Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Обучение чтению на уроках русского языка

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

План

     1. Обще-теоретические сведения.
          1.1. Чтение как вид речевой деятельности.
          1.2. Характерные особенности чтения.
          1.3. Основные компоненты чтения.
          1.4. Цели обучения чтению.
          1.5. Основные черты зрелого чтения.
          1.6. Коммуникативная задача.
          1.7. Функции, которые присущи чтению как виду речевой деятельности. 
     2. Содержание обучения чтению.
          2.1. Постановка коммуникативной задачи.
          2.2. Виды чтения.
     3. Обучение различным видам чтения.
          3.1. Приёмы обучения изучающему чтению.
          3.2. Приёмы обучения ознакомительному чтению.
          3.3. Приёмы обучения просмотровому чтению.

Литература:

1.Ипполитова Н.А. Развитие речи школьников в процессе обучения чтению // Рус. яз. в школе. – 1997. – № 1
2.Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его восприятия. – М, 1982. – С. 91-110.

Теги: Чтение, обучение чтению, виды чтения, изучающее чтение, ознакомительное чтение, просмотровое чтение

0

2

Чтение как вид речевой деятельности

Чтение - один из видов речевой деятельности. Заключается в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней (чтение вслух), либо во внутренней (чтение молча) речи.

Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения определенной коммуникативной задачи: распознавание и воспроизведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль.

Основные компоненты чтения – восприятие текста и активная переработка информации. Следовательно, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности – важнейшая учебная задача, которую должен решать учитель русского языка.

Цель обучения чтению в школе (в том числе на уроках русского языка) заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера, в зависимости от содержания и коммуникативной задачи.

Умение читать предполагает
     – овладение техникой чтения, т.е. правильным озвучиванием текста, записанного в определенной графической системе;
     – умением осмыслить прочитанное.

Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) чтения являются следующие:
     – высокая скорость чтения (про себя), что обусловлено автоматизмом обработки воспринимаемого печатного материала;
     – гибкость чтения, т.е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

Высокая скорость и гибкость чтения являются базой (основой) формирования многих других умений, необходимых для осуществления процесса чтения, а именно,
     – сосредоточить внимание на определенных вопросах содержания;
     – предвидеть в процессе чтения то, что будет сказано дальше;
     – определять ключевые места текста;
     – вычленять основную мысль высказывания;
     – отличать существенное от несущественного в воспринимаемой информации;
     – устанавливать (или игнорировать, если это необходимо) избыточные детали информации;
     – ставить вопросы в процессе восприятия текста;
     – определять логику, структуру высказывания;
     – делать выводы и формулировать их своими словами;
     – критически оценивать полученную информацию, реагировать на нее и использовать ее в соответствующих жизненных ситуациях.

Следовательно, при обучении чтению учитель должен четко осознавать ту коммуникативную задачу, которая будет определять характер восприятия текста школьниками.

Коммуникативная задача - установка на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация.

При этом следует учитывать функции, которые присущи чтению как виду речевой деятельности:
     – познавательная,
     – регулятивная,
     – ценностно-ориентационная.

Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности (читаю, чтобы знать).
Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт, свои умения в той или иной области (читаю, чтобы уметь).
Ценностно-ориентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня (читаю, чтобы эмоционально наслаждаться).

0

3

Содержание обучения чтению

Коммуникативная задача конкретизируется, уточняется и формулируется с учетом функции чтения, которая реализуется в данном случае, поэтому учитель должен осознавать, где и когда может быть использована извлеченная из текста информация.

Познавательная функция реализуется, если учитель ставит задачу побудить учащихся к поиску необходимых сведений, к пополнению знаний.
Она может быть конкретизирована в следующих типах заданий:
     – прочитать текст и определить, сколько условий выбора орфограммы указано в правиле;
     – какими признаками обладает данное понятие;
     – какие дополнительные сведения об изучаемом явлении даются в примечании;
     – прочитать текст и ответить на вопросы;
     – прочитать и вспомнить, что о прочитанном было известно ранее, осознать, что нового вы узнали о том-то и т.п.
Выполняя подобные задания, ученики должны действовать по-разному:
     – либо как можно более полно понять текст,
     – либо уяснить основное содержание читаемого, не заостряя внимания на второстепенных деталях (признаках) описанных явлений, не имеющих прямого отношения к достижению цели чтения.

Регулятивная функция чтения осуществляется, если на уроке ставится задача приобщить учащихся к социальному опыту, побудить их к определенным действиям
Она реализуется в заданиях такого типа:
     – Сколько действий нужно осуществить, чтобы применить правило ...?
     – Какие действия нужно осуществить в первую очередь, чтобы не ошибиться при постановке запятой в ...?
     – Что общего и что различного в применении правил ...?
Выполнение подобных заданий в большинстве случаев потребует от учащихся вдумчивого, глубокого чтения текста и его полного понимания.

Ценностно-ориентационная функция проявляется, если учитель, организуя чтение, ставит задачу воздействовать на чувства учащихся.
Задания формулируются следующим образом:
     – прочитать и выразить свое отношение к прочитанному;
     – прочитать и определить, что и почему вызывает смех (печаль, радость и т. п.);
     – прочитать и определить, какие средства языка делают речь динамичной (замедленной), яркой, выразительной (невыразительной) и т.п.
Задания подобного типа также потребуют от учащихся глубокого проникновения в содержание текста, внимания к средствам языка, полного понимания прочитанного.

Так как в процессе чтения могут решаться различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения.
Как правило, выделяются три вида чтения:
     ➢ изучающее,
     ➢ ознакомительное,
     ➢ просмотровое.
В основе этой классификации лежит характер предполагаемого использования извлеченной из текста информации.

Если требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающее чтение.

Если перед читающим ставится задача найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используются приемы ознакомительного чтения.

Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах. Такой вид чтения называется просмотровым.

Таким образом, при чтении текста учащийся должен знать, с какой целью он читает, и, осознав эти цели и задачи, прочитать текст, используя приемы одного из названных видов чтения. Следовательно, надо учить не чтению вообще, а тому или иному виду чтения, что предполагает обучение различным приемам осмысления того или иного текста, решению определенных мыслительных задач в процессе его восприятия.

0

4

Методика обучения разным видам чтения

     Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват.

     Одним из основных приемов, способствующих достижению этой цели, является постановка вопросов. Вопросы ставятся до прочтения школьниками текста (предварительные вопросы) либо после прочтения (вопосы на восприятие текста).
     Наиболее эффективна постановка предварительных вопросов, так как с их помощью учащиеся могут:
     – целесообразно изменить план текста при его пересказе;
     – сравнить содержание изученного текста с ранее усвоенным материалом;
     – установить причинно-следственные связи между явлениями;
     – совершенствовать свои умения рассуждать и делать самостоятельные выводы.
     Целенаправленный и правильно сформулированный предварительный вопрос существенным образом влияет на характер чтения.

     Более эффективным средством углубления понимания текста является прием самопостановки вопросов к нему в процессе чтения и осмысления содержания читаемого.
Этот прием позволяет рассматривать чтение и понимание учебного текста как решение мыслительной задачи, суть которой заключается в умении обнаруживать и решать те проблемы, которые составляют содержание текста.
     Учитель должен научить школьников читать текст так, чтобы по ходу чтения они ставили перед собой вопросы, отражающие познавательную сущность текста, и с их помощью осознавали его логическую структуру, выделяя в нем главное, основное. 
     Цель такой работы - пробудить у учащихся стремление лучше понять текст, разобраться в неясном.
     Конкретные пути реализации описанного приема разнообразны.
     Один из них состоит в следующем: учитель вслух читает текст, делая остановки, во время которых он обращается к классу с вопросами такого типа:
     1. О чем теперь вы хотели бы узнать?
     2. Какие вопросы здесь возникают?
     3. О чем будет говориться далее?
     4. Как эта мысль раскрывается дальше?
     5. О чем это говорит?
     6. На какой вопрос это отвечает?
     7. Какая мысль раскрывается в этой части текста?
     8. Подтвердилась ли ваша догадка? (См. указанную с списке использованных источников работу Л.П.Доблаева, с. 114.)
      В последующем учащимся предлагается самостоятельно ставить вопросы после прочтения определенной части текста, указанной учителем, или после прочтения текста в целом.

     Овладению приемами изучающего чтения способствуют также
     - составление плана,
     - постановка вопросов по тексту товарищам или учителю,
     - составление ответов на поставленные вопросы.

     Приемы изучающего чтения реализуются учащимися в процессе работы с различными текстами в учебниках русского языка. Прежде всего это тексты параграфов, в которых излагается теоретический материал, разъясняются факты и явления лингвистического характера, даются определения понятий, перечисляются их характерные признаки, излагаются правила. Их чтение связано с изучением нового материала, с познанием новых явлений и фактов. Глубокое проникновение в содержание текста, осознание взаимосвязи и последовательности всех его частей требуется от школьников при изучении текстов, содержащих образцы рассуждений, способы применения правил, образцы выполнения различных видов разбора. Читая подобные тексты, они овладевают соответствующими способами деятельности, усваивают последовательность действий, которые необходимо выполнить в ходе решения учебной задачи, осознают их взаимосвязь и взаимозависимость.
     И наконец, изучающее (глубокое) чтение необходимо в работе с исходными текстами на этапе подготовки к написанию изложения (такие тексты также содержатся в учебниках русского языка).
От глубины восприятия исходного текста, от степени осознания его структуры и особенностей языкового оформления зависит характер его воспроизведения учащимися.

Ознакомительное чтение - это быстрый вид чтения, задачей которого является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. Ознакомительное чтение базируется на приемах общего охвата содержания, требующих умений определять тему текста по заголовку, по названию, по его началу и концовке, прогнозировать содержание текста, ориентироваться в его композиции, членить текст на смысловые части и устанавливать отношения между ними, выделять главную и конкретизирующую, существенную и несущественную информацию, видеть ключевые, несущие основную нагрузку слова.
Эти умения формируются в процессе выполнения специальных упражнений, в основе которых лежат такие задания:
     - изложить сжато содержание предложения, абзаца, текста;
     - прочитать предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них (сравнить смысл);
     - подчеркнуть слова, которые могут быть опущены без ущерба для передачи основной информации;
     - найти в тексте ключевые слова, несущие основную информацию;
     - найти главные мысли текста (абзаца), ориентируясь на его название (аннотацию, план).
     Перечисленные упражнения способствуют развитию умения быстро извлекать необходимую информацию, опуская второстепенное, несущественное.
     Приемы ознакомительного чтения реализуются в работе с текстами упражнений, содержание которых тесно связано с теоретической частью параграфа. Как правило, тексты такого рода невелики по объему, интересны по содержанию, легки для понимания. В них даются сведения о происхождении и жизни слов, о нормах их употребления, иллюстрируются те или иные положения теоретической части изучаемой темы и т.п. Приемы ознакомительного чтения необходимы учащимся в работе с текстами примечаний к параграфам, где излагаются дополнительные сведения об изучаемых фактах, уточняются положения, раскрытые в основном тексте.
Чтение в данном случае направляется специальными заданиями, конкретизирующими задачу учащихся:
     - найти ту часть текста, которая могла бы дополнить текст изученного параграфа;
     - что нового вы узнали по сравнению с ранее изученным материалом;
     - кратко сформулируйте основную мысль текста (указанного абзаца);
     - найдите ту часть текста, которая отвечает на вопрос ...;
     - прочитайте часть текста и ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы ....

     Особый вид текстов в учебниках русского языка представляют задания к упражнениям, освоение которых требует от школьников применения различных приемов чтения: либо изучающего (если требуется воспроизвести задания после чтения, определить основную цель задания, последовательность его выполнения), либо ознакомительного (если нет установки на последующее воспроизведение, если количество конкретных заданий невелико, а их характер не требует глубокого осмысления).

     В зависимости от цели и специальных задач анализа заданий к упражнениям приводятся в действие соответствующие приемы чтения.
     Чтобы добиться глубокого осмысления характера задания, учитель предваряет чтение текста серией вопросов: прочитайте задание к упражнению и ответьте на вопросы: с какого задания надо начинать выполнение упражнения и почему? Какое из данных заданий является наиболее трудным и почему? Какой из этого следует вывод? Какой материал необходимо повторить (или вспомнить), чтобы выполнить задание (или часть его)? Прочитайте текст задания и составьте план его выполнения.
Если же требуется обратить внимание учащихся не на все, а лишь на определенные пункты задания, актуализировать те из них, которые связаны с изучаемой темой или решением какой-либо частной учебной задачи, то следует нацелить школьников на ознакомительное чтение, давая такие, например, задания:
     ⎯ прочитать задания к упр. и найти те из них, которые связаны с изучаемой темой;
     ⎯ прочитать задания к упражнению. На какую часть изученного материала нужно опираться при их выполнении?
Просмотровое чтение базируется на умениях выделять смысловые вехи по начальным фразам абзаца, по заголовкам, членить текст на смысловые части, выделять и обобщать факты в процессе чтения, прогнозировать дальнейшее развертывание текста. Чтобы сформировать данные умения, необходимо в процессе чтения текстов научить школьников анализировать заголовок (название) текста; соотносить текстовой материал с невербальной инф. (рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы и т.п.);
прогнозировать сод. текста (абзаца) по начальным предл. его; осмысливать способы обобщения сказанного в конце текста. Для этого используются такие виды заданий:
    ⎯ назвать ключевые предложения абзаца;
    ⎯ назвать предложения, которые открывают новую тему текста;
    ⎯ прочитать данные абзацы и определить, какая тема их объединяет;
    ⎯ как можно продолжить текст, если он называется ...;
    ⎯ из каких (скольких) частей будет состоять текст "Кем бы я хотел быть и почему?";
    ⎯ с какой частью текста параграфа соотносятся рисунки (схемы, табл.) и т. п.
     
    В учебниках русского языка представлены тексты, работа с которыми потребует от учащихся использования навыков просмотрового чтения. Это отрывки из художественных, научно-популярных произведений, газетных публикаций, составляющие основу многих упражнений. Задания к ним, как правило, предусматривают
    - озаглавливание текстов,
    - определение основной мысли, темы и стиля высказывания,
    - выделение его частей и т.п. 
    Выполнение некоторых из этих заданий опирается на навыки просмотрового чтения, когда учащийся должен получить общее представление о содержании материала, найти ответ на какой-либо один конкретный вопрос, содержащийся в задании (определить стиль высказывания; назвать основные вопросы, которые затрагивает автор; определить вид связи между предложениями и др.). Подобные задания предусматриваются  почти в каждом упражнении, если в основе его лежит текст.
     Если в основе упражнения лежит художественный текст, следует обратить внимание школьников на его выразительные достоинства, на те средства языка, которые придают ему особое звучание.
С этой целью используются задания такого характера:
    ⎯ какую роль в описании играют имена прилагательные (или др. части речи);
    ⎯ какие глаголы использованы для описания действий...;
    ⎯ как и почему изменяется порядок слов в первой и второй частях текста;
    ⎯ какие формы глагола помогают описать прошлые события зримо, образно;
    ⎯ каким образом автор передает свои чувства при описании...
Задания такого типа предусмотрены в учебниках русского языка. Они требуют от учащихся глубокого проникновения в содержание текста, его полного осмысления и направлены на развитие у школьников эмоционального восприятия прочитанного, языкового чутья, чувства прекрасного. В данном случае потребуется актуализация приемов изучающего чтения, ибо изменился характер задачи чтения. Из этого следует, что в работе с текстами упражнений необходимо правильно организовывать выполнение заданий, направленных на осознание их содержания:
     1. Если в основе упражнения лежит текст, в первую очередь следует выполнить задания, направленные на его осмысление (чтение).
     2. Перед началом работы нужно четко сформулировать вопрос, ориентирующий учащихся на определенный вид чтения.
     3. Обобщая результаты работы над упражнением, следует дать оценку выполнению заданий, связанных с чтением и анализом текста. Обучение чтению, развитие и совершенствование приемов осмысления прочитанного - важнейшая методическая задача, стоящая перед учителем русского языка.
     Умение грамотно читать обеспечивает формирование других речевых умений, создает необходимую базу для обучения школьников написанию изложений и сочинений, рефератов, конспектов, аннотаций.

0

5

Критерии оценивания учебных достижений учащихся в связи с обучением чтению

Читання вголос
Оцінюється здатність учня:
а) розуміти прочитане;
б) читати з достатньою швидкістю, плавно, з гарною дикцією, відповідно до орфоепічних та інтонаційних норм;
в) виражати з допомогою темпу, тембру, гучності читання особливості змісту, стилю тексту, авторський задум;
г) пристосовувати читання до особливостей слухачів (ступеня підготовки, зацікавленості певною темою тощо).

Читання мовчки
Оцінюється здатність учня:
а) читати незнайомий текст із належною швидкістю, розуміти й запам’ятовувати після одного прочитування фактичний зміст, причиново-наслідкові зв'язки, тему і основну думку, виражально-зображувальні засоби прочитаного твору;
б) давати оцінку прочитаному.

(Критерії оцінювання навчальних досягнень учнів з української мови та мов національних меншин. Мова навчання. Додаток 2. Наказ МОН Українивід 05.05.2008 № 371)

0

6

ОБРАЗЕЦ.

Текст для контроля чтения молча в 5-ом классе

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ

В один жаркий весенний день вывела мать Гусыня своих маленьких жёлтых гусят на прогулку. Она впервые показывала детям большой мир. Этот незнакомый мир был ярким, зеленым, радостным: перед крошечными гусятами раскинулся огромный луг. Гусята были счастливы.
Они забыли о своей матери и стали далеко расходиться но огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой детьми. Тревожным голосом Гусыня стала сзывать разбредшихся по лугу детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись тяжёлые  темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась их мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой, как нужна мама; они подняли маленькие головки и, испуганные, побежали к ней.
А тем временем с неба часто посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери. Она подняла крылья и прикрыла своих неразумных детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей, - об этом известно каждой матери, - а потом уже для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно... Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи холодно и опасно.
Из под материнских крыльев Гусята слышали доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле, безопасности и уюте. Потом вдруг все стихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала тяжёлые крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас отсюда, мама. Да, они не просили, а настоятельно требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на мокрую траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыни тяжело и часто ды¬шала. Она пыталась расправить повреждённые крылья и не могла этого сделать. Но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчёлы, майские жуки, шмели, пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой случилось?» И только один, самый маленький и слабый гусёнок подошёл к матери и с недоумением спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Всё хорошо, сын».
Жёлтые гусята рассыпались, как горошины, по изумрудной траве, и, глядя на них, мать была очень счастлива.
                                                                (По В.А. Солоухину)

Контрольная карта

Ученика (цы) 5________класса _____________________________________________________
Контрольное время __________

1. Куда и зачем вывела Гусыня маленьких жёлтеньких гусят в жаркий весенний день?
- на прогулку на зелёный луг
- на ромашковое поле пощипать травки
- купаться на реку
2. Когда, чаще всего, мать оказывается забытой детьми?
- когда рядом друзья
- когда в душе мир и покой
- когда много других забот
3. В какой момент гусятам снова стала нужна мать?
- когда они испугались, что до нитки промокнут под дождём
- когда они проголодались
- когда мир показался не таким уж уютным и добрым
4. Как спасла мать детей от дождя?
- повела под опрокинутую вверх дном лодку
- завела в старый заброшенный сарай
- подняла крылья и спрятала своих детей под ними
5. Как чувствовали себя дети под материнскими крыльями?
- им даже стало весело
- уверенно и спокойно
- не смотря ни на что, им было страшно
6. Для чего, по мнению заботливых мам, существуют крылья?
- чтобы летать высоко над землёй
- чтобы прикрывать своих детей
- чтобы красоваться ими перед другими птицами
7. Что не могло прийти в голову спрятавшимся под материнскими крыльями детям?
- самый маленький и жалкий утёнок не уместился под крылом
- когда дождь закончится, будет так же весело и радостно
- крыло имеет две стороны: внутри тепло и уютно, а снаружи холодно и опасно
8. Когда дитя не просит, а требует?
- когда дитя уверено в своей правоте
- когда чувствует сильную материнскую руку
- когда оно плохо воспитано
9. Какой увидели гусята мать Гусыню после дождя?
- изранены крылья, вырваны многие перья
- весёлой и радостной от того, что дети не вымокли под дождём
- такой же заботливой и спокойной, какой привыкли её видеть всегда
10. Самому маленькому и слабому гусёнку, спросившему её: «Почему у тебя изранены крылья?» - Гусыня ответила: «Всё хорошо». С каким чувством она произнесла эти слова?
- весело и бодро
- как бы стыдясь своей боли
- спокойно и равнодушно
11. Что чувствовала мать, наблюдая за рассыпавшимися по лугу детьми после дождя?
- печаль и огорчение от того, что дети остались равнодушны к её боли
- была счастлива потому, что счастливы её дети
- спокойствие и уверенность от сознания того, что сможет защитить своих детей
12. Какая  пословица выражает главную мысль рассказа «Материнская любовь»?
-    за мать не жалей и жизни отдать
-    материны глаза слепы
-    при солнышке тепло, а при матери добро

Составитель - Аржанцева Т.В.

0

7

ОБРАЗЕЦ.

Текст для контроля чтения вслух в 6-ом классе

ЯЗЫК ЖИВОТНЫХ

Есть предание: мудрый царь Соломон имел кольцо, благодаря которому мог общаться с разными животными на их языке. Не правда ли, трудно в это поверить? Впрочем, не всем из нас. Любой малыш, расскажи ему легенду о царе Соломоне, ничуть не засомневается в её истинности — ведь ему с пелёнок известна не одна правдивая история о том, как прекрасно умеют разговаривать по-человечески животные. Самая популярная из них рассказана А. С. Пушкиным:
«Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?». Так кто же ближе к истине: взрослые, отвергающие способность животных говорить человеческим языком, или дети, безоглядно верящие в такое чудо?
Многие учёные-зоологи делают попытки вступить в контакт с животными, в частности с дельфинами. Например, сотрудники Гавайского университета в своём океанариуме разработали особую систему связи с животными. Всё, что окружало дельфинов в бассейне — предметы, оборудование и действия с ними,— было обозначено определёнными звуковыми сигналами, которые поступали в воду. Учёные надеялись, что с помощью такой звуковой сигнализации можно обучить дельфинов хорошо выполнять команды человека.
Словарный запас, то есть количество обозначенных звуками предметов и действий, состоял из 25 слов, куда входили существительные и глаголы. Дельфины усвоили предложенную им методику и через некоторое время смогли выполнять сорок четыре команды, составленные из этого звукового словаря. Особенно отличался молодой дельфин по имени Ки, он легко выполнял парные звуковые команды: «коснись мяча», «возьми мяч», «принеси мяч» и другие. Общее количество правильно выполняемых команд из двух слов равнялось 80 %, а более сложные, состоящие из трёх слов, например «правый мяч выброси», выполнялись лишь на 50 %, то есть в половине случаев «ученик» не понимал, что от него требовал инструктор. Но всё же эти исследования вселяют надежду, что дельфины вскоре станут настоящими помощниками человека, настолько они умны, сообразительны и хорошо поддаются обучению. А их способности кажутся просто фантастическими.
Великолепное зрение дельфинов известно давно: на расстоянии в сотни метров они способны различать две рядом находящиеся свинцовые дробинки. Но, помимо этого, дельфины обладают прекрасным слухом. Японские исследова-тели-дрессировщики доказали, что эти животные способны воспроизводить звук, издаваемый камертоном [1], в абсолютно той же тональности. Но более всего поражает их способность воспроизводить звук... по нотам! Для этого дельфинов тренировали так. Во время звучания камертона определён¬ной тональности им показывали графическое изображение данного звука. Затем уже, когда дельфинам показывали только нотную запись звуков, они по нотным знакам воспроизводили звуки — как говорится, исполняли написанное «с листа». Теперь становятся понятными описанные в старой литературе случаи, когда дельфинов привлекали звуки музыки, исполняемой человеком на берегу: видимо, музыка созвучна их душевному настрою, и они любят её слушать.
(А. Дубов)

Рассказ о языке животных Александра Дубова является научно-популярным текстом. Любишь ли ты читать такие произведения? Что тебе нравится (не нравится) в них?

1.  Камертон — изогнутый посередине и прикреплённый на изгибе к ножке металлический стержень, концы которого могут свободно колебаться; при ударе издаёт точно настроенный звук и служит образцом высоты при настройке музыкальных инструментов и в пении.


Контрольная карта

Чтение вслух
Ученика (цы) 6_____ класса ___________________________________
Контрольное время ____________

1. Рассказ о языке животных Александра Дубова является текстом
- научно-популярным,
- общественно-публицистическим
- официально-деловым
2. Этот текст представляет собой
- описание
- повествование
- рассуждение
3. Если малышу рассказать легенду о царе Соломоне, он усомнится в её правдивости?
- да, усомнится
- нет, не усомнится
- в тексте нет ответа на этот вопрос
4. История, рассказанная А. Дубовым в прочитанном тобою тексте «Язык животных» - это
- сказка 
- предание
- быль
5. Кем рассказана самая популярная история о том, как умеют разговаривать по-человечески животные?
- Л.Н. Толстым
- А.П. Чеховым
- А.С. Пушкиным
6. С помощью чего учёные Гавайского университета в своём океанариуме пытались обучить дельфинов хорошо выполнять команды человека?
- с помощью звуковой сигнализации
- с помощью длительной и настойчивой дрессировки
- с помощью ежедневного общения с сотрудниками океанариума
7. Что разработали учёные-зоологи Гавайского университета?
- проект превращения дельфинов в безотказных помощников человека
- особую систему связи с животными, позволяющую вступить с ними в контакт
- особую систему дрессировки морских животных
8. Общее количество правильно выполняемых дельфином Ки команд из двух слов
- равнялось 80%
- равнялось 50%
- равнялось 25%
9. Что доказали японские исследователи-дрессировщики?
- дельфины могут выполнять парные звуковые команды: «возьми мяч», «принеси мяч»
- дельфины могут выполнять 44 команды, составленные из звукового словаря
- дельфины способны воспроизводить звук, издаваемый камертоном в абсолютно той же тональности
10. Какая способность дельфинов более всего поражает человеческое воображение?
- воспроизводить звуки по нотным знакам (исполнять написанную музыку «с листа»)
- различать две рядом находящиеся свинцовые дробинки на расстоянии в сотни метров
- хорошо выполнять команды человека
11. Почему дельфинов привлекают звуки музыки, исполняемой человеком на берегу?
- музыка созвучна их душевному настрою, и они любят её слушать
- потому что они умны, сообразительны и хорошо поддаются обучению
- потому что, общаясь с людьми, они часто слышат музыку и привыкают к ней
12. Каково лексическое значение слова «камертон"?
- изогнутый посередине и прикреплённый на изгибе к ножке металлический стержень, концы которого могут свободно колебаться; при ударе издаёт точно настроенный звук и служит образцом высоты при настройке музыкальных инструментов и в пении
- узкогорлый сосуд с двумя ручками, широко распространённый в античном мире
- один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно