Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика» » О русском языке и методике его преподавания » Особенности методики работы над пунктуационным правилом


Особенности методики работы над пунктуационным правилом

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

.

0

2

ОБРАЗЕЦ

Методика работы над пунктуационным правилом
«Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом»
в 7-ом классе.

Ознакомимся с методикой работы над пунктуационным правилом на примере темы «Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом», изучаемой в 7-ом классе.

1. Организация наблюдения над языковым материалом.

Материал для наблюдения:
1. К беседке вела расчищенная дорожка.
2. К беседке вела расчищенная от снега дорожка.
3. К беседке вела дорожка, расчищенная от снега.

2. Эвристическая беседа.
⎯ Прочитайте первое предложение.
⎯ Назовите причастие.
⎯ Каким членом предложения оно является?
⎯ Прочтите второе предложение.
⎯ Чем по структуре отличается определение расчищенная от расчищенная от снега?
Вывод: причастие может иметь зависимые слова. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотам.

  Причастный оборот является одним членом предложения – определением. Таким образом, определение может состоять из одного слова (в этом случае оно является одиночным или нераспространенным) и может иметь при себе зависимые слова (в этом случае оно называется распространенным). Следовательно, определение расчищенная от снега является распространенным, а выражено оно причастным оборотом.
  ⎯ Подчеркните причастный оборот во втором предложении волнистой чертой.
  ⎯ К какому слову относится этот причастный оборот?
Вывод: слово, к которому относится причастный оборот, называется определяемым словом. Определяемое слово в причастный оборот не входит.

  ⎯ Прочитайте третье предложение.
  ⎯ Найдите причастный оборот в третьем предложении. Подчеркните.
  ⎯ Отличается ли по структуре третье предложение от второго?
Вывод: в предложении причастный оборот может находиться после определяемого слова и перед ним.

  ⎯ Прочитайте еще раз второе предложение и третье. В каком случае определение очищенная от снега,
  выраженное причастным оборотом, имеет большую самостоятельность и выделено интонацией?
  ⎯ Сделайте самостоятельно вывод о постановке знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.
Вывод: в предложении причастный оборот может находиться после определяемого слова и перед ним. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме.

3. Знакомство с графическими обозначениями условий выбора знаков препинания, применяемыми в предложениях с причастными оборотами.

                           Х
                      Солнце,  | выглянувшее из-за туч, | оживило лес.
                                                                         Х
                      | Выглянувшее из-за туч | солнце оживило лес.

Примечание: на схеме необходимо также указать стрелками зависимость причастного оборота от определяемого слова, поставить вопрос (какое?) и подчеркнуть причастный оборот волнистой линией.

4. Чтение теоретических сведений в учебнике.
5. Составление вопросов для одноклассников по содержанию теоретического материала учебника.
6. Составление связного рассказа на лингвистическую тему по составленным вопросам.
7. Обучение рассуждение по образцу.

    Для того чтобы навык формировался правильно, в качестве образца рассуждения в задании к упражнению на первичное закрепление теоретических сведений может быть  представлена пошаговая инструкция, отражающая последовательность  умственных действий по применению правила на практике.
1. Прочитайте предложение.
2. Найдите причастие.
3. Установите, имеет ли причастие зависимые слова.
Растущая сосна привлекала наше внимание. Одиноко растущая сосна привлекала наше внимание. Сосна одиноко растущая на склоне горы привлекала наше внимание.
4. В предложениях с причастными оборотами отметьте крестиками определяемые слова.
5. От определяемых слов поставьте вопрос к причастным оборотам.
6. На каком месте стоит причастный оборот по отношению  к определяемому слову?
7. В каком случае причастный оборот выделяется запятыми?

0


Вы здесь » Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика» » О русском языке и методике его преподавания » Особенности методики работы над пунктуационным правилом


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно