Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика» » Лекции по методике преподавания русского языка » Лекция 1. Методика преподавания русского языка как научная дисциплина


Лекция 1. Методика преподавания русского языка как научная дисциплина

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Основные вопросы темы:
1. Предмет и задачи методики преподавания русского языка.
2. Методы исследования в методикие преподавания русского языка.
3. Недостатки современной системы преподавания русского языка в школе и перспективы их преодоления.

0

2

Предмет и задачи методики преподавания русского языка

Методика — это межотраслевая дисциплина, находящаяся на стыке педагогики, психологии, философии и специальной дисциплины; для методики преподавания русского языка это лингвистика.
Предметом методики является процесс обучения. Поскольку пред- мет методики совпадает с предметом других педагогических дисциплин, методику обычно относят к разряду педагогических наук.
Задачи методики преподавания русского языка состоят в определении целей, содержания и методов процесса обучения русскому языку как учебному предмету.
Цели обучения —это определение воспитательной, познавательной и практической цели учебного предмета, то есть его места в системе образования (на сегодняшний день с учетом разных типов учебных заведений).
В понятие содержания обучения входят
— выбор определенной научной концепции,
— отбор необходимого и достаточного понятийного и терминологи-
ческого аппарата,
— определение тех знаний, умений и навыков, которыми должен
овладеть учащийся при изучении учебного предмета.
Методы обучения включают помимо собственно методов обучения разработку и изучение организационных форм и средств обучения.
Таким образом, методика призвана ответить на вопросы, зачем, чему и как учить. При ответе на последний вопрос встает дополнительно проблема того, как контролировать результаты обучения.
Методика преподавания русского языка связана с философией, психологией, педагогикой, лингвистикой.
Связь методики с философией состоит в том, что методика опирается на выводы философии о связи языка и мышления, взаимосвязи общества и отдельного человека, сущности человеческой деятельности. Эти положения лежат в основе разработки таких методических выводов, как целесообразность коллективных форм обучения, обучение речи как деятельности.
Связь методики с психологией состоит в использовании в методике выводов, касающихся психологии восприятия: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация и др. Методика учитывает выводы социаль- ной психологии о целях обучения, формах работы, дифференцирован- ном подходе к учащимся, использует психологические исследования об этапах учебных действий, возрастных возможностях усвоения знаний учащимися, пиках и спадах концентрации внимания.
Связь методики с педагогикой и ее прикладным аспектом — дидактикой (общей теорией обучения) особенно тесна: в методике используются общедидактические принципы преподавания, разработанные педагогикой методы обучения и контроля, формы обучения, критерии оценки знаний, умений и навыков.
Связь методики с лингвистикой заключается в определении частно-дидактических принципов обучения и содержания обучения русскому языку как учебному предмету.

0

3

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка
У методики, как и у любой дисциплины, есть определенные методы исследования.
Методы исследования в методике — это способы выяв- ления актуальных вопросов методики, поиски средств их решения и проверка эффективности.
Выделяют следующие методы:
1. Метод наблюдения — целенаправленное наблюдение за работой учащихся на уроках и анализ домашней работы учеников, выявление тенденций в усвоении знаний и приобретении умений и навыков при из- учении различного материала.
2. Эксперимент:
1) поисковый (ориентирующий) эксперимент — выявление про- блемных зон в процессе обучения определенному предмету, разделу, теме;
2) констатирующий эксперимент — экспериментальный срез, про- водящийся для подтверждения определенной гипотезы посредством тестирования и анкетирования;
3) обучающий эксперимент — процесс обучения определенной группы учащихся по какой-либо новой методике, программе, учебному пособию и т. д.;
4) корректирующий эксперимент — устранение недостатков, выяв- ленных в процессе обучающего эксперимента;
5) контрольный эксперимент — констатация результатов обучения посредством вторичного тестирования и анкетирования (часто с ис- пользованием тех же вопросов) для выявления эффективности обучаю- щего эксперимента.

0


Вы здесь » Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика» » Лекции по методике преподавания русского языка » Лекция 1. Методика преподавания русского языка как научная дисциплина


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно