Рассмотрим особенности методики работы над орфограммой, регулируемой правилом, на примере плана-конспекта фрагмента введения новых теоретических знаний по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными".

Особенности методики работы
над орфограммой, регулируемой правилом
«СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ
С ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ»
в 6 классе.

        Реализация частично-поискового познавательного метода обучения предполагает, что новые знания не должны даваться учащимся в виде готовых теоретических формулировок. Отсюда следует: необходимо так построить урок презентации новых знаний, чтобы учащиеся имели возможность приобретать их под контролем и руководством учителя путем самостоятельной работы мысли, поэтому на этапе ознакомлениями шестиклассников с новыми теоретическими сведениями предлагаем им проанализировать материал для наблюдения и в ходе эвристической беседы заполнить логико-структурную схему, содержащую параметры для анализа этого материала.

1. Организация наблюдения над языковым материалом.

Материал для наблюдения
1) Невидимкою луна освещает снег летучий. (А.Пушкин)
2) Владимир кипел от негодования.
3) Не ветер бушует над бором. (Н.Некрасов)
4) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. (Пословица)
5) Не счастье помогает на экзамене, а хорошее знание предмета.

2. Эвристическая беседа, в ходе которой заполняется логико-структурная схема.

Логико-структурная схема по теме:
«Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными»

Слово без НЕ
не употребляется

НЕ – приставка
(служит для образования
нового слова)

НЕ – частица
(служит для отрицания)

Вопросы и задания для работы по таблице:
1. Подчеркните имена существительные с НЕ.
2. Прочтите первое и второе предложения.
Могут ли подчеркнутые существительные употребляться без НЕ?
Запишите их в соответствующую графу логико-структурной схемы.
3. Прочитайте третье предложение.                                                             
Какой частью речи является слово НЕ, стоящее перед сущ. ветер? Какое оно имеет значение? Запишите эти слова в соответствующую графу логико-структурной схемы.
4. Прочитайте четвертое и пятое предложения. Сравните слова несчастье и не счастье. В каком случае НЕ является частицей и служит для отрицания, в каком НЕ – является приставкой и служит для образования нового слова? (Несчастье  = «горе»).
5. Какое слово противопоставлено слову счастье в пятом предложении? Запишите в таблицу.
6. В последней строке таблицы запишите выводы о слитном или раздельном написании данных слов.

Слово без НЕ
не употребляется

НЕ – приставка
(служит для образования
нового слова)

НЕ – частица
(служит для отрицания)

Невидимкою луна
освещает снег летучий. (А.Пушкин)

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. (Пословица)

Не ветер бушует над бором. (Н.Некрасов)

Владимир кипел от негодования.

Не счастье помогает на экзамене, а хорошее знание предмета.

Слитно

Слитно

Раздельно

Заполненная логико-структурная схема в сжатом виде содержит довольно полный теоретический материал об изучаемом явлении и представляет собой обобщающую таблицу по изучаемой теме. 
2-3 учащимся предлагается составить по данной таблице связный рассказ на лингвистическую тему.

3. Составление связного рассказа на лингвистическую тему по заполненной логико-структурной схеме (обобщающей таблице).

Умение составить связный рассказ на лингвистическую тему свидетельствует о том, что шестиклассники овладели теоретической основой для осуществления умственных действий по применению данной орфограммы на практике.

Следующий этап – ознакомление школьников с  правилом, изложенным в учебнике. Научное изложение теоретических сведений может быть также представлено учителем в печатном варианте.

4. Ознакомление с научной информацией об изучаемом явлении по учебнику.
НЕ в современном русском языке может быть
   1) частью корня (негодование, ненависть, неуклюжесть);
   2) приставкой, с помощью которой образуется новое слово (правда-неправда, счастье-несчастье, друг-недруг, приятель-неприятель);
   3) частицей, которая служит для отрицания (не стол, не туман).
В первом и во втором случаях НЕ пишется слитно, в третьем – раздельно.

Правило, как таковое, несложно, но его знание не может служить гарантией того, что шестиклассники не будут допускать ошибок, применяя его на практике. Учителю необходимо хорошо представлять себе, с какими трудностями могут столкнуться учащиеся, работая над данной орфограммой, и помочь школьникам овладеть приемами, направленными на  предупреждение ошибок. Незнание трудностей, связанных с применением данного правила, может привести к  тому, что навык по его применению не будет  сформирован или будет сформирован неправильно.

5. Приемы преодоления  трудностей, связанных с применением правила на практике.
Трудность заключается в том, что многие существительные могут употребляться как с приставкой НЕ, так и с частицей НЕ:
    недруг = враг,
    не друг, а приятель, знакомый человек.

Для того чтобы понять, приставкой или частицей является НЕ, ученики должны овладеть некоторыми приемами умственных действий.
1. Прием замены слова с НЕ синонимом:
несчастье (беда, горе), нездоровье (болезнь), неприятель (враг).
Если такая замена возможна, НЕ является приставкой и пишется слитно.
    Несчастье привело меня в дом моего брата.
2. Прием анализа структуры предложения:
    Если существительное, перед которым стоит НЕ, употреблено в предложении с союзом «а» и содержание того, что находится в этом предложении после данного союза, противопоставлено значению слова, перед которым стоит отрицание, НЕ является частицей и пишется раздельно.
Не счастье, а совместное преодоление горя делает чужих людей по- настоящему близкими и даже родными.
В данном предложении существительное счастье употреблено с союзом «а», ему противопоставлено словосочетание «совместное преодоление горя».

Очень важно, чтобы учащиеся не только знали правило и могли самостоятельно преодолевать трудности, связанные с его использованием, важно также, чтобы навык применения данной орфограммы изначально формировался правильно. Для этого необходимо, чтобы учащиеся овладели способами умственных действий по применению усвоенных теоретических сведений, и вектор их рассуждений имел правильную направленность. Одним из эффективных приемов, способствующих правильному формированию применения правила, является работа по алгоритму.

6. Ознакомление учащихся с алгоритмом рассуждения на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными".

Задаем себе вопрос: "Может ли слово употребляться без НЕ?"
Если на этот вопрос отвечаем "нет", то данное слово с НЕ пишется слитно.
Если на этот вопрос отвечаем "да", то необходимо задать себе следующий вопрос: "Есть ли в предложении противопоставление с союзом «А»?"
Если на этот вопрос отвечаем "нет", то данное слово с НЕ пишется слитно.
Если на этот вопрос отвечаем "да", то данное слово с НЕ пишется раздельно.

При наличии времени алгоритм составляется вместе с учащимися в  классе на доске.
Сильным учащимся можно предложить составить алгоритм (образец рассуждения по алгоритму) самостоятельно, если такая работа не раз выполнялась ранее.

6. Первичное закрепление.

Работа по алгоритму проводится на материале какого-либо упражнения.
(Не)отсутствие жилья делает человека  бездомным, а ощущение своей ненужности. (Ю.Нагибин). Малыши мало походили друг на друга: младший был (не)дотрога и плакса, старший, большой (не)поседа, напротив, был весел. Один в поле (не)воин. Неправдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься. То (не)ветер ветку клонит, (не)дубравушка шумит. Завидует (не)друг столь видной судьбе. (А.Пушкин). И быстрокрылые хищники часть терпят неудачу. Ученье – свет, а (не)ученье – тьма. (Пословица). Внезапно (не)ожиданное ощущение свободы овладело ею. (Не)погода была причиной нашего опоздания, а отсутствие транспорта. Ненастье обрушилось на маленький, затерянный в океане остров. Непогода застала нас в пути.

Данной вид работы является первым шагом в формировании навыка и являет  собой мостик, по которому может быть осуществлен плавный переход к закреплению изученного.