салат, галерея, растение, распродавать, катлета, показаться, керосин, записаться, расстелить, поглощать, разгораться, пирог, протяженность, расположиться, лопата, растирание, корзина, росток, собираем, материя, стереть, узнавать, волнение, прикоснуться, ветеран, подстилать, пожирать, умирание, возражать, запереть, сирень, вглядеться, тротуар, пополнить.

0

6

Практическое задание №3.

1. Определите вид тренировочного диктанта, задание к которому сформулировано учителем следующим образом: "Слушая диктант на украинском языке, запишите его на русском языке".

       Мова – це не просто засiб спiлкування, а щось бiльш значуще. Мова – це всi глибиннi пласти духовного життя народу, його iсторична пам’ять, найцiннiше надбання вiкiв, мова – це ще й музика, мелодика, фарби, буття, сучасна, художня, iнтелектуальна i мисленнєва дiяльнiсть народу.
(Олесь Гончар)

2. Какова дидактическая цель данного вида письменной работы.

0

7

Практическое задание №4.

1. Определите вид тренировочного диктанта, задание к которому сформулировано учителем следующим образом: "Замените словосочетания одним словом, содержащим удвоенный согласный. Запишите эти слова через запятую".

      Больничный лист; товарищ по работе; популярная игра на льду; обучение животных; рисунки в журнале или книге; сквозной проезд, прорытый под землей; свидетельство об окончании средней школы; дорога с рядами деревьев по сторонам; место, где продают билеты; дорога, покрытая асфальтом.

0

8

Практическое задание №5.

1. Определите вид тренировочного диктанта, задание к которому сформулировано учителем следующим образом: "Диктуемые словосочетания запишите в две колонки:
1) содержащие слово в переносном значении;
2) не содержащие слово в переносном значении".

     Подошва ноги - подошва горы.
     Мальчик спрятался - солнце спряталось.
     Язык пламени - язык коровы.
     Мягкая улыбка - мягкая трава.
     Ветер воет - волк воет.

0

9

Практическое задание №6.

1. Определите вид тренировочного диктанта, задание к которому определено учителем следующим образом: "Замените диктуемые имена существительные однокоренными именами прилагательными с непроизносимыми согласными и запишите их через запятую. Непроизносимые согласные подчеркните".
Образец: честь - честный.

     Ненастье, крепость, страсть, прелесть, бескорыстие, гигант, опасение, доблесть, радость, счастье, известие, поверхность, горесть, скорость, ясность, интерес, власть.

2. Какие дидактические цели преследует данный вид письменной работы?
3. На каком этапе изучения темы "Непроизносимые согласные в корне слова" целесообразно написание этого диктанта?

0

10

Практическое задание №7.

1. Используя данный материал, опишите методику проведения предупредительного диктанта, определите его дидактическую цель. На каком этапе изучения темы "Правописание НЕ с разными частями речи" целесообразно провести данный вид письменной работы?

1) Любой дом без книг кажется мрачным и невеселым (М. Танк).
2) Книга - это могучее оружие. Умная и вдохновенная* книга нередко решает судьбу человека (В. Сухомлинский).
3) Невежду* никакими лекарствами не вылечишь.
4) Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги (К. Паустовский).
___________________________
Вдохновенный - возвышенный, выражающий подъем творческих сил.
Невежда- человек, который мало знает, необразованный.

0

11

Практическое задание №8.

1. Используя данный языковой материал, составьте диктанты 3-х - 4-х видов по теме «Не с разными частями речи». Тексты диктантов должны сопровождаться формулировкой учебной задачи для учащихся.
Например, "Слушая диктант, в правую колонку записывайте те предложения, в которых встречаются слова с частицей НЕ, в левую - те предложения, в которых встречаются слова с приставкой НЕ-. "

I. 1. Не родись красивой, а родись счастливой. 2. Не зная броду, не суйся в воду. 3. Недосол на столе, а пересол на спине. 4. Незнайка на печке лежит, а знайка по дорожке бежит. 5. Непутевая голова ногам покоя не дает. 6. Не твой воз, не тебе и везти. 7. Своя воля страшней неволи. 8. Незваный гость хуже татарина. 9. Невелика птичка, да ноготок остер. 10. Не место красит человека, а человек место. 11. Не волчий зуб, так лисий хвост. 12. Не дорог час временем, а дорог улучкой. 13. Один в поле не воин. 14. Потчевать можно, неволить грех. 15. Ученье — свет, а неученье — тьма. 16. Что написано пером, того не вырубишь топором. 17. Сказал бы словечко, да волк недалечко. 18. Зелен виноград не вкусен, млад человек не искусен.

II. Не скрывая удивления; недоумевая; не мог встретить; затаить ненависть; негодовать от возмущения; не деревянный дом; недешево стоить; недисциплинированный ученик; не гордый, а добрый; долго недомогать; не да¬лекий, а близкий; не шестьдесят; негласный закон; недожженный кофе; недовыполнить план; не достать до полки; проявить недо¬верчивость; писать нечем; не за кем бежать; наесться не досыта; незадолго до встречи; настоящая недотрога; никем не замаскированный; незапоминающееся лицо; неряшливый вид; проявить некорректность; ненавидящий невежество; чувствовать себя неловко.

0

12

Практическое задание №10

Можно ли назвать данный вид контрольной работы диктантом?
Ответ аргументируйте. 

Контрольная работа по русскому языку
(деформированный диктант)
в 6-м классе
по итогам 1 четверти

Пр…рода осен(?)ю

Среднеру(с,сс)кий край во власти ос…н…. В…лна хол…да сп…да…т, и …пять водворя…тся т…пло(4). Воздух пр…грет а на со(?)нце так и пр…пека…т(4). В сп…койн…м воздух… др…жат паутинки. Ож…вились скв…рцы, их б..дрит т..пло. По жнивью важно гуля..т гр…чи, держа(тся,ться) вместе, чтобы приготови(ться,тся) к скорому ..тлету. В л…су осинка з…краснела, скоро лист начнет осыпа(ться,тся). Ств…лы ее от избытка крахмала стали сизыми, словно припудрились.
Лес точно терем ра(с,з)п…сной. Особенно рады т…плу и полны прелести дубы. Старые дубы р…няют ж…луди. Ровно л…жа(тся, тьяс) пл…ды под дер…вом. Хрустальные дни тихи, горизонт из-за прозрачного воздуха отодвинулся и приоткрыва..т дали. И без ветра сл…тают вялые лист(?)я. Пр…рода прит…ха…т.

Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор предложений: 1 вариант – 2 предложение 1 абзаца, 2 вариант – 5 предложение 1 абзаца.
2. Выполните морфемный разбор слов: 1 вариант – припекает,
держатся, закраснела, 2 вариант – оживились, спадает, расписной
3. Выполнить словообразовательный разбор, определить способ образования слов: 1 вариант - держаться: 2 вариант –спадает.
4. Определите стиль текста и тип речи.

Дополнительное задание
(необязательное им можно заменить задания 3,4).
1. Найти в тесте слово с чередующейся гласной.
2. Употребите в прямом и переносном значении слова: 1 вариант- припудрить, 2 вариант – хрустальный.

Источник: http://infourok.ru/deformirovanniy-teks … 44850.html

0

13

http://turboreferat.ru/pedagogy/obuchaj … page1.html

0

14

Практическое задание № 9.

         С целью формирования навыка различать наречия с приставками и существительные с предлогами учащимся целесообразно предложить в один столбик записывать  те словосочетания, в которых предполагается слитное написание, в другой – раздельное (например, шли навстречу друг другу – торопился на встречу с другом);  при изучении правописания имен прилагательных – в один столбик записывать слова с -Н-, в другой – с -НН- (например, лебединая верность – каминные часы).

1. Составьте список из 10-ти  орфограмм с таким расчетом, что формированию правописных навыков, соответстваующих этим орфограммам, должен, по вашему мнению, способствовать методический прием написания распределительного словарного диктанта. В качестве иллюстрации того, какой языковой материал предполагается использовать в диктанте, приведите по два примера на каждую из орфограмм.
2. На 2-х – 3-х примерах докажите целесообразность проведения данного вида письменной работы.

0

15

Вопросы на восприятие теоретического материала.

1. Как называется диктант, учебная задача которого определяется следующим образом: с помощью прилагательных распространите предложения текста, в котором описывается рассвет на лесном озере?

Вопросы для самоанализа уровня восприятия теоретического материала.

2. Учитель диктует текст, написанный от третьего лица. Учащимся необходимо записать данный текст от первого лица. Как называется такой вид диктанта?

3. Учащимся необходимо заменить диктуемые слова синонимами. Определите вид диктанта.

0

16

Практическое задание № 10.

Для написания данного диктанта учащимся была предложена печатная основа, содержащая определения литературных терминов с пропущенными фрагментами в их содержании.

Печатная основа выглядит следующим образом:
1. Идея  .................................................................................................... объединяет все его образы.
2. Тема ..................................................................................................... находится в неразрывной связи с идеей.
3. Завязка  ..................................................................................................... дает читателю первые представления о характерах гароев и конфликте между ними.
4. Кульминация  ..................................................................................................... играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц.
5. Развязка ..................................................................................................... добавляет последние штрихи к характерам действующих лиц.

Данные определения необходимо восстановить путем введения в предложения соответствующих уточнений с союзом то есть. Эти уточнения, диктуемые учителем, учащиеся должны вписать в предложения, восстанавливая определения литературных терминов.

Уточняющие фрагменты, диктуемые учителем, таковы:
заключительный момент в развитии действия художественного произведения; основной смысл художественного произведения; начальный момент в развитии событий, изображаемых в произведении;  основной круг жизненных вопросов, описываемых в произведении; высшее напряжение действия в художественном произведении.

1. Проанализируйте данный материал. Восстановите определения литературных терминов.
Образец. Идея, то есть основной смысл художественного произведения, объединяет все его образы.
2. Определите вид диктанта.
3. Сформулируйте дидактические цели, которые реализуются в процессе выполнения данного вида письменной работы.

0

17

Практическое задание № 11.

1. Определите, для какого вида словарного диктанта предназначен данный языковой материал, если известно, что его предполагается использовать с целью совершенствования умения правильно писать сложные слова.

Лекарство, понижающее жар; цех для переработки овощей; аппарат для мытья посуды; человек с зелеными глазами; завод, на котором строят вагоны, транспорт на железной дороге, сооружения для очистки воды. 

2. Сформулируйте учебную задачу для учащихся, которая должна решаться в процессе написания такого диктанта.

0

18

Самостоятельная работа студентов по теме

0

19

Задание для самостоятельной работы студентов.

Законспектируйте статью Колесник Е.В. "Виды творческих диктантов, используемых в процессе формирования навыков грамотного письма". http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=1050

Первые попытки выделить основания классификации творческого диктанта были предприняты в 1963 году Т.А. Ладыженской в работе «Творческие диктанты».
Согласно данной классификации можно выделить следующие две разновидности творческих диктантов, которые используются на уроках изучения орфографии для формирования навыков грамотного письма.
1. Творческие диктанты с заменами.
При выполнении данного вида диктантов происходит замена одной грамматической формы, категории, конструкции другой в процессе записи текста. Возможна, например, замена отдельных слов в диктанте однокоренными словами с приставками или суффиксами на определенную орфограмму, замена данных в тексте слов или словосочетаний лексическими или грамматическими синонимами.
Чтобы произвести эту операцию, ученикам самостоятельно нужно определить то, что предлагается заменить, образовать требуемую форму или конструкцию и выполнить задачи правописания (в тексте даются трудные с точки зрения орфографии слова).
Творческие диктанты с заменами используются при изучении всех разделов школьного курса. Эффективность такой работы заключается в том, что в процессе написания учащимися разрешается сразу несколько задач. Школьники учатся понимать стилистическую функцию грамматической формы в тексте (например, при замене лица, времени и наклонения глагола), происходит практическое ознакомление учащихся с лексическими и грамматическими синонимами. Ученики должны уяснить не только сходство, но и различие в выражении мыслей, которое возникает при замене, обратить внимание на оттенки значений в лексической и грамматической синонимии. Это позволяет предупредить тавтологическое использование учащимися одних и тех же слов, форм и конструкций.
Этот вид творческого диктанта дает возможность овладеть разнообразными языковыми средствами и закрепить навыки правописания. Такие диктанты требуют хорошего знания материала и несовместимы с механической работой.
Заменяя данные конструкции новыми, ученик должен:
1) учесть задание учителя;
2) вспомнить и подобрать слова (словосочетания), которые соответствуют заданию;
3) сопоставить полученное предложение с данным. Упражнения, требующие выполнения таких умственных операций, вызывают большой интерес учащихся. В то же время, как и всякий диктант, он служит закреплению навыков правописания.
2. Творческие диктанты на расширение текста (или на вставку слов).
Такие диктанты предполагают вставку в текст слов или словосочетаний, подходящих по смыслу и грамматически. Можно расширить текст путем введения предлогов, союзов, частиц. Во всех этих случаях записанный учениками текст остается связным, а частотность изучаемых грамматических и орфографических явлений в нем увеличивается.
При использовании этого вида творческого диктанта преследуются в основном две задачи.
Первая - научить учеников пользоваться определенными группами слов или конструкциями. Выбор происходит в процессе диктовки, следовательно, ученики действуют самостоятельно. При этом, подыскивая нужное слово, школьники руководствуются лишь смыслом фразы, контекста.
Вторая - научить учащихся точно и ярко описывать предметы с помощью вводимых слов или словосочетаний. Трудность этой работы заключается в том, что ученик должен проникнуться замыслом, который вкладывал в текст автор, его восприятием и настроением, что, собственно говоря, очень сложно (даже если в предварительной беседе он будет раскрыт учителем). Следовательно, единого восприятия текста быть не может, у всех учащихся возникают различные ассоциации: «При творческом диктанте получаются различные варианты записи, что осложняет его фронтальную проверку». Поэтому, чтобы достичь желаемого результата, необходимо конкретно сформулировать тему и обеспечить единство в восприятии того, что должно быть описано учащимися. Нужно, чтобы учащиеся имели в виду один и тот же конкретный предмет, одно и то же явление действительности.
Все диктанты на расширение текста развивают реакцию на слово, требуют хорошего знания изучаемой категории и правил правописания. Работая над таким диктантом, ученик должен:
1) учесть требования учителя (задание);
2) самостоятельно найти нужные для вставки слова или конструкции;
3) проверить, отвечает ли измененное предложение требованиям учителя.
Текст, используемый для творческого диктанта со вставкой слов, должен быть связным. Он читается с пропуском слов, затем формулируется задача: вставить определенную группу слов в соответствии с замыслом. Творческий диктант может носить как коллективный, так и самостоятельный характер. При анализе написанного (если он проводится после выполнения творческого диктанта) отмечается, насколько точно и выразительно описывается предмет с помощью вводимых слов и словосочетаний.
Данный вид творческого диктанта можно проводить по картине, что дает возможность преодолеть формальный подход при выборе нужного слова.

Некоторые методисты рекомендуют использовать картину для запоминания содержания диктанта, особенно в работе над описанием. Картина усложняет условия задачи (дописываемое должно соответствовать изображенному на картине), но помогает легче подобрать нужное слово или словосочетание. Так как, выполняя работу, учащиеся исходят из того, что изображено на картине, можно говорить, правильно или неправильно найдено нужное слово, насколько оно выразительно и насколько точно с его помощью описывается предмет или явление.
В сравнительно небольших по объему текстах кратко описывается изображенное на картине. Используются репродукции с картин мастеров. Разумеется, по своему содержанию картина должна быть доступна для учащихся данного возраста. Только в этом случае можно преодолеть формальный подход к работе. При выборе картины нужно учитывать и то, что употребление учениками определенных грамматических средств должно быть естественным, то есть подсказываться самим содержанием картины (например, при описании картины пейзажного характера можно использовать прилагательные, определения и т.п.).
Перед написанием работы следует вывесить репродукцию, немного рассказать о художнике и его замысле. Затем читается приготовленный текст (при этом учитель может показывать на картине описываемые в тексте предметы). После этого перед учениками ставится задача: сделать данное описание картины более полным и ярким, вставив в текст слова определенной категории, называющие признаки изображенных предметов или действий и соответствующие изображенному на картине. Естественно, что при использовании картины необходимо дать каждому ученику возможность рассмотреть ее, иначе работа будет не облегчена, а, наоборот, затруднена. Диктовать текст следует медленнее, чем обычно, чтобы ученики могли обдумать прочитанное учителем предложение и подобрать нужные слова.
После записи всего текста можно провести общую проверку работы. Два-три ученика зачитывают свои работы, называя вставленные ими  слова, попутно проводится разбор трудных орфограмм. Если проверка не проводится, то на следующем уроке выполняется работа над ошибками, при этом главное внимание уделяется разбору найденных учащимися слов - насколько точно они подобраны и орфографически грамотно записаны.
В конце урока делается вывод о значении включенной в описание категории слов в нашей речи.
Этот вид диктанта вырабатывает навыки описания изображенного на картине, воспитывает внимание к слову и подготавливает учащихся к сочинению по картине.
Можно предложить ученикам продолжить данную работу дома:
– подготовить устно или письменно более полное описание картины, обратив внимание на детали, опущенные в тексте диктанта;
– продолжить описание рассказом о том, что произойдет после момента, изображенного на картине;
– подготовить устное сочинение на близкую тему, при этом записав план и некоторые наиболее важные моменты содержания;
– написать сочинение на близкую тему.
Как уже отмечено, труднее всего запоминается описательный текст. Запомнить его содержание помогает иллюстрация или картина, поэтому свободный и восстановленный диктанты, как и творческие, можно проводить по картине.
В этом случае вступительное слово должно быть связано не только с текстом, но и с картиной. Рассматривание ее предшествует первому чтению текста. Слушая тест, школьники сравнивают услышанное с увиденным на картине. При анализе текста тоже обращаются к картине. Также картина помогает подобрать нужные эпитеты.
При проведении по картине восстановленного диктанта работа будет промежуточной не только между диктантом и изложением, но и включит некоторые элементы сочинения по картине, знакомя с композицией такого сочинения.
Видовая классификация свободного диктанта была предложена Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановым, Т.В. Напольновой в 1967 году в пособии «Свободные диктанты». В дальнейшем (в 1975 году) М.Т. Баранов в своей работе «О видах диктанта по русскому языку в 4-8 классах» систематизировал полученные данные. Виды диктантов, в том числе творческих и свободных, М.Т. Баранов характеризует в соответствии с целями проведения данного упражнения и выделяет обучающий и контрольный творческий и свободный диктанты. Диктанты, проводимые с разбором написанного, имеют обучающий характер, но помимо этого носят и элементы контроля, являясь практическими методами обучения. Если диктант пишется без разбора написанного текста, то есть самостоятельно, - это контрольный творческий или свободный диктант.
М.Т. Баранов, рекомендуя использовать творческий и свободный диктанты как «средство промежуточного контроля», указывает на место их применения, говоря, что эти диктанты целесообразны «в конце изучения темы в качестве способа проверки как орфографической и пунктуационной, так и речевой готовности к написанию очередного сочинения».
Но цели применения творческого и свободного диктантов требуют того, чтобы эти упражнения в первую очередь были использованы как средство обучения, а потом уже контроля.
Восстановленный диктант также как творческий и свободный может занимать весь урок или его часть. Он может быть обучающим или контрольно-обучающим, то есть на вопросы учеников учитель может отвечать до выполнения, во время выполнения или по окончании работы. Иногда полезно перечитать исходный текст после его восстановления. Цель такого перечитывания - не исправление уже написанного, а сравнение услышанного и написанного для корректирования последующих работ.
Виды диктантов М.Т. Баранов также характеризует и по времени предупреждения ошибок. Так, творческий и свободный диктанты могут быть предупредительными и объяснительными.
Обучающие творческие, свободные, а также восстановленные диктанты могут быть разных видов, к ним в одинаковой мере может быть применено и объяснение, и предупреждение, при этом восприятие учащимися диктуемого текста может осуществляться как на слух, так и зрительно.
Т.А. Ладыженская, Т.В. Напольнова и некоторые другие методисты на основе различий в способе восприятия диктуемого выделяют слуховые и зрительные диктанты.
Исходя из сказанного выше, в современной методике преподавания русского языка можно выделить следующие виды творческого, свободного и восстановленного диктантов, используемых в школе в качестве средства для выработки навыков грамотного письма.
1. Творческий, свободный и восстановленный диктанты с предупреждением.
При проведении творческого, свободного и восстановленного диктантов с предупреждением после первого чтения текста ученикам предлагается ответить на вопросы по содержанию, затем перед записью предложения, абзаца или всего текста проводится предупреждение ошибок: незнакомые и «трудные» слова выписываются на доске, часть слов объясняется устно. Объяснение слов производят ученики, что наиболее ценно, а учитель помогает им лишь в случае затруднения. Учитель также должен приветствовать то, что школьники сами будут задавать вопросы, возникающие при написании диктанта, на которые преподаватель может ответить или отослать учащихся к словарю. Таким образом, проводится самостоятельная работа учащихся. Необходимо поощрять интерес учеников к выяснению «трудных» случаев правописания, так как это развивает внимание к написанию слов, вырабатывает орфографическую зоркость и навыки самоконтроля, которые плохо развиты у учащихся 6-х классов или отсутствуют вовсе.
Разбор текста до его написания стимулирует употребление учащимися большего числа слов и предложений из него, но «вместе с тем, большой объем орфографической и пунктуационной подготовки... отрицательным образом сказывается на передаче учениками содержания».
При написании восстановленного, свободного и творческого диктантов необходимо учитывать подготовленность учеников к изложению текста и этап работы над тем или иным орфографическим материалом. Поэтому предупредительный диктант может помочь ученикам в формировании правописных и речевых навыков.
По поводу предупредительного диктанта К.Б. Бархин писал, что это «один из видов диктантов с предварительным сосредоточением внимания на орфографических явлениях».
Придавая особое значение предупреждению ошибок в процессе формирования орфографического навыка, многие методисты (Н.К. Кульман, А.В. Миртов, П.О. Афанасьев, И.Р. Палей, М.В. Ушаков, М.Т. Баранов, Н.Н. Алгазина, Е.А. Баринова, А.В. Текучев и другие) в числе упражнений по орфографии называют разные виды предупредительных диктантов. Они считают предупреждение лучшим упражнением, потому что орфографический разбор способствует запоминанию правописания слов, содержащих орфограммы, воспитывает орфографическую зоркость, приучает учеников вдумываться в текст. Это мотивируется необходимостью предупредить ошибки, которые, как правило, допускают учащиеся на этапе первичного применения знаний, когда очень важно не допустить закрепления ошибочных написаний в памяти учащихся.
Этот вид диктанта рассчитан на то, что ученики, прослушав объяснение и усвоив его, напишут слово без ошибок, поэтому после написания текста проверка его в классе не производится.
2. Творческий, свободный и восстановленный диктанты с объяснением.
Диктанты с объяснением можно проводить в том случае, если ученики уже знакомы с методикой проведения творческого, свободного и восстановленного диктантов и текст-образец не вызывает у них трудностей с точки зрения жанра, стиля и правописания.
При проведении диктантов этого вида «трудные» случаи не предупреждаются, а анализируются и исправляются либо после написания предложения (творческий диктант), абзаца (свободный диктант), либо после написания всего текста (восстановленный диктант). Но целесообразнее проводить объяснение после того, как написан весь диктант, так как только при такой организации не нарушается целостное восприятие текста.
В пользу объяснения говорят такие его характеристики:
– объяснительный диктант совмещает в себе свойства предупредительного;
– эта форма требует от учащихся самостоятельности, так как приходится самим решать орфографические задачи в творческом письме;
– при объяснении написаний ученики приучаются анализировать изложенный текст, мотивировать необходимость такого, а не иного варианта написания, формулировать по памяти правила, сопоставлять факты.
Но, несмотря на все его достоинства, по частоте применения на уроках русского языка он значительно уступает предупредительному диктанту. Отчасти это можно объяснить тем, что лучше предупреждать ошибку заранее, чем потом ее исправлять.
Процесс объяснения слов делает этот вид диктанта особо эффективным для формирования навыков грамотного письма и определяет его обучающий характер.
3. Творческий, свободный и восстановленный диктанты с комментированием.
Среди видов творческого и свободного диктантов М.Т. Баранов выделяет комментированный диктант без указания методики и границ его применения.
Отличие его от других видов диктанта в том, что объяснение текста (с орфографической точки зрения) производится в процессе самого письма, в то время как при предупредительном диктанте оно происходит до записи диктуемого текста, а при собственно объяснительном - после записи.
Сложность проведения диктантов этого вида, во-первых, заключается в том, что у школьников в процессе свободного воспроизведения текста получаются разные варианты записи, а комментирование в большей степени предполагает единообразное написание текста. Во-вторых, сложно добиться того, чтобы ученики выполняли работу еще и единовременно, поскольку процесс письма многих учащихся и комментирование во времени чаще всего не совпадают, так как одни школьники не торопятся при письме, а внимательно слушают «комментаторов» и предупреждение о возможных ошибках получают до записи текста, другие привыкли писать в присущем им темпе, не ожидая реплик «комментатора» и намного опережая темп его письма, а речевые сигналы, предупреждающие о возможных ошибках, воспринимают уже после записи текста и зачастую забывают исправлять ошибки. Даже сам «комментатор» никогда не может полностью объединить в один процесс письмо и объяснение.
По этому поводу Б.Т. Панов писал: «Психологические свойства нашего мышления таковы, что совершенно невозможно записывать текст и одновременно (абсолютно синхронно!) объяснять трудные орфограммы в словах». Поэтому соотношение мыслительного процесса и акта письма у учащегося, комментирующего свои записи, может быть двояким: или он сначала объяснит нужную орфограмму, а затем запишет слово, или вначале запишет слово, а затем сделает необходимые комментарии.
С точки зрения психолого-педагогических особенностей, позволяющих с наибольшей эффективностью организовать учебную деятельность учащихся, комментированный диктант во многом проигрывает предупредительному и объяснительному. Таким образом, следует отметить, что комментированный творческий, свободный и восстановленный диктанты не являются бесспорными и требуют экспериментальной проверки.
4. Творческий, свободный и восстановленный диктанты с комбинированной подготовкой.
Этот вид диктантов может быть проведен следующим образом: перед записью первого предложения или абзаца идет предварительное объяснение орфографии, вторая часть объясняется попутно с записью, последующая анализируется после записи и заключительная часть пишется самостоятельно без анализа. Такой вид диктанта сочетает этапы обучения и проверки.
Комбинированный диктант проводится только после того, как учащиеся хорошо освоятся со всеми названными выше видами диктанта, овладеют техникой работы во время этих диктантов, чтобы учителю не приходилось отвлекаться и объяснять школьникам, что от них требуется при проведении комбинированного диктанта.
Комбинированный диктант проводится главным образом на повторительно-обобщающих типах уроков.
Применить этот прием можно к восстановленному, свободному и творческому диктанту, в котором одно предложение, абзац или часть текста воспринимается только на слух, другие же - на слух и зрительно.
Орфографический аспект присутствует во всех видах диктантов, так как при их написании происходит запоминание правописания вставленных слов путем фиксирования на них внимания.
На одном уроке возможны сочетания разных видов творческих, свободных и восстановленных диктантов, переход от более легких видов к трудным, например: диктант с предупреждением переходит в диктант с объяснением; от зрительных к слуховым, от обучающих диктантов к диктантам контрольного характера. Это заставляет учеников быть активными в течение всего урока.
Наши наблюдения показали, что творческий, свободный и восстановленный диктант - одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений.
В школьной практике эти виды диктанта применяется не очень широко, по сравнению с диктантом и списыванием. Таким образом, появляется пробел между репродуктивным и продуктивным видами работ. Из этого следует то, что в школе нет плавного перехода от чисто орфографических форм контроля к речевым. Если творческий, свободный и восстановленный диктант и используется, то чаще всего как речевое, а не как орфографическое упражнение. Учащиеся при написании творческого, свободного и восстановленного диктанта совмещают две важные задачи: самостоятельное создание письменного текста и соблюдение при этом орфографических норм. Поэтому, данные виды работ «вооружают учащихся как речевыми, так и орфографическими умениями».

0

20

Законспектируйте статью Земницкой О.Н.

ТИПЫ ДИКТАНТОВ

В системе тренировочных упражнений по орфографии большое место занимают диктанты.

Это одна из самых эффективных форм работы, что способствует выработке прочных орфографических навыков. Конечно, диктант используют и для формирования пунктуационных навыков, а также для закрепления знаний по фонетике, лексике, грамматике. Ценность диктанта в том, что в процессе его написания ученики привыкают к активной и организованной коллективной работе, ведь за одно и то же время следует выполнить одинаковое задание. Диктант приучает учеников писать с максимальным сосредоточением внимания, развивает память, зрение, слух, вырабатывает умение сознательно пользоваться орфографическими правилами.

Особенность предупредительного диктанта в том, что к записи текста ученики повторяют орфографические правила, а затем анализируют все сложные орфограммы и выясняют их правописание. После этого текст записывают и проверяют.

Предупредительный диктант может быть зрительным и слуховым. В первом случае анализируют текст, взятый из «Хрестоматии по литературе» или подан на доске, плакате или спроектирован на экран. После выяснения правописания орфограмм учитель закрывает текст, ученики записывают его под диктовку, а потом сверяют с вновь открытым текстом.

Во время проведения слухового предупредительного диктанта после повторения нужных орфографических правил учитель читает текст и коллективно обсуждается правописание орфограмм, которые закрепляются. Затем текст записывают и проверяют.

Комментированный диктант предполагает объяснение правописания сложных орфограмм в процессе записи текста. Проводить его следует так: учащиеся класса под диктовку записывают текст. И в это время один из учеников по заданию учителя вслух называет слова со сложной для написания орфограммой и выясняет, как нужно писать то или иное слово и на основе которого правила. Этот диктант проводят тогда, когда только начался процесс закрепления изученных орфограмм или когда случаются особенно сложные случаи правописания слов.

Пользоваться комментируемым диктантом надо изредка. На проведение его следует отводить 7-15 минут.

Объяснительный диктант отличается от предупредительного тем, что объяснения правописания орфограмм осуществляется после записи текста. Объяснительный диктант зачастую проводится двумя способами.

Первый способ. После определения цели и задачи работы ученики записывают текст под диктовку учителя. А потом записанный текст проверяется. Ученики читают предложение за предложением, выясняют правописание орфограмм, опираясь на соответствующие орфографические правила. Желательно, чтобы в этом случае учащиеся имели возможность сверить написанное ими с текстом, который спроектирован на экран или заранее записан на доске и открыт на время проверки.

Второй способ. Учитель диктует, один из учеников пишет на доске, а остальные - в тетрадях. После записи каждого предложения ученики исправляют допущенные ошибки, обсуждают правописание соответствующих орфограмм и повторяют правила. Разумеется, при проведении объяснительного диктанта этим способом необходимо обеспечить полную самостоятельность в работе учащихся, а то диктант может превратиться в списывания и не достигнет своей цели.

Выборочный диктант предусматривает выписку из навязываемого текста только отдельных слов, словосочетаний или предложений в целях и задачах урока. Выборочный диктант может быть различной сложности, а именно: с диктанта выписывают отдельные слова и выясняют правописание их; слова не только выписывают, но и относят к определенной правописанию группы, помещают в соответствующую колонку (например, выписывают слова с апострофом в три колонки.

Выборочный диктант - довольно ценный вид упражнений, так как, во-первых, требует сознательного, вдумчивого отношения к работе и фактически исключает механический запись, ведь в тексте необходимо распознать и отобрать только слова, которые пишутся по определенному правилу; во-вторых, за сравнительно короткое время ученики записывают большое количество слов, следовательно, прорабатывают правописание орфограмм на широкой лексической базе .

Выборочные диктанты могут быть предупредительные, объяснительные и творческие.

Особенность свободного диктанта в том, что учащимся предоставляется право записывать текст не дословно, а с некоторыми изменениями в подборе слов и построению предложений, сохраняя при этом основное содержание. Текст для такого диктанта принимают сплошной, причем такой, чтобы легко делился на части из двух-трех объединенных содержанием предложений. Сначала учитель читает весь текст, а затем диктует по два-три предложения без повторения, а ученики пишут в свободном изложении. После записи всего текста ученикам дается возможность самостоятельно проверить написанное.

Свободный диктант - это также работа по развитию речи, так как способствует обогащению лексики ученика, вырабатывает самостоятельность в передаче мыслей, составляя переходное звено от диктанта к пересказу. Для укрепления орфографических навыков свободный диктант имеет меньшее значение по сравнению с другими учебными диктантами, потому свободный запись текста создает для учащихся возможность избегать трудных в орфографическом отношении слов, заменять их другими.

Чтобы подчинить свободный диктант выполнению орфографических задач, учитель может потребовать обязательно употреблять слова, которые пишутся по определенному правилу.

Творческий диктант существует в виде нескольких тренировочных упражнений творческого характера, выполняемых в процессе записи текста, предложений, слов. Согласно тому, какое задание ставится перед учащимися, творческий диктант имеет разновидности.

Первая разновидность - расширение предложений за счет введения определений, обстоятельств и т.д. Например, в специально подобранных тексте учитель выпускает определения и без них диктует текст. Текст он читает в замедленном темпе, чтобы ученики успели найти место пропуска определений, подобрать и записать их. Время подают слова для вставок в произведение. Если проводить перевод с установкой на закрепление и проверку правописания типа орфограмм, то следует выбирать текст, максимально насыщенный соответствующими словами, органично обусловлены его содержанием. Конечно, перевод и сочинение как виды орфографических упражнений используют тогда, когда основательно проработаны правила и выработаны необходимые навыки. В этом случае работа по развитию связной речи проконтролирует прочность орфографических навыков и раскроет возможность учащихся пользоваться приобретенными знаниями и навыками в процессе самостоятельного изложения мыслей. Однако переводы и произведения могут осложняться и специальными орфографическими или грамматико-орфографическими задачами: во-первых, учитель ставит перед учащимися задачу видоизменить в пересказе лицо или временную форму глагола, число существительного и т.д., что ведет к изменению орфограмм; во-вторых, необходимо сохранить определенное количество слов с определенными орфограммами. Это касается и произведений, в которые учащиеся по заданию учителя вводят слова, которые пишутся по определенным орфографическим правилам, или изложение материала осуществляют в заданной грамматической форме. Однако злоупотреблять преданиями и произведениями со специальным заданием не следует, так нарушается творческий характер, коммуникативная направленность работы.

Зимнацкая Олеся Николаевна

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно