Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика» » Форум студентов ОЗО » Виртуальная установочная конференция по педпрактике для студентов ОЗО


Виртуальная установочная конференция по педпрактике для студентов ОЗО

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Уважаемые студенты!
Будьте добры, внимательно ознакомьтесь с материалами установочной конференции по педагогической практике (см. посты в данной теме) и иной информацией, содержащейся на форуме.

Обязательно зарегистрируйтесь на информационно-образовательный форум «Педагогическая практика».

Задайте вопросы по изученным материалам в теме "Вопросы и ответы по педагогической практике"или в личном сообщении для Metodist.

Ваша регистрация на форуме и ознакомление с материалами форума будут приравнены к посещению установочной конференции и оценены соответствующим количеством баллов (см. "Критерии оценивания итогов педагогической практики").

В период прохождения педгогической практики не забывайте посещать данный форум для ознакомления с новостями и получения консультаций.

Не ленитесь делиться здесь своими впечатлениями о педагогической практике и теми методическими находками, которые будут полезными для ваших коллег-студентов не только этого учебного года, но и последующих.

Ваша активность на форуме принесет вам дополнительные баллы, которые будут учтены при выставлении итоговой оценки.

Жду ваших вопросов и сообщений.
Желаю удачи в пробной педагогической деятельности! :)

0

2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Цели педагогической практики определяются в соответствии с ее назначением – подготовить студентов к самостоятельной системной учебной и воспитательной работе с учащимися СОШ на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование у будущих учителей лингвистической, методической и психолого-педагогической компетенций.

Они формулируются следующим образом:   
1) формирование у студентов умения осуществлять профессиональную деятельность по обучению школьников русскому языку и литературе в общеобразовательных учебных заведениях на базе сформированной у них лингвистической компетенции и знания основ методики, педагогики и психологии;
2) развитие умения творчески применять полученные знания по методике обучения русскому языку и литературе в учебно-воспитательной работе и  разрешать конкретные методические задачи в соответствии с условиями педагогического процесса;
3) обеспечение возможности практического познания  студентами закономерностей профессиональной деятельности и овладения способами ее организации;
4) воспитание у студентов потребности систематически пополнять свои знания и творчески применять их на практике.
Для достижения этих целей ставятся определенные задачи педагогической практики.

1. Учебные:
⎯ обеспечение связи теоретических знаний с реальным педагогическим процессом (применение знаний, полученных на занятиях по методике русского языка и литературы для решения конкретных учебных, развивающих и воспитательных задач);
⎯ приобретение навыков самостоятельного ведения учебной и воспитательной работы с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий учащихся;
⎯ развитие умения проводить уроки различных типов
с использованием педагогических методов и приемов, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся;
⎯ формирование у студентов психологической готовности к работе в школе;
⎯ повышение интереса к труду учителя русского языка и литературы.

2. Научные:
⎯ совершенствование навыков научно-исследовательской работы;
⎯ формирование умения отбирать методы и приемы обучения, адекватные целям и содержанию урока, возрастным особенностям учащихся и конкретным условиям педагогического процесса.

3. Профессиональные.
Основной профессиональнойзадачей педагогической практики является формирование у студентов следующих умений и навыков:
⎯ работать со школьной документацией (заполнять журнал, проверять дневники и тетради учащихся);
⎯ правильно определять обучающую и воспитательную цели уроков русского языка и литературы,их типы, организационную структуру и формы проведения;
⎯ подбирать, а в случае необходимости изготавливать раздаточный дидактический материал и наглядные пособия в соответствии с познавательной целью урока;
⎯ своевременно, рационально и умело использовать ТСО;
⎯ стимулировать интерес и активность учеников к усвоению знаний, развивать их внимание, мышление, речь;
⎯ делать комплексный анализ уроков и внеклассных мероприятий по предметам (русский язык и литература);
⎯ самостоятельно изучать передовой педагогический опыт учителей, обобщать и использовать его при написании рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ.

Цели и задачи педагогической практики по русскому языку
Студенты филологического факультета в течении педпрактики должны приобрести следующие методические умения:
1) разрабатывать комбинированные (синтетические) уроки, уроки изучения нового теоретического материала, уроки формирования умений и навыков, уроки обучающего подробного, сжатого и выборочного пересказа текстов повествовательного и описательного характера, уроки подготовки к обучающему сочинению на нелитературную тему;
2) составлять развёрнутые планы-конспекты уроков русского языка;
3) подбирать к урокам дидактический материал на основе слов, словосочетаний, предложений и текстов рзличных типов и стилей речи;
4) целенаправленно использовать в подготовке к урокам различную методическую литературу: сборники диктантов, изложений, упражнений, разработки уроков, словари, методические рекомендации и др.;
5) проводить уроки комбинированного типа, уроки сообщения новых знаний, формирования умений и навыков, закрепления, повторения, а такжеуроки обучающего пересказа и обучающего сочинения на нелитературную тему;
6) изготовлять тематические наглядные пособия;
7) разрабатывать компьютерные презентации к урокам;
8) подбирать иллюстративные материалы, используя интернет-ресурсы;
9) производить фронтальный и индивидуальный опрос учеников;
10) проверять рабочие, домашние и контрольные тетради учащихся;
11) оценивать знания, умения и навыки школьников по русскому языку в соответствии с утвержденными критериями;
12) разрабатывать и проводить индивидуальные занятия во внеурочное время с одним-двумя  учащимися, имеющими пробелы по русскому языку;
13) планировать записи на доске и в тетрадях учащихся;
14) определять объём домашней работы учащихся, не создающий перегрузки;
15) проводить инструктаж к выполнению домашней работы;
16) осуществлять на уроках русского языка межпредметные связи;
17) вести воспитательную работу на уроках;
18) развивать у учащихся интерес к урокам русского языка;
19) воспитывать толерантное отношение к языкам народов, проживающих
в АР Крым;
20) использовать на уроках занимательные материалы, проводить лингвистические игры;
21) подбирать необходимый материал к внеклассным мероприятиям по русскому языку;
22) составлять планы-конспекты внеклассных мероприятий;
23) проводить с учащимися внеклассную работу по предмету;
24) анализировать свои уроки и уроки коллег-практикантов.

Цели и задачи педагогической практики по литературе
Основная цель педагогической практики по литературе заключается в том, чтобы содействовать подготовке преподавателя, который бы ясно понимал, что эстетическое и нравственное богатство русской и мировой литературы может быть освоено учащимися только при системном подходе к её изучению, предполагающем обращение к историко-культурному контексту, поэтапное освоение эстетики художественного произведения  в совместном интеллектуальном поиске учителя и учеников.
Практика направлена на то, чтобы студенты освоили особенности работы в 5-8 классах, где в основе преподавания литературы лежит чтение и анализ отдельных произведений.
В ходе практики у будущих преподавателей вырабатывается  ряд важных профессиональных умений и закрепляются те представления, которыебыли получены раньшепри изучении фундаментальных наук, дисциплин психолого-педагогического цикла.

Перечень умений и навыков, необходимых в преподавании литературы
и формируемых или закрепляемых в ходе практики

1. Умение рассматривать явления литературы в историко-культурном контексте, анализировать содержательность формы, воспринимать произведение в его целостности.
2. Умение выбирать способы, пути анализа литературного произведения, соответствующие его специфике, возрастным особенностям учащихся.
3. Умение наблюдать, фиксировать, анализировать опыт учителей, работу своих товарищей, критически рассматривать свою деятельность при обязательном учёте деятельности учащихся. Знать основные принципы анализа уроков, внеклассной работы по литературе.
4. Навыки ведения научных исследований, особенно методических, педагогических.
5. Владение такими методами и приёмами:

⎯ выразительное чтение, умение учить ему школьников;
⎯ рассказ;
⎯ лекция;
⎯ постановка учебных задач, поэтапных заданий, создание проблемных ситуаций, проведение форм контроля за усвоением знаний учащихся;
⎯ беседа;
⎯ рассказ-беседа;
⎯ пересказ, различные его виды, включая устное рисование, иллюстрирование, художественное рассказывание, инсценирование и т.д. Умение обучать им школьников;
⎯ составление планов, тезисов, конспектов;
⎯ самостоятельная работа, её организация, проведение;
⎯ использование портретов, альбомов, репродукций, словарей, технических средств (фонохрестоматий, учебных видеофильмов);
⎯ использование элементов игры, занимательного материала.

6. Владение навыками и умениями рациональной подготовки к проведению различных видов учебно-воспитательной работы:
⎯ умение составить тематический план, творчески использовать готовый его вариант;
⎯ умение готовиться к разным видам уроков (отбирать необходимый материал, давать его трактовку, проявив при этом творческий подход, выбирать соответствующие методы, приёмы, намечать структуру), заботиться об оптимизации учебно-воспитательного процесса, творчески использовать методические рекомендации;
⎯ умение работать с текстом (выделить непонятные места, разделить на части, отметить, что будет цитироваться, выделить опорные эпизоды, продумать методику работы с ними и т.д.);
⎯ умение выразительно читать и обучать этому школьников;
⎯ умение составлять конспекты уроков, развёрнутые планы уроков;
⎯ умение подготовить внеклассную работу по литературе, различные виды её (определить форму, организовать, подготовить исполнителей, составить план, подобрать материал, скомпоновать его, оформить запись);
⎯ умение подбирать литературу, материал к изучению темы, к уроку, к внеклассной работе (вести картотеку, иметь папку с вырезками из газет, журналов и т.д.).

7. Владение навыками самостоятельного ведения учебной и воспитательной работы с учащимися:

⎯ проведение уроков разных типов в соответствии со спецификой художественной литературы и возрастными особенностями учащихся, с учётом современных требований высокого качества, эффективности, глубокого воздействия на учащихся;
⎯ проведение разных видов внеклассной работы;
⎯ умение проверять тетради по литературе.

0

3

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

        Педпрактика студентов факультета славянской филологии и журналистики ОЗО по русскому языку и литературе проходит в 5-8 классах СОШ АРК в течение 2-ух недель.

Педагогическая практика на ОЗО является преимущественно языковой, поэтому акцент делается на выработке умений и навыков в области проведения уроков русского языка, но в то же время, она носит комплексный характер:
⎯      практиканты посещают не менее 5 уроков языка и литературы разных учителей;
⎯ студенты проводят 3-4 урока русского языка и 1-2 урока литературы;
⎯     проверяют тетради учащихся;
⎯     занимаются с одним или двумя отстающими по русскому языку учащимися 1-2 раза в неделю;
⎯ организуют внеклассную работу по предмету (тематические классные часы, факультативные занятия, конференции, лингвистические игры, диспуты, беседы, экскурсии, лингвистические вечера, недели русского языка и другие мероприятия);
⎯ осуществляют деятельность помощников классного руководителя.

Содержание педагогической практики складывается из двух последовательных этапов: пассивного  и активного.

В рамках пассивного этапа  педагогической практики студенты
⎯ знакомятся со школой и классом,
⎯ изучают учебные планы и школьную документацию,
⎯ посещают уроки учителей-словесников,
⎯ изучают методическую литературу.

В ходе активного этапа  практиканты
⎯ самостоятельно проводят уроки и внеклассные мероприятия,
⎯ посещают и анализируют уроки однокурсников,
⎯ проводят индивидуальные занятия с отстающими,
⎯ проверяют тетради,
⎯ выполняют работу классного руководителя
⎯ оформляют отчетную документацию.

После каждого урока, проведенного студентом, учитель-словесник проводит его развернутый анализ, в котором принимают участие  однокурсники практиканта.

0

4

КОМПЕТЕНЦИИ

Студенты филологического факультета в течение педпрактики должны приобрести следующие методические умения, необходимые для учительской работы.

1. Разрабатывать все виды уроков, составлять планы-конспекты.
2. Подбирать к урокам дидактический материал.
3. Отбирать  и использовать при подготовке к урокам различную методическую литературу: сборники диктантов, изложений, упражнений, разработки уроков.
4. Проводить уроки разных типов: сообщения новых знаний, закрепления, повторения, контрольные уроки и уроки по развитию речи.
5. Изготовлять наглядные пособия.
6. Использовать на уроках технические средства: аудио и видео материалы, мультимедийные технологии.
7. Овладеть всеми формами опроса учащихся и научиться адекватно оценивать знания учащихся по русскому языку.
8. Проверять тетради учащихся.
9. Заниматься во внеурочное время с 1-2 учащимися, имеющими пробелы по русскому языку.
10. Чётко, с правильным написанием букв писать на доске, уметь планировать запись на доске и в тетрадях учащихся.
11. Определять объём домашней работы учащихся, не создающий перегрузки.
12. Осуществлять на уроках русского языка связь с литературой  и по возможности с другими предметами.
13. Вести воспитательную работу на уроках русского языка.
14. Развивать у учащихся интерес к урокам русского языка, использовать на уроках различные занимательные материалы.
15. Уметь подобрать необходимый материал к внеклассному мероприятию, составить соответствующий конспект и провести с учащимися внеклассную работу.
16. Уметь анализировать свои уроки и уроки товарищей.

0

5

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Завершающим этапом педагогической практики является проведение итогов работы студентов-практикантов и её оценка. Окончательные итоги педпрактики подводятся на заключительной конференции в университете. Объектами учёта, контроля и оценки учебно-педагогической деятельности студента должны быть:
- учебная работа,
- внеклассная работа по предмету,
- работа в качестве классного руководителя,
- отчётная документация.

В период педагогической практики методисты осуществляют главным образом два вида контроля: текущий и итоговый.
        Текущий контроль даёт методисту возможность иметь достаточно полное и ясное представление о том, что сделано студентом, чем он занимается в определённый момент, видеть его продвижение в разных аспектах учебно-педагогической деятельности.
        Текущий контроль может осуществляться следующими формами:
- беседа со студентом, с классным руководителем, с учителем предметником;
- наблюдение за различными сторонами деятельности студента;
- посещение и анализ уроков, дополнительных, кружковых, факультативных и внеклассных мероприятий;
- консультации по тематическим и поурочным планам и внеклассным мероприятиям;
- анкетирование перед началом практики, в ходе её и по окончании.

Итоговый контроль осуществляется по окончании педагогической практики после составления отчётной документации.
        Студенты сдают на кафедру методики преподавания филологических дисциплин следующие документы:
- дневник педагогической практики, в котором выставлены оценки за 3-4 урока русского языка и 1-2 литературы, также в дневнике должен быть письменный отзыв учителя предметника и классного руководителя с оценками за учебную и воспитательную работу.
- развёрнутый план внеаудиторного мероприятия по предмету;
- 1 конспект урока по русскому языку и 1 конспект урока по литературе.

0

6

ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ РАБОТ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Вид работы,
проведенной за период
педагогической практики

Максимальное
количество баллов

Участие в конференциях
по педагогической практике

5

Посещение уроков
учителей-словесников 
(пассивная практика)

15

Проведение уроков

50

Проверка тетрадей

5

Внеклассная работа
по предмету

10

Конспект
проведенного урока

10

Оформление дневника
и другой документации

5

Итого

100

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

1. За участие в установочной и итоговой конференции студент получает по 1 баллу. Необходимо посетить 2 конференции.  За содержательное (включающее анализ деятельности коллег-практикантов в мини-группе и собственной педагогической деятельности), практически значимое (содержащее предложения по улучшению организации педагогической практики) выступление на конференции  начисляется 3 балла.

2. За каждый посещенный урок в ходе пассивной практики начисляется 1 балл. Необходимо посетить 5-6 уроков. При этом следует посещать уроки учителей-словесников в разных классах.

3.  За каждый проведенный самостоятельно урок (в общей сложности 5 уроков: 3-4 по русскому языку и 1-2 по литературе 3) в ходе активной практики студент может получить  до 10 баллов (в соответствии с оценкой учителя-словесника).

4. За каждую проверку тетрадей начисляется по одному баллу.

5. За внеклассную работу по предмету студент-практикант может получить до 10 баллов.

6. Внеклассную работу по предмету оценивает учитель и методист. В дневнике практики записываются все внеклассные мероприятия, которые провел студент-практикант.
За крупное мероприятие по предмету (проведение вечера, диспута, литературного КВН,  конкурса стихов, инсценировки изучаемых литературных произведений и т.п.) начисляется до 5 баллов за одно мероприятие.
За конспект проведенного мероприятия практикант может получать до 5 баллов. При начислении баллов учитывается наличие ошибок в письменной речи студентов (см. классификацию ошибок).
Вместо крупного мероприятия студент может изготовить наглядные пособия по предмету или оказать другую помощь учителю-словеснику, которая оценивается до 5 баллов.

7. Конспект урока, проведенного студентом-практикантом, оценивается методистом по 10-балльной шкале. При этом 9-10 баллов соответствуют оценке «отлично», 6-8 баллов – оценке «хорошо», 3-5 – оценке «удовлетворительно», 1-2 балла – «неудовлетворительно».
При начислении баллов учитывается наличие ошибок в письменной речи студентов (см. классификацию ошибок).

8. За аккуратное оформление дневника педагогической практики и своевременное его предоставление руководителю практики (на итоговой конференции) студент получает 5 баллов.
За задержку документации на два дня – 4 балла, на три дня – 3 балла, на четыре дня – 2 балла. За неаккуратное оформление документации или предоставление ее руководителю практики через неделю после итоговой конференции – 1 балл.

Общие итоги педагогической практики выносятся в ведомость в виде дифференцированной оценки.

0

7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов / Ю.Н. Галагузова, Г.В.Сорвачева, Г.Н.Штинова. – М.: Владос, 2003. – 220с.
2. Симонов, В.П. Педагогическая практика в школе: учеб. метод. пособие для преподавателей и студентов / В.П. Симонов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 180с.
3. Ты идешь на педпрактику…: методические рекомендации для студентов филологических факультетов и других участников педагогической практики / Авт. и  сост. Л.Н.Ротова. – Нижневартовск, 2001. –  48 с.

Дополнительная литература

4. Аржанцева, Т.В., Бондаренко, Л.А. Педагогическая практика как составляющая формирования профессиональной компетенции учителя-филолога / Т.В. Аржанцева, Л.А. Бондаренко // Диалог культур. Теория и практика преподавания языка. Материалы 2-ой Международной научно-практической конференции, посвященной  30-летию первого выпуска иностранных студентов филологического факультета 6-8 сентября 2007 –г. Симферополь: Изд-во «ДОЛЯ», 2008. – С. 57-66.
5. Байкова, Л.А., Гребенкина, Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной. – М.: Педагогической общество России, 2000.
6. Баранов, Н.П. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя / Н.П. Баранов. – М.: Просвещение, 1988. – 127с.
7. Блинов, Г.И. Методика пунктуации в школе: Учебно-методич. пособие  / Г.И. Блинов. – М.: Просвещение, 1978. – 125с.
8. Бовтенко, М.А. Создаем компьютерные учебные материалы самостоятельно // Информационные технологии в обучении языку. 2004. – Режим доступа: htt:www.itlt.edu.nstu.ru/article
9. Бодина, Е.А., Асцеулова, К. Педагогическая ситуация: Пособие для препод. средних школ. – М.: Школьная пресса, 2000.  – 96с.
10. Введение в специальность: учебн. пособие для педагогических институтов / [Л.И.Руквинский и др.]; под ред. Рувинского. – М.: Просвещение, 1988. – 206, [1] с.
11. Весна, Е.Б. Профессионально-педагогическая практика: учебно-методическое пособие / Е.Б.Весна, О.О.Киселева; АПСН, МПСИ – М.: изд-во МПСИ, 1999. – 74 с.
12. Звонников, В.И. Инновационные методы оценки учебных дострижений студентов / В.И. Звонников // Высшее образование сегодня. – 2006. – №5. – С.12-17.
13. Карпов, А.С. Психолого-методические проблемы в подготовке будущих учителей // Иностранные языки в школе. – 1997. – №3. – С.62 - 68.
14. Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы: Книга для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1991. – 342с.
15. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 336с.
16. Левитес, Д.Г Практика обучения: современные образовательные технологи / Д.Г. Левитес. – М.: Воронеж, 1998. – 337с.
17. Литневская, Е.И., Багрянцева, В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / [Под ред. Е.И. Литневской].  –  М.: Академический проспект, 2006. – 589с.
18. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А.К. Маркова  // Сов. педагогика. – 1990. – №8. – С.82-88.
19. Матюшин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшин. – М., 1972. – 354с.
20. Методичний порадник: форми і методи навчання / Автор-укладач Б.О.Житник. – Х.: Вид. группа «Основа», 2005. – 128с.
21. Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В.М. Монахов. – Волгоград, 1995. – 322с.
22. Пастухова, Л.С.  Материалы к школьному курсу «Основы речевой культуры и стилистики»: Пособие для учителя / Л.С. Пастухова. – Симферополь: Н.Оріанда, 2010. – 160с.
23. Педагогическая практика: Справочник: учебно-методическое пособие / Автор-составитель М.Е.Сысоева.  – М.: Изд-во журнала «Народное образование». 2002. – 126с.
24. Педагогічна практика в системі професійної підготовки вчителя української мови та літератури / [За ред. Г.І.Дідук]. – Тернопіль: Підручники і посібники, 2007. – 144 с.
25. Педагогический энциклопедический словарь / [Под ред. Б.М.Бим-Бада]. – 2002. – Режим доступа: http://dictionaru.fio.ru
26. Психологические основы педагогической практики студентов: учебное пособие для педагогических вузов / [под ред. А.С.Чернышова]. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 139с.
27. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования: сб. науч. тр. / МП РСФСР, МГПИ; под ред. В.А.Сластенина. – М.: Изд-во МГПИ, 1980. – 131, [2с.].
28. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – Режим доступа: http: // wwweidos.ru/journal/2002/0423.htm
29. Цетлин, С. Речевые ошибки и их предупреждение / С. Цетлин. – М.: Просвещение, 1984. – 128с.
30. Черноусова, Н.С. Словарная работа на уроках русского языка в 4-8 классах / Н.С. Черноусова. – К.: Освiта, 1983.

0


Вы здесь » Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика» » Форум студентов ОЗО » Виртуальная установочная конференция по педпрактике для студентов ОЗО


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно