Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика» » О русском языке и методике его преподавания » Учебно-методические материалы по методике преподавания синтаксиса


Учебно-методические материалы по методике преподавания синтаксиса

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Аржанцева Т.В.

Учебно-методические материалы по методике преподавания синтаксиса русского языка в школе (для студентов дневной и заочной форм обучения).

0

2

Логико-структурная схема 3.1
Характеристика простого предложения

Предложение

По цели
высказывания

По интонации

Грамматическая
основа

Наличие
второстепенных
членов

Знаки
препинания

1. Мы не хотим войны. (С.Куняев)

2. Что шепчет тебе ветер? (С.Есении)

3. Утро малоросистое. (М.Пришвин)

4. О славный час! (А.Пушкин)

5. Берегите своих матерей! (С.Островой)

6. Подойдите к доске.

Логико-структурная схема 3.1 позволяет воспроизвести и систематизировать  усвоенные в начальной школе знания (этап актуализации опорных знаний), нарастив их понятием односоставности/двусоставности грамматической основы (этап введения новых знаний).

Вопросы для эвристической беседы по таблице:
1. С какой целью произносится первое предложение? Второе? и т.д.
(По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, которые содержат сообщение;  вопросительные, которые содержат вопрос и побудительные, которые содержат просьбу, приказ, совет и т.п.).
2. Для любого предложения характерна интонация конца. Прочитайте четвёртое и пятое предложения. Чем эти предложения по интонации отличаются от других? Как они произносятся?
(По эмоциональной окраске предложения делятся на восклицательные и невосклицательные. Восклицательные предложения выражают чувства говорящего. Интонация при произнесении этих предложений характеризуется более высоким тоном, чем при произнесении невосклицательных предложений).
3. Предложение не может существовать без главных членов. Найдите и подчеркните в каждом предложении главные члены. Прочитайте предложения, в которых есть только один главный член.
(По характеру грамматической основы предложения бывают не только  с двумя главными членами (двусоставные предложения), но и с одним главным членом в форме подлежащего или сказуемого (односоставные предложения).
4. Кроме главных членов, в  предложении есть и второстепенные. Как называются предложения, в которых имеются второстепенные члены?
Как называются предложения, в которых   нет второстепенных членов?
(По наличию второстепенных членов предложения делятся на распространенные и нераспространенные. Нераспространенными называются предложения, в которых есть только главные члены. Распространенными называются предложения, в которых есть и второстепенные члены).
5. Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. Объясните их постановку.
(В конце предложения ставится точка (в повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях), восклицательный знак (в восклицательных предложениях) и вопросительный знак (в вопросительных предложениях).

В заполненном виде логико-структурная схема 3.1 предстает перед учащимися в виде обобщающей таблицы, содержащей довольно полный теоретический материал по изучаемой теме.

Обобщающая таблица 3.1
Характеристика простого предложения

Примечание. В связи с невозможностью осуществить двойное подчеркивание главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) выделяются цветом.

Предложение

По цели
высказывания

По интонации

Грамматическая
основа

Наличие
второстепенных
членов

Знаки
препинания

1. Мы не хотим войны. (С.Куняев)

Повествовательное

Невосклицательное

Двусоставное

Распространенное

Точка

2. Что шепчет тебе ветер? (С.Есении)

Вопросительное

Невосклицательное

Двусоставное

Распространенное

Вопросительный
знак

3. Утро. (М.Пришвин)

Повествовательное

Невосклицательное

Односоставное

Нераспространенное

Точка

4. О славный час! (А.Пушкин)

Повествовательное

Восклицательное

Односоставное

Распространенное

Восклицательный знак

5. Берегите своих матерей! (С.Островой)

Побудительное

Восклицательное

Односоставное

Распространенное

Восклицательный знак

6. Подойдите к доске.

Побудительное

Невосклицательное

Односоставное

Распространенное

Точка

По данной таблице учащимся задаются вопросы для выяснения степени осмысления изучаемого материала.

1. По каким признакам характеризуется простое предложение?
(Простое предложение характеризуется по цели высказывания, по интонации, по наличию главных членов, по наличию второстепенных членов).
2. Какими бывают предложения по цели высказывания?
(По цели высказывания предложения бывают повествовательными, вопросительными, побудительными).
Какими бывают предложения по эмоциональной окраске?
(По эмоциональной окраске предложения делятся на восклицательные и невосклицательные).
На какие группы делятся предложения по наличию главных членов?
(Двусоставные и односоставные).
Какими бывают предложения по наличию или отсутствию в них второстепенных членов?
(Распространенные и нераспространенные).
3. Какие предложения называются повествовательными?
(Повествовательными называются предложения, которые содержат сообщение).
Вопросительными?
(Которые содержат вопрос).
Побудительными?
(Которые содержат побуждение к действию, просьбу, приказ, совет и т.д.)
4. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
Когда ставится вопросительный знак?
Восклицательный знак?
5. Какие предложения называются двусоставными? Односоставными?
6. Пользуясь таблицей, расскажите  о простом предложении.

0

3

ЛОГИКО-СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ
ПО СИНТАКСИСУ РУССКОГО ЯЗЫКА
и методика работы с ними
в 5-ом классе

Логико-структурная схема 1

Главные члены предложения и  способы их выражения

Предложение

Способ выражения подлежащего

Способ выражения сказуемого

Знак
препинания

1. На самом берегу ручья густо цветут незабудки. (И. Соколов-Микитов)

2. Мы с Ваней пошли по лесной дороге. (К.Паустовский)

3. У подъезда гостиницы стояло две тройки. (М.Горький)

4. Учиться всегда пригодится. (Пословица)

5. На второй день щегол начал петь.

6. Лужи были прозрачны.

7. Знание – лучшее богатство. (Пословица)

8. Семь – счастливое число.

Читая предложения в первой колонке, школьники находят и подчеркивают главные члены предложения, определяют способ их выражения, после чего заполняют ячейки логико-структурной схемы.

В результате работы логико-структурная схема преобразовывается в обобщающую таблицу, в которой способы выражения главных членов предложения представлены шире, чем в учебнике для 5-го класса.   

Обобщающая таблица 3.2

Главные члены предложения и  способы их выражения

Примечание. В связи с невозможностью осуществить двойное подчеркивание главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) выделяются цветом.

Предложение

Способ выражения подлежащего

Способ выражения сказуемого

Знак
препинания

1. На самом берегу ручья густо цветут незабудки. (И. Соколов-Микитов)

Имя существительное

Глагол

Нет

2. Мы с Ваней пошли по лесной дороге. (К.Паустовский)

Местоимение +
имя существительное 
в творительном  падеже

Глагол

Нет

3. У подъезда гостиницы стояло две тройки. (М.Горький)

Имя числительное +
имя существительное
в родительном падеже

Глагол

Нет

4. Учиться всегда пригодится. (Пословица)

Неопределенная 
форма глагола

Глагол

Нет

5. На второй день щегол начал петь.

Имя существительное

Вспомогательный глагол
+ неопределенная
форма глагола

Нет

6. Лужи  были прозрачны.

Имя существительное

Глагол (быть) +
имя прилагательное

Нет

7. Знание – лучшее богатство. (Пословица)

Имя существительное

Имя существительное
в именительном падеже

Тире

8. Семьсчастливое число.

Имя числительное

Имя существительное
в именительном падеже +
имя прилагательное

Тире

Вопросы, на которые отвечают учащиеся после заполнения таблицы.

1. Можно ли употребить предложение Лужи были прозрачны без слова прозрачны?

2. Понятно ли будет значение сказуемого в предложении На второй день щегол начал петь без слова петь?
Получив нужный ответ, учитель сообщает, что сказуемые могут состоять из двух и трех слов, так как только в этом количестве они имеют смысл.
При анализе предложения Семь – счастливое число   подчеркивается, что в состав сказуемого входит и определение, выраженное именем прилагательным, если оно имеет важное значение для содержания сказуемого (важно не то, что семь – это число, а то, что это счастливое число), поэтому сказуемым является все словосочетание.

3. Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
(Именем существительным, местоимением  или числительным в именительном падеже, числительным в сочетании с существительным и др.).

4. Какими частями речи может быть выражено сказуемое?
(Глаголом; глаголом-связкой (быть, стать, становиться, казаться и др.) + имя существительное (имя прилагательное); глаголом начинать (продолжать, кончать и др.) + инфинитив).

5. В каких из прочитанных вами  предложений сказуемое выражено двумя словами?

6. Какими частями речи выражены главные члены в двух последних предложениях?
В форме каких частей речи они употреблены?

7. Какой знак препинания ставится между подлежащим и сказуемым в 6-м и 7-м предложениях?
В каком случае?
Какое слово пропущено?

Подытожив ответы учащихся,   учитель сообщает об условиях, при которых действует правило постановки тире между подлежащим и сказуемым:   
- отсутствие глагола-связки "есть";
- способ выражения главных членов (имя существительное  и имя числительное в именительном падеже – подлежащее; имя существительное в  именительном падеже – сказуемое);
- в речи –  наличие паузы на месте пропущенной связки.

0

4

Логико-структурная схема 3.3

Второстепенные члены предложения и способы их выражения

Предложение

Вопрос

Способ выражения

Член предложения

Старик ловил неводом рыбу.

Подплыла к нему рыбка.

К двум я прибавил два.

С горы открывался прекрасный вид.

Я люблю свой город.

Мы учимся в пятом классе.

Здание школы всем очень нравилось.

В доме напротив горел свет.

Звонко кукушка вдали куковала.

Мы пошли в лес.

Экскурсия не состоялась из-за дождя.

Мы поехали за город подышать свежим воздухом.

Результат совместной деятельности учителя и учащихся находит отражение в  обобщающей таблице, представляющей способы выражения второстепенных членов шире, чем в учебнике для 5-го класса.

Обобщающая таблица 3.3

Второстепенные члены предложения и способы их выражения

Предложение

Вопрос

Способ выражения

Член предложения

Старик ловил неводом рыбу.

Подплыла к нему рыбка.

К двум я прибавил два.

Чем? Что?

К кому?

К чему? Что?

Имя существительное

Местоимение

Имя числительное

Дополнение

Дополнение

Дополнение

С горы открывался прекрасный вид.

Я люблю свой город.

Мы учимся в пятом классе.

Здание школы всем очень нравилось.

В доме напротив горел свет.

Какой?

Чей?

Коком?

Какое?

Каком?

Имя прилагательное

Местоимение

Имя числительное

Имя существительное

Наречие

Определение

Определение

Определение

Определение

Определение

Звонко кукушка вдали куковала.

Мы пошли в лес.

Экскурсия не состоялась из-за дождя.

Мы поехали за город подышать свежим воздухом.

Как? Где?

Куда?

Почему?

С какой целью?

Наречие

Имя существительное

Имя существительное

Неопределенная форма глагола

Обстоятельство

Обстоятельство

Обстоятельство

Обстоятельство

Выводы, сделанные учителем на основе ответов учащихся, следующие:
1. Второстепенными называются члены предложения, которые зависят от других членов предложения и поясняют их.
2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, называется дополнением. Дополнение может быть выражено именем существительным, местоимением, именем числительным в косвенных падежах. Подчеркивается пунктирной линией.
3. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой?, который?, чей?, называется определением. Определение выражается именем прилагательным, местоимением, числительным, именем существительным, наречием. Подчеркивается волнистой линией.
4. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы как? где? куда? откуда?, когда? почему?, зачем? и др., называется обстоятельством. Обстоятельство может быть выражено наречием, именем существительным в косвенных падежах с предлогом, неопределенной формой глагола. Обстоятельство подчеркивается точкой с тире.
Для знакомства с видами обстоятельств по значению   пятиклассникам предлагается заполнить логико-структурную схему 3.4.

Логико-структурная схема 3.4

Основные виды обстоятельств по значению

Предложение

Что
обозначает
обстоятельство?

На какой
вопрос
отвечает?

Вид
обстоятельства
по значению

1.Накануне было теплым-тепло,
а ночью хватил мороз. (И.Арамилев)

Давно не было такой деревенской
метели в Москве. (Ю.Бондарев)

2. В Сибири добывают нефть,
золото, уголь.

Прямо и  направо широко
раскинулось родное приволье:
петли реки, озера, луна, нивы и села. (Н.Кузьмин)

3. Птицы летели  стаями.

Дальше шли пешком.

4. Скамейка в саду почернела от времени.

Строительство прекратилось из-за морозов.

5. Меня зачем-то позвали домой.

Мы оправились в лес послушать пение птиц.

В заполненном виде  таблица представляет собой обобщающую схему, дающую представление об основных видах обстоятельств.

Обобщающая таблица 3.4

Основные виды обстоятельств по значению

Предложение

Что
обозначает
обстоятельство?

На какой
вопрос
отвечает?

Вид
обстоятельства
по значению

1.Накануне было теплым-тепло,
а ночью хватил мороз. (И.Арамилев)

Давно не было такой деревенской
метели в Москве. (Ю.Бондарев)

Время совершения действия,

длительность действия

Когда?

Как долго?

Обстоятельство времени

2. В Сибири добывают нефть,
золото, уголь.

Прямо и  направо широко
раскинулось родное приволье:
петли реки, озера, луна, нивы и села. (Н.Кузьмин)

Место, где происходит действие;





направление

Где?

Куда?

Откуда?

Обстоятельство места

3. Птицы летели  стаями.

Дальше шли пешком.

Как?

Каким образом совершается  действие?

Как?

Каким образом

Обстоятельство
образа действия

4. Скамейка в саду почернела от времени.

Строительство прекратилось из-за морозов.

Причина происходящего

Почему?
По какой причине?

Обстоятельство
причины

5. Меня зачем-то позвали домой.

Мы оправились в лес послушать пение птиц.

Цель действия

Зачем?
С какой целью?

Обстоятельство цели

0

5

Логико-структурная схема 1.5 к изучению  темы «Предложения с однородными членами» позволяет учителю выяснить, что уже известно учащимся из начальной школы, и познакомить их с новыми теоретическими сведениями. Работая со схемой 3.5, ученики читают предложения, находят и подчеркивают однородные члены предложения, определяют способ соединения однородных членов, объясняют постановку знаков препинания, с помощью учителя    записывают в последнем столбце графические схемы, которые наглядно демонстрируют правила постановки знаков препинания.     

Логико-структурная схема 1.5

Предложения с однородными членами

Предложение

Средства связи

Знаки препинания

Графическое обозначение

1. Дождь шумел,
гудел, хлюпал. (М.Шолохов)

2. Изредка выпадали обильные,
но короткие дожди. (А.Куприн)

3. Колокольчик отдаленный
то замолкнет, то звенит. (М.Лермонтов)

4. Снег падал все так же
бесшумно и настойчиво.
(К.Паустовский)

5. Где-то поблизости
журчала невидимая речка
или ручей. (А.Чаковский)

6. Надо человеку и знать, 
и любить,  и беречь свою землю.
(В.Песков)

7. Цветы лучше всего собирать
или утром, или вечером.
(К.Паустовский)

8. Зимой и летом,
осенью и весной
лес прекрасен.

Заполненная обобщающая таблица дает целостное представление об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. В ней расширены сведения о союзах, которыми соединяются однородные члены предложения, о постановке знаков препинания между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами И, ИЛИ, а также о постановке знаков препинания в том случае, когда союз И соединяет однородные члены предложения попарно.

0

6

Работая над данной темой «Обращение», учителю необходимо решить такие задачи:
1) добиться того, чтобы учащиеся уяснили природу обращений;
2) научить школьников на основе знаний грамматической природы данных синтаксических явлений четко отграничивать их от омонимичных членов предложения;
3) сформировать прочные пунктуационные навыки;
4) выработать у пятиклассников умение правильно, точно и целесообразно использовать обращения в устной и письменной речи в соответствии с коммуникативными задачами.
Достижению этих целей и должна быть подчинена вся логика предъявления учебного материала, чему способствует работа с  логико-структурной схемой 3.6.

Логико-структурная схема 3.6

Предложения с обращениями

Предложения

Одиночное/
распространенное

Способ
выражения

Место в предложении

Знаки
препинания

1.Старик! Я слышал много раз,
что ты меня от смерти спас.
(М.Лермонтов)

2. Сердечный друг,
ты не здорова. А.Пушкин)

3. Куда ж ты, кумушка,
бежишь так без оглядки?
(И.Крылов)

4. Что, дремучий лес,
призадумался, грустью темною
затуманился?

5. Благослови нас на подвиг,
родная земля! (А.Сурков)

6. У кого гармонь, ребята?
(А.Твардовский)

Вопросы и задания к логико-структурной схеме 3.6
1.   Прочитайте предложения, назовите в них обращения.
2.   Какой частью речи выражено обращение? В форме какого падежа стоит имя существительное?
3.   Какой член предложения выражается этой же формой?
4. Как отличить подлежащее от обращения?
5. Какое место в предложении может занимать обращение?
6. В каких предложениях обращение состоит из одного слова, в каких – имеет зависимые слова?
7. Приведите примеры распространенных обращений.
8. Какие знаки препинания ставятся при обращении?
9. Прочитайте еще раз первое предложение и скажите, когда по¬сле обращения ставится восклицательный знак.
10.   Часто ли в речи мы пользуемся обращениями? Для чего?

   Итогом частично-поисковой деятельности учителя и учащихся служит заполненная обобщающая таблица  по теме «Обращение».

Обобщающая таблица 3.6

Предложения с обращениями

Запятая
vvv , … .

Предложение

Одиночное/
распространенное

Способ
выражения

Место в предложении

Знаки
препинания

1.Старик! Я слышал много раз,
что ты меня от смерти спас.
(М.Лермонтов)

Одиночное

Имя существительное
в именительном падеже

В начале предложения

Восклицательный
знак
vvv ! … .

2. Сердечный друг,
ты не здорова. А.Пушкин)

Распространенное

Имя существительное
в именительном падеже +
имя прилагательное

В начале
предложения

3. Куда ж ты, кумушка,
бежишь так без оглядки?
(И.Крылов)

Распространенное

Имя существительное 
в именительном падеже + 
местоимение

В середине
предложения

С двух сторон
выделяется запятыми
…, vvv , … ?

4. Что, дремучий лес,
призадумался, грустью темною
затуманился?

Распространенное

Имя существительное
в именительном падеже +
имя прилагательное

В середине
предложения

С двух сторон
выделяется запятыми
…, vvv , … .

5. Благослови нас на подвиг,
родная земля! (А.Сурков)

Распространенное

Имя существительное
в именительном падеже +
имя прилагательное

В конце
предложения

Запятая
…, vvv !

6. У кого гармонь, ребята?
(А.Твардовский)

Нераспространенное

Имя существительное
в именительном падеже

В конце
предложения

Запятая
…, vvv ?

По обобщающей таблице  учащиеся отвечают на такие вопросы:   
1. Что называется обращением?
2. Чем выражается обращение?
3. На какой член предложения похоже обращение по способу выражения и чем отличается от него?
4. Какое место в предложении может занимать обращение?
5. Какие обращения называются распространёнными?
6. Какие знаки препинания ставятся при обращении?
Учащиеся читают предложения в первой колонке и примеры в последней, определяют значения вводных слов, с помощью учителя заполняют среднюю колонку. В ходе выполнения задания они запоминают наиболее употребительные вводные слова и их значения. Подчеркивая вводные слова в первом столбце, усваивают их графическое обозначение.

0

7

Список использованной литературы:

Аржанцева Т. В. Методика опережающего обучения синтаксису русского языка учащихся 5-х классов общеобразовательных школ с русским языком обучения : дис… канд. пед. наук: 13.00.02 / Таврический национальный ун-т им. В. И. Вернадского. — Симф., 2006. — 277л. : табл. — Библиогр.: л. 191—219.

0


Вы здесь » Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика» » О русском языке и методике его преподавания » Учебно-методические материалы по методике преподавания синтаксиса


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно