Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
ТАВРИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Факультет славянской филологии и журналистики
Кафедра методики преподавания филологических дисциплин

    Аржанцева Т.В.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
Методические рекомендации для обучающихся 3 курса
по направлению подготовки
45.04.01 Филология
                  профиль____ «русский язык»______
квалификация выпускника «бакалавр»

                                                                    Симферополь
2016

Содержание

1. Пояснительная записка 
2. Лекционный курс 
3. Практические занятия
4. Самостоятельная работа
5. Темы рефератов по дисциплине
6. Критерии оценивания модульного контроля
8. Терминологический минимум
9.     Перечень основной и дополнительной литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью вузовского курса методики преподавания русского языка в школе является
обеспечение необходимой теоретической и методической подготовки в области преподавания русского языка, способствующей формированию методического мышления и освоению метаязыка методики как науки и являющейся определяющим условием для будущей плодотворной педагогической деятельности;    
подготовка обучающихся к успешному прохождению активной педагогической практики в образовательных учебных учрежденияхобщего среднего образования – школах, гимназиях, лицеях, колледжах – как очередному важному этапу в их педагогическом образовании, способствующему закреплению теоретических знаний и совершенствованию профессиональных умений и навыков, формированию профессиональной педагогической компетентности.

Задачи данной дисциплины:     
сформировать понимание методики преподавания русского языка как прикладной     науки, раскрыв содержание ее основных понятий и категорий;
представить в обобщенном виде основные достижения и идеи в области методики преподавания русского языка лучших ученых-методистов XIXв. (история методики) и пути ее развития отечественными учеными-методистами и учителями-практиками в XX-XXI вв.;
охарактеризовать основные тенденции, направления и проблемы современной МПРЯ;
познакомить обучающихся с целями, задачами и содержанием курса русского языка в современной общеобразовательной школе; дать представление:
а) о действующих программах и используемыхучебно-методических комплексах;
б) об основных формах учебной деятельности, эффективных методах и приемах, а также средствах обучения, применяемых на уроках русского языка, на элективных и факультативных занятиях и во внеклассной работе по предмету;     
рассмотреть вопросы методики изучения основных разделов школьного курса русского языка;     
выработать у студентов умения планирования работы по русскому языку, построения уроков, осуществления контроля за деятельностью учащихся и проверки и оценки их знаний, умений и навыков;     
способствовать формированию умений самостоятельного освоения научно-методической литературы, опыта учителей и применения на практике достижений современной методики.

Занятия по методике преподавания русского языка направлены на обеспечение теоретической и практической подготовки студентов к преподаванию русского языка в школе. 
Основными целями, которые должны быть реализованы в процессе изучения дисциплины, являются
- формирование у студентов умений и навыков работы в общеобразовательной школе,
- усвоение традиционных и новаторских методов обучения русскому языку, развивающих познавательные способности учащихся.
Данные цели реализуются посредством решения задачи дать студенту основы научно-методической организации деятельности учителя, а именно:
- познакомить с действующими в школе программами по русскому языку;
- научить работать с ними;
- помочь освоить и проанализировать материалы действующих учебников;
- выработать навыки самостоятельного изучения научно-методической литературы;
- научить планировать учебный материал;
- сформирорвать умение разрабатывать и проводить уроки разных типов и видов;
- научить анализировать уроки.
В результате изучения теории МПРЯ студенту необходимо знать:
- особенности МПРЯ как науки;
- этапы развития МПРЯ;
- современные цели и задачи обучения русскому языку в средней школе;
- состав содержания обучения русскому языку в средней школе;
- особенности действующих программ и учебников;
- специфику реализации в учебном процессе дидактических принципов;
- общие и частные методические принципы изучения русского языка и пути их реализации;
- цели, содержание, этапы работы над каждым разделом науки о языке;
- возрастные особенности усвоения знаний и умений по языку;
- затруднения учащихся в овладении ЗУН и методические пути их преодоления;
- методы объяснения новых знаний и условия их выбора;
- методы формирования учебно-языковых, правописных и речевых умений и навыков; методы закрепления полученных знаний;
- методы контроля за успеваемостью учащихся;
- типы и этапы уроков русского языка;
- особенности организации учебного процесса на каждом из этапов урока;
- типы повторения пройденного и особенности методики организации повторения каждого типа;
- нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку;
- правила проверки тетрадей учащихся;
- основную методическую литературу.
В результате самостоятельной учебной деятельности и работы на практических занятиях студент должен уметь:
- формулировать познавательные, практические и общепредметные цели каждого урока русского языка;
- составлять календарный, тематический, поурочный  планы работы;
- владеть методами обучения и повторения пройденного;
- подбирать и составлять дидактический материал для изучения, закрепления,  проверки любого языкового явления;
- проводить уроки любого типа, применяя различные средства обучения;
- оценивать устные ответы учащихся и их письменные работы;
- классифицировать ошибки учащихся, работать над ними на специальных уроках, организовывать работу по предупреждению разных типов ошибок, допускаемых учащимися;
- анализировать свои уроки и уроки своих коллег.
Освоение данного курса предполагает следующие формы работы:   
• лекции;
• практические занятия (анализ программ, учебников, других пособий, разработка учебных материалов для учащихся, проектирование уроков и пр.);
• семинарские занятия (изучение основных методических трудов);
• лабораторные занятия  в школе (наблюдение и анализ уроков, учебной документации и пр.);
• самостоятельную работу студентов (чтение литературы, рекомендуемой в лекциях, изучение вопросов, не освященных в лекциях, на основе рекомендуемых материалов и личных наблюдений, подготовка к практическим и семинарским занятиям  и т.п.);
• педагогическую практику в школе.

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Тема: "Методика преподавания русского языка как наука и как учебная дисциплина в вузе. Русский язык как учебный предмет".

Цель: раскрыть особенности МПРЯ как науки, ознакомиться с этапами ее развития; обозначить современные цели и задачи обучения русскому языку в средней школе.

План

1. Общая характеристика методики преподавания русского языка как прикладной науки.
2. Предмет и задачи методики преподавания русского языка.
3. Методика преподавания русского языка и её базисные науки.
4. Методы исследования в методике преподавания русского языка.
5. Основные направления в методике преподавания русского языка.
6. Методика преподавания русского языка как учебная дисциплина в вузе.
7. Место русского языка как учебного предмета в системе среднего образования в Украине.

Рекомендуемая литература
Обязательная:
1. Литневская, Е.И., Багрянцева, В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высший учебных заведений / [Под ред. Е.И. Литневской]. – М.: Академический проспект, 2006. – С. 7-13.
Дополнительная:
3. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – Режим доступа: http: //www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
1. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб: Питер. – 2001. – 546с.

Тема: "Цели и принципы процесса обучения русскому языку
в средней общеобразовательной школе".

Цель:  усвоение понятий "цели процесса обучения русскому языку в школе",  "основные компетенции обучения", "принципы процесса обучения русскому  языку"; формирование умения разграничивать общедидактические и частнометодические принципы обучения выявление особенностей реализации общедидактических и частнометоических принципов в процессе обучения школьников русскому языку.
                                            План
1. Цели процесса обучения РЯ.
    1.1. Познавательная цель обучения РЯ.
    1.2. Практические цели обучения РЯ.
    1.3. Воспитательная цель обучения РЯ.
2. Формирование компетенций.
    2.1. Коммуникативная компетенция.
    2.2. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции.
    2.3. Культуроведческая компетенция.
    2.4. Деятельностная компетпенция.
3. Принципы обучения РЯ.
    3.1. Общедидактические принципы.
          3.1.1. Принцип научности.
          3.1.2. Принцип последовательности и систематичности.
          3.1.3. Принцип преемственности и перспективности.
          3.1.4. Принцип развивающего обучения, сознательности и      активности при обучении.
          3.1.5. Принцип доступности.
          3.1.6. Принцип индивидуального подхода к учащимся.
          3.1.7. Принцип прочности усвоения знаний.
          3.1.8. Принцип наглядности.
    3.2. Частнометодические принципы.
          3.2.1. Экстралингвистический принцип.
          3.2.2. Системный принцип.
          3.2.3. Структурно-семантический принцип.
          3.2.4. Функциональный принцип.
          3.2.5. Различение синхронии и диахронии.
          3.2.6. Принцип взаимосвязи различных разделов курса
                    русского языка (грамматики и лексики, морфологии и
                    синтаксиса, фонетики и морфологии, морфологии и
                     орфографии, синтаксиса и пунктуации).
3.2.7. Принцип связи аспектных уроков с работой по развитию
связной речи.
3.2.8. Принцип стилистической направленности в
преподавании  русского языка.
3.2.9. Принцип взаимосвязи в развитии устной и письменной
речи.
3.2.10. Принцип изучения пунктуации с обучением
выразительному чтению.
3.2.11. Принципа учета взаимодействия русского и украинского языков.

Рекомендуемая литература
Обязательная:
1. Литневская, Е.И., Багрянцева, В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высший учебных заведений / [Под ред. Е.И. Литневской]. – М.: Академический проспект, 2006. – С. 7-13.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема: "Методика преподавания русского языка как наука и как учебная дисциплина в вузе. Русский язык как учебный предмет в системе среднего образования в Украине".

I. Компьютерная презентация курса методики преподавания русского языка.
II. Беседа об основных принципах работы в обучающей программе MOODLE.
III. Ознакомление c материалами интерактивной информационно-образовательной форумной конференции “Педагогическая практика”.
III. Фронтальный опрос по теоретическому материалу темы.
1. Дайте определение понятия «методика преподавания
     русского языка».
2. Каковы особенности МПРЯ как науки?
3. С какими дисциплинами связана МПРЯ?
4. В чём проявляется связь МПРЯ с педагогикой?
5. Как связана МПРЯ с лингвистикой?
6. В чём заключается связь МПРЯ с психологией и логикой?
7. Что является предметом изучения МПРЯ как научной
     дисциплины?
8. Каковы источники развития МПРЯ?
9. Каковы дидактические цели курса МПРЯ в вузе?
10.Назовите основные направления в МПРЯ.
11.Дайте определение понятия « методы исследования».
12.Перечислите методы исследования в МПРЯ.
13.Каковы задачи метода педагогического наблюдения?
14.Назовите этапы педагогического эксперимента.
15.Какова особенность РЯ как учебного предмета в школах
    Украины с русским языком обучения?
III. Индивидуальный опрос (сообщения студентов по вопросам опережающего домашнего задания).
1. Расскажите об этапах развития МПРЯ как науки.
2. Расскажите о выдающихся методистах.

Тема: "Цели и принципы процесса обучения русскому языку
в средней общеобразовательной школе"

I. Фронтальный опрос по теоретическому материалу темы.

1. Какова цель процесса обучения русскому языку?
2. В цем состоит познавательная цель обучения русскому языку?
3. Каковы практические цели обучения русскому языку?
4. В чем специфика воспитательной цели обучения русскому языку?
5. Как рассматривается в лингводидактике понятие «компетенция»?
6. В процессе формирования и развития каких компетенций  реализуются познавательная, практическая и воспитательная цели обучения русскому языку?
7. Овладение какими умениями и навыками предполагает коммуникативная компетенция?
8. Овладение какими знаниями предполагают языковая и лингвистическая компетенции?
9. Что предполагает культуроведческая компетенция?
10. Дайте определение понятия «принципы обучения».
11. На какие группы делятся принципы обучения русскому языку?
12. Перечислите общедидактические принципы.
13. Назовите частнометодические принципы.
14. Раскройте сущность таких общедидактических принципов как научность, последовательность и систематичность, преемственность и перспективность в их применении к МПРЯ.
15. Раскройте сущность принципа связи теории с практикой в применении его к  МПРЯ.
16. Как реализуется принцип наглядности в МПРЯ? Какие виды наглядности применяются в практике преподавания РЯ?
17. В чем сущность и значение принципа учета индивидуальных особенностей учащихся?
18. Назовите методические принципы, вытекающие из специфики предмета РЯ.
19. Раскройте сущность экстралингвистического принципа.
20. В чем состоит различие системного принципа и принципа последовательности и систематичности.
21. В чем заключается структурно-семантический принцип?
22. Что такое функциональный принцип?
23. В чем специфика принципа синхронии и диахронии в обучении РЯ?
24. Чем обусловлен принцип  тесной связи синтаксиса с морфологией в процессе обучения РЯ?
25. Охарактеризуйте принцип учета взаимодействия русского и украинского языков.

II. Задания для практической работы.
1. Привести 2-3 примера реализации частнометодических принципов обучения русскому языку (письменно).
2. Привести 2-3 примера реализации частнометодических    принципов обучения русскому языку (письменно).
3. Законспектировать статью Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка / Е. А. Быстрова // Русский язык в школе. – 1996. – № 6. – С. 3–8.
Рекомендуемая литература.
1. Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка / Е. А. Быстрова // Русский язык в школе. – 1996. – № 6. – С. 3–8.

I. Фронтальный опрос по теоретическому материалу темы.

Тема: «Учебная программа по русскому языку»

1. Что такое учебная Программа? Как называется действующая Программа по русскому языку? Кто ее авторы? Когда она была утверждена?

Программа – это государственный документ, определяющий состав и структуру курсов всех школьных предметов.
Учебная Программа по русскому языку является основным документом, регламентирующим процесс преподавания РЯ в школе.
2. Что понимается под составом и структурой  курса русского языка в школе?
Под «составом курса русского языка в школе» понимается система лингвистических понятий; орфографических и пунктуационных правил и речевых умений, включённых в школьный курс русского языка.
Структура курса рассматривается как конкретное распределение материала по классам.
Как состав, так и структуры курсов русского языка имеют различия в средних учебных заведениях разных типов (средняя общеобразовательная школа, лицей, гимназия и т.д.)

3. Как формулируется основная цель обучения в учебной Программе по русскому языку?

В действующей учебной Программе основная цель обучения русскому языку определяется как достижение свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности на основе речевой, языковой, социокультурной и деятельностной компетенций.

4. В ходе реализации каких задач достигается указанная в Программе цель?
Указанная в Программе цель достигается в ходе реализации  следующих задач:
1) формирование устойчивой мотивации изучения русского языка, воспитание чувства красоты и выразительности родного слова, уважения к государственному языку и языкам других народов;
2) становление речевой компетенции: расширение словарного запаса учащихся, развитие грамматического строя их речи, совершенствование умений и навыков во всех видах речевой деятельности и в разных сферах общения, овладение культурой речевого поведения, полемики и критического мышления;
3) формирование языковой компетенции, включающей в себя знания о системе языка и базовые умения (лексические, грамматические, стилистические, орфоэпические и правописные (орфографические и пунктуационные);
4) достижение коммуникативной и социокультурной компетенции – способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты в общении с другими людьми;
5) формирование деятельностной компетенции, развитие творческих способностей.

5. Какие сведения содержатся в пояснительной записке к учебной программе по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (2005г.)?

6. Какова структура учебной программы по русскому языку?
В программе по русскому языку
⎯ находит отражение содержание обучения русскому языку в школе,
⎯ показаны цели, задачи и принципы обучения,
⎯ указывается общее количество часов, отводимое на изучение всего предмета, а также отдельных тем.

7. На формирование каких компетенций направлен программный материал?

Программный материал действующей программы направлен на  формирование
⎯ языковой компетенции, предполагающей знание самого языка (разделы: фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, соответствующие языковым ярусам);
⎯ лингвистической компетенции, включающей знания о лингвистике как науке, общие сведения о языке и важнейшую информацию об ученых-лингвистах;
⎯ коммуникативной (речевой) компетенции, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности и культурой речи;
⎯ культуроведческой компетенции, включающей сведения о языке как национально-культурном феномене.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Тема: "Методика преподавания русского языка как наука и как учебная дисциплина в вузе. Русский язык как учебный предмет.

I. Вопросы для самопроверки на знание теоретического материала.
1. Какова роль предмета “русский язык”?
2.  Каковы цели обучения русскому языку?
3.  В чем суть теоретико-практического курса русского языка?
4. Что входит в понятие “содержание обучения”?
5. Какова структура школьного курса русского языка?

II. Задания для самостоятельной работы студентов.
1. Cамостоятельно ознакомьтесь с историей развития МПРЯ. Подготовьтесь к ответам на следующие вопросы:
а) Методическое наследие прошлого как богатый источник идеи, фактического материала, методов и приемов преподавания.
б) Крупнейшие ученые-методисты прошлого:
                   Ф.И. Буслаев (1818-1897),
                   И.И. Срезневский (1812-1880),
                   К.Д. Ушинский (1824-1870),
                  А.М. Пешковский (1878-1933).
          в) Работа Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного
              языка» (1844) как первооснова методики русского языка.
         г) Вклад выдающихся отечественных лингвистов
                  Ф.Ф. Фортунатов,
                  А.А. Шахматов,
                  И.А. Бодуэн де Куртене,
                  Л.В.  Щерба,
                  Д.Н. Ушаков,
                  В.В. Виноградов и др. и ученых-методистов
                  П.О. Афанасьев, М.А. Рыбникова,
                  Н.С. Поздняков,
                  А.В. Текучев,
                  Е.А. Баранов,
                  М.Р. Львов,
                  А.И. Власенков и др. в становление и развитие научной методики русского языка.
2. Cамостоятельно ознакомьтесь с кратким библиографическим словарем методистов русского языка (XIX-XX вв.) Электронный ресурс: http://bibl.tikva.ru/base/B358/B358Addon3.php
3. Проанализируйте объяснительную записку школьной программы по русскому языку (на выбор). Укажите основные направления работы по русскому языку, зафиксированные в ней.
4. Охарактеризуйте требования программы к овладению русским  языком  в целом и по классам.
Рекомендуемая литература
Обязательная:
1. Біляєв, О.М. Методика мови як наука // Дивослово. – 2002. - №1. – с. 9–12.
2. Литневская, Е.И., Багрянцева, В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высший учебных заведений / [Под ред. Е.И. Литневской]. – М.: Академический проспект, 2006. – С. 7-13.
3. Школьные программы по русскому языку для школ Украины с русским языком обучения.
Дополнительная:
1. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. -   – М.: 1990.

Тема: "Цели и принципы процесса обучения русскому языку
в средней общеобразовательной школе с русским языком обучения"

1. Изучить теоретический материал по теме и ответить на вопросы для самопроверки.
2. Проанализировав цикл уроков по одной из грамматических тем в пособиях Г.Ю.Богданович и Э.М.Сапожниковой, проследить реализацию  общедидактических и частнометодических принципов обучения русскому языку.

Рекомендуемая литература
Обязательная:
1. Литневская, Е.И., Багрянцева, В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высший учебных заведений / [Под ред. Е.И. Литневской]. – М.: Академический проспект, 2006. – c. 37-44.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАБОТЫ
НАД ПУНКТУАЦИОННЫМ ПРАВИЛОМ

1. Общее понятие о пунктуации.
2. Понятие о пунктуационном правиле.
3. Методика работы над пунктуационным правилом.
4. Методика работы над применением пунктуационного правила.
5. Особенности методики работы над правилом «Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом» в 7-ом классе.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Cистема среднего образования в России и место русского языка как учебного предмета.
2. Характеристика основных периодов становления школы и изменение понимания места русского языка.
3. Недостатки современной системы среднего образования и перспективы их преодоления.
4. Метод проблемного обучения на уроках русского языка.
5. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся при изучении русского языка.
6. Развивающее обучение на уроках русского языка.
7. Межпредметные и внутрипредметные связи в преподавании русского языка.
8. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку.
9. Фронтальные (коллективные), групповые и индивидуальные формы работы с учащимися на уроках русского языка.
10. Формы и приемы организации самостоятельной работы учащихся при изучении русского языка.
11. Дифференцированное обучение на уроках русского языка.
12. Методы и приемы закрепления теоретического материала.
13. Наглядные пособия (ТСО, ПК) на уроках русского языка.
14. Совершенствование форм контроля и проверки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
15. Использование алгоритмов в процессе обучения русскому языку.
16. Программированное обучение на уроках русского языка.
17. Практическая направленность преподавания русского языка в средней школе (pабота над основными умениями и навыками, определенными школьной программой).
18. Патриотическое воспитание на уроках русского языка.
19. Нравственное и эстетическое воспитание на уроках русского языка.
20. Система развития речи учащихся в курсе русского языка в средней школе.
21. Вопросы стилистики и культуры речи в школьном курсе русского языка.
22. Виды работ и упражнений по стилистике на уроках русского языка.
23. Изучение функциональных стилей на уроках русского языка.
24. Работа с текстом на уроках русского языка. Обучение комплексному анализу текста.
25. Изучение функционально-смысловых типов текста (описание, повествование, рассуждение) при подготовке и проведении творческих работ на уроках русского языка.
26. Значение и место вводных и обобщающих уроков в системе обучения русскому языку в средней школе.
27. Виды языкового анализа (разбора) и его место при обучении русскому языку.
28. Эффективные способы обучения орфографии.
29. Эффективные способы обучения пунктуации.
30. Методика изучения отдельных тем школьного курса русского языка: "Словосочетание", "Сложное предложение" (по выбору).
31. Современные учебники и учебно-методические комплексы (комплекты) по русскому языку для средней школы.
32. Сравнительный анализ учебных комплексов по русскому языку (по выбору).
33. Факультативные занятия как форма углубленного изучения языка в средней школе. Система и типология факультативных курсов по русскому языку в современной школе.
34. Место и виды внеклассной работы как одной из форм языковой подготовки учащихся.
35. Опорные схемы-конспекты на уроках русского языка.
36. Блоковая подача теоретического материала по русскому языку.
37. Игры обучающего характера на уроках русского языка.
38. Нетрадиционные виды уроков русского языка.
39. Использование ПК на уроках русского языка (обучающие программы с компьютерной поддержкой).
40. Язык как основа образовательно-воспитательного процесса.
41. Углубленное изучение русского языка в школе.
42. Школьные словари как средство лингвистической подготовки учащихся.
43.    Диагностирование знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
43. Анализ новых учебных пособий по стилистике, культуре речи /по риторике/ русской словесности для старшеклассников.
44. Психофизиологические закономерности восприятия и усвоения информации.
45. Восприятие, трансформация и информационная переработка текста.
46.    Русский язык как учебный предмет в общеобразовательных учебных заведениях АР Крым. Цели и задачи обучения РЯ в школах с русским и украинским языками обучения.
47.    Принципы отбора учебного материала для школьного курса языка.
48.    Общедидактические, общеметодические, частнометодические принципы обучения языку и их реализация    в школьной практике.
49.    Эвристические и объяснительные методы сообщения новых знаний. Моделирование, лингвистический эксперимент, наблюдение над языком, эвристическая беседа, проблемная ситуация.
50.    Элементы программированного обучения на уроках русского языка. Роль алгоритмов и образцов рассуждения в закреплении нового материала и выработке навыков по орфографии и пунктуации.
51.    Действующие программы по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений: структура программ и принципы их построения.
52.    Региональный компонент обучения русскому языку в общеобразовательных учебных заведениях АР Крым.
53.    Образовательный стандарт по русскому языку.
Средства наглядности в обучении русскому языку: виды, методика использования.
54.    Учебник как ведущее средство обучения. Действующие учебные комплексы по русскому языку для 5–9 классов: принципы построения, характеристика.
55.    Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса: понятие, требования к уроку, возможные темы уроков русского языка, структурные элементы урока русского языка, их функции и методика проведения.
56.    Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса: типы уроков русского языка в зависимости от целей и содержания.
57.    Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса: место и значение уроков развития речи в системе обучения русскому языку, нетрадиционные формы проведения урока русского языка.
58.    Планирование учебной работы по русскому языку. Виды рабочих планов учителя: календарный, тематический, поурочный.
59.    Принцип дифференцированного подхода к обучению русскому языку. Индивидуальная и групповая работа на уроках русского языка как с отстающими, так и с сильными учащимися.
60.    Методика изучения раздела "Фонетика и графика" в школьном курсе русского языка.
61.    Методика изучения раздела "Лексика и фразеология" в школьном курсе русского языка.
62.    Методика изучения разделов «Морфемика» и «Словообразование» в школьном курсе русского языка.
63.    Методика изучения раздел «Морфология» в школьном курсе русского языка.
64.    Методика изучения раздела "Словосочетание" в школьном курсе русского языка.
65.    Методика изучения раздела "Простое предложение" в школьном курсе русского языка.
66.    Методика изучения раздела "Сложное предложение" в школьном курсе русского языка.
67.    Упражнение как метод формирования учебно-языковых умений. Классификация упражнений по русскому языку.
68.    Содержание работы по орфографии в школе: понятие орфограммы, основные умения и навыки, орфографические правила, методика работы над ними.
69.    Изучение пунктуации в школьном курсе русского языка: содержание, этапы и принципы обучения, методика работы.
70.   Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками учащихся в процессе обучения русскому языку.
71.   Понятие речевого развития школьников. Основные направления работы по речевому развитию.
72.   Работа с текстом на уроке русского языка: виды анализа, методика проведения.
73.   Изложение как основной вид работы по развитию речи учащихся в среднем звене: принципы подбора текстов для изложений, классификации изложений, методика проведения обучающего изложения.
74.   Выборочное и сжатое изложение, их особенности. Методика проведения.
75.   Сочинение как основной вид работы по развитию речи учащихся в среднем звене: классификации сочинений, методика проведения обучающего сочинения.
76.   Стилистика как раздел школьного курса по русскому языку: содержание, этапы обучения, основные понятия на различных этапах, группы упражнений.
77.   Виды домашних заданий по русскому языку, методика, требования к домашнему заданию. Эффективные способы проверки его на уроке.
78.   Методы контроля. Методика опроса. Требования к формулировке вопросов и заданий.
79.   Контроль за усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку: организационные формы, классификация ошибок в творческих работах школьников, условные обозначения ошибок, критерии и нормативы оценки изложений и сочинений
80.   Занимательный языковой материал как средство активизации обучения русскому языку.
81.   Диктант как средство контроля орфографической и пунктуационной грамотности учащихся: место в системе письменных работ по русскому языку, типология диктантов, методика проведения, требования к тексту.
82.   Углубленная подготовка по русскому языку: элективные и факультативные курсы по русскому языку, виды, формы и методы организации работы.
83.   Внеклассная работа по русскому языку: принципы, виды и формы организации.
84.   Кабинет русского языка в школе и его роль в повышении эффективности преподавания русского языка и интереса к нему.
85. Текст как единица обучения языку и речевой деятельности.
86. Лингвистический анализ художественного текста в школьном курсе русского языка.
87. Проектирование современного урока в свете требований ФГОС второго поколения.][/hide]
1. Cистема среднего образования в России и место русского языка как учебного предмета.
2. Характеристика основных периодов становления школы и изменение понимания места русского языка.
3. Недостатки современной системы среднего образования и перспективы их преодоления.
4. Метод проблемного обучения на уроках русского языка.
5. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся при изучении русского языка.
6. Развивающее обучение на уроках русского языка.
7. Межпредметные и внутрипредметные связи в преподавании русского языка.
8. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку.
9. Фронтальные (коллективные), групповые и индивидуальные формы работы с учащимися на уроках русского языка.
10. Формы и приемы организации самостоятельной работы учащихся при изучении русского языка.
11. Дифференцированное обучение на уроках русского языка.
12. Методы и приемы закрепления теоретического материала.
13. Наглядные пособия (ТСО, ПК) на уроках русского языка.
14. Совершенствование форм контроля и проверки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
15. Использование алгоритмов в процессе обучения русскому языку.
16. Программированное обучение на уроках русского языка.
17. Практическая направленность преподавания русского языка в средней школе (pабота над основными умениями и навыками, определенными школьной программой).
18. Патриотическое воспитание на уроках русского языка.
19. Нравственное и эстетическое воспитание на уроках русского языка.
20. Система развития речи учащихся в курсе русского языка в средней школе.
21. Вопросы стилистики и культуры речи в школьном курсе русского языка.
22. Виды работ и упражнений по стилистике на уроках русского языка.
23. Изучение функциональных стилей на уроках русского языка.
24. Работа с текстом на уроках русского языка. Обучение комплексному анализу текста.
25. Изучение функционально-смысловых типов текста (описание, повествование, рассуждение) при подготовке и проведении творческих работ на уроках русского языка.
26. Значение и место вводных и обобщающих уроков в системе обучения русскому языку в средней школе.
27. Виды языкового анализа (разбора) и его место при обучении русскому языку.
28. Эффективные способы обучения орфографии.
29. Эффективные способы обучения пунктуации.
30. Методика изучения отдельных тем школьного курса русского языка: "Словосочетание", "Сложное предложение" (по выбору).
31. Современные учебники и учебно-методические комплексы (комплекты) по русскому языку для средней школы.
32. Сравнительный анализ учебных комплексов по русскому языку (по выбору).
33. Факультативные занятия как форма углубленного изучения языка в средней школе. Система и типология факультативных курсов по русскому языку в современной школе.
34. Место и виды внеклассной работы как одной из форм языковой подготовки учащихся.
35. Опорные схемы-конспекты на уроках русского языка.
36. Блоковая подача теоретического материала по русскому языку.
37. Игры обучающего характера на уроках русского языка.
38. Нетрадиционные виды уроков русского языка.
39. Использование ПК на уроках русского языка (обучающие программы с компьютерной поддержкой).
40. Язык как основа образовательно-воспитательного процесса.
41. Углубленное изучение русского языка в школе.
42. Школьные словари как средство лингвистической подготовки учащихся.
43.    Диагностирование знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
43. Анализ новых учебных пособий по стилистике, культуре речи /по риторике/ русской словесности для старшеклассников.
44. Психофизиологические закономерности восприятия и усвоения информации.
45. Восприятие, трансформация и информационная переработка текста.
46.    Русский язык как учебный предмет в общеобразовательных учебных заведениях АР Крым. Цели и задачи обучения РЯ в школах с русским и украинским языками обучения.
47.    Принципы отбора учебного материала для школьного курса языка.
48.    Общедидактические, общеметодические, частнометодические принципы обучения языку и их реализация    в школьной практике.
49.    Эвристические и объяснительные методы сообщения новых знаний. Моделирование, лингвистический эксперимент, наблюдение над языком, эвристическая беседа, проблемная ситуация.
50.    Элементы программированного обучения на уроках русского языка. Роль алгоритмов и образцов рассуждения в закреплении нового материала и выработке навыков по орфографии и пунктуации.
51.    Действующие программы по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений: структура программ и принципы их построения.
52.    Региональный компонент обучения русскому языку в общеобразовательных учебных заведениях АР Крым.
53.    Образовательный стандарт по русскому языку.
Средства наглядности в обучении русскому языку: виды, методика использования.
54.    Учебник как ведущее средство обучения. Действующие учебные комплексы по русскому языку для 5–9 классов: принципы построения, характеристика.
55.    Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса: понятие, требования к уроку, возможные темы уроков русского языка, структурные элементы урока русского языка, их функции и методика проведения.
56.    Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса: типы уроков русского языка в зависимости от целей и содержания.
57.    Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса: место и значение уроков развития речи в системе обучения русскому языку, нетрадиционные формы проведения урока русского языка.
58.    Планирование учебной работы по русскому языку. Виды рабочих планов учителя: календарный, тематический, поурочный.
59.    Принцип дифференцированного подхода к обучению русскому языку. Индивидуальная и групповая работа на уроках русского языка как с отстающими, так и с сильными учащимися.
60.    Методика изучения раздела "Фонетика и графика" в школьном курсе русского языка.
61.    Методика изучения раздела "Лексика и фразеология" в школьном курсе русского языка.
62.    Методика изучения разделов «Морфемика» и «Словообразование» в школьном курсе русского языка.
63.    Методика изучения раздел «Морфология» в школьном курсе русского языка.
64.    Методика изучения раздела "Словосочетание" в школьном курсе русского языка.
65.    Методика изучения раздела "Простое предложение" в школьном курсе русского языка.
66.    Методика изучения раздела "Сложное предложение" в школьном курсе русского языка.
67.    Упражнение как метод формирования учебно-языковых умений. Классификация упражнений по русскому языку.
68.    Содержание работы по орфографии в школе: понятие орфограммы, основные умения и навыки, орфографические правила, методика работы над ними.
69.    Изучение пунктуации в школьном курсе русского языка: содержание, этапы и принципы обучения, методика работы.
70.   Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками учащихся в процессе обучения русскому языку.
71.   Понятие речевого развития школьников. Основные направления работы по речевому развитию.
72.   Работа с текстом на уроке русского языка: виды анализа, методика проведения.
73.   Изложение как основной вид работы по развитию речи учащихся в среднем звене: принципы подбора текстов для изложений, классификации изложений, методика проведения обучающего изложения.
74.   Выборочное и сжатое изложение, их особенности. Методика проведения.
75.   Сочинение как основной вид работы по развитию речи учащихся в среднем звене: классификации сочинений, методика проведения обучающего сочинения.
76.   Стилистика как раздел школьного курса по русскому языку: содержание, этапы обучения, основные понятия на различных этапах, группы упражнений.
77.   Виды домашних заданий по русскому языку, методика, требования к домашнему заданию. Эффективные способы проверки его на уроке.
78.   Методы контроля. Методика опроса. Требования к формулировке вопросов и заданий.
79.   Контроль за усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку: организационные формы, классификация ошибок в творческих работах школьников, условные обозначения ошибок, критерии и нормативы оценки изложений и сочинений
80.   Занимательный языковой материал как средство активизации обучения русскому языку.
81.   Диктант как средство контроля орфографической и пунктуационной грамотности учащихся: место в системе письменных работ по русскому языку, типология диктантов, методика проведения, требования к тексту.
82.   Углубленная подготовка по русскому языку: элективные и факультативные курсы по русскому языку, виды, формы и методы организации работы.
83.   Внеклассная работа по русскому языку: принципы, виды и формы организации.
84.   Кабинет русского языка в школе и его роль в повышении эффективности преподавания русского языка и интереса к нему.
85. Текст как единица обучения языку и речевой деятельности.
86. Лингвистический анализ художественного текста в школьном курсе русского языка.
87. Проектирование современного урока в свете требований ФГОС второго поколения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ МОДУЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Модульный (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков студентов по МПРЯ осуществляется в форме одного семантического модуля.
Цель – выявить уровень знаний, умений и навыков студентов по МПРЯ после завершения аудиторных занятий на основании поточного контроля с учетом результатов проведенных проверочных работ и модульной контрольной работы.
По результатам модульного контроля студент может набрать 70 баллов, которые распределяются следующим образом:

Вид работы

Максимальное
количество баллов

1

Посещение
и конспектирование лекций

9 баллов

2

Активное участие
в ходе практических занятий.
Выполнение домашних заданий
к практическим занятиям.

9 баллов

3

Написание
и защита реферата

10 баллов

4

Составление плана-конспекта
для проведения
аспектного урока
русского языка

6 баллов

5

Составление плана-конспекта
для проведения урока
развития связной речи

6 баллов

6

Выполнение аудиторной
контрольной работы,
которая состоит
из трёх частей:
- тестирование (15 вопросов
по 1 баллу за ответ)
- теоретической части (2 вопроса
по 5 баллов за правильный ответ)
- практической части
(1 учебно-методическая задача -
5 баллов за правильное выполнение)

30 баллов

7

Итого

70 баллов

Оценки выставляются в ведомость, фиксирующую результаты успеваемости академической группы.
Пересдача смыслового модуля с целью повышения оценки не допускается.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
КОМПЛЕКСНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по методике преподавания русского языка в школе
для студентов 4-го курса дневной формы обучения
специальности 6.030500 «язык и литература (русский)»
образовательно-квалификационного уровня «БАКАЛАВР»
профессионального направления подготовки 0305 «ФИЛОЛОГИЯ»

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Критерии оценивания:

Ответ на первый (теоретический) вопрос оценивается в соответствии со следующими критериями:
• соответствие содержанию,
• полнота и обоснованность изложения,
• доказательность изложения,
• терминологическая корректность.
Выполнение второго (теоретического) задания оценивается в соответствии со следующими критериями:
• точность воспроизведения,
• полнота определения.
Выполнение третьего (теоретико-практического задания) оценивается в соответствии с такими критериями:
• творческое осмысление приобретенных знаний,
• демонстрация готовности вести поиск путей оптимизации учебно-воспитательного процесса,
• точность и правильность выполнения практического задания.
Выполнение четвертого (практического задания) оценивается в соответствии с критериями:
• методическая грамотность,
• способность к обоснованию методических решений,
• правильность оформления фрагмента урока.

Оценка за выполнение комплексной контрольной работы – 40 баллов (max.).
35-40 баллов студент получает за
• полное усвоение сути методических понятий,
• теоретическое обоснование принципов, основных положений современной лингводидактики,
• самостоятельную оригинальную интерпретацию теоретических положений методической науки,
• сформированное умение сознательно применять знания на практике,
• последовательное, логичное, аргуметированное, стилистически правильное изложение,
• умение пользоваться дополнительной литературой,
• аккуратное оформление работы.
21-34 балла студент получает, если
• ответ в основном соответствует содержанию вопроса, но не все основные проблемы изложены четко, полно и обоснованно,
• студент излагает материал, аргументируя методические положения, некоторые неточности в определении терминов не мешают пониманию содержания изложенного,
• выполненное студентом задание является коммуникативно-ориентированным, но имеются незначительные нарушения логики поэтапного формирования  умений и навыков учащихся,  недостаточно учитываются возрастные особенности учеников,
• студент неуверенно обосновывает выбор собственных методических решений.
6-20 баллов студент получает, если
• ответ лишь частично соответствует содержанию вопроса, основные проблемы раскрыты без надлежащей глубины,
• студент излагает материал, не аргументируя методические пложения, не имеет собственных суждений относительно большинства проблем,
• студент допускает терминологические ошибки, которые усложняют понимание содержания изложенного, владеет ограниченным запасом методических терминов,
• выполненное студентом задание не является коммуникативно-ориентированным, имеются нарушения логики поэтапного формирования  умений и навыков учащихся,  не учетитываются возрастные особенности учеников,
• студент не обосновывает выбор собственных методических решений.

1-5 баллов студент получает, если
• ответ студента не соответствует содержанию вопроса, основные проблемы не раскрыты,
• доказательность, обоснованность изложения материала и самостоятельные суждения отсутствуют,
• студент не использует методическую терминологию либо запас методических терминов минимален,
• выполненное студентом задание не является коммуникативно-ориентированным, не отвечает требованиям поэтапного формирования  умений и навыков учащихся,  не учитываются возрастные особенности учеников,
• студент не обосновывает выбор собственных методических решений.

КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Активные методы обучения – это способы взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Активные методы обучения не позволяет учителю преподносить знания в готовом виде, создают условия для того, чтобы учащиеся постигали их самостоятельной активной работой мысли.

Аспектные уроки русского языка – это уроки, связанные с изучением отдельных аспектов языка. Цель таких уроков – на основе усвоения теоретических сведений о языке формировать у учащихся орфоэпические, лексические, словообразовательные, правописные (орфографические и пунктуационные) умения и навыки.

Знания – это результат усвоения учащимися сведений о языке и речи. Знания ученик получает в виде лингвистических понятий, определений, классификаций, правил.

Изложение – вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе исходного (пересказ – устная форма воспроизведения текста).

Исследовательский метод изложения учебного материала – это  способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых,  который используется для стимуляции творческой деятельности учащихся и предполагает, что учащиеся самостоятельно исследуют языковой материал и делают выводы, а добытые знания используют в практической деятельности. Учебная деятельность имитирует научный поиск.

Календарное планирование уроков русского языка – это примерное распределение программного материала по семестрам и месяцам (неделям). В календарных планах дается перечень разделов программы, тем и количество часов, отводимых на их изучение.

Метод обучения – это способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения.

Метод проблемного изложения учебного материала – это  такой способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, который характеризуется тем, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает сложный, но доступный путь ее разрешения; ученик не только воспринимает, усваивает и запоминает готовые научные выводы, а и следит за логикой доказательств, за развитием мысли учителя. Проблемное изложение предполагает постепенное вовлечение учащихся в процесс прогнозирования выводов.

Методика преподавания русского языка – это межотраслевая дисциплина, находящаяся на стыке педагогики, психологии, логики, философии, лингвистики, предметом которой является процесс обучения.

Методический прием – это  способ реализации метода, отдельный познавательный акт. Являясь элементом (деталью) метода, методический прием характеризуется способностью быть включенным в разные методы.

Модуль – это полный, логически завершенный блок учебной работы, в котором принимается во внимание стартовый, промежуточный и итоговый уровни учащегося. Все показатели модуля известны учащемуся и оцениваются, составляя его рейтинг. Результат усвоения обычно оценивается тестом.

Навык – это умение, доведенное до автоматизма.

Орфографические нормы – установленная система правил, которые обеспечивают единообразие устной речи в письменной форме.

Орфографическое правило – краткая четкая рекомендация, регулирующаяся передачу устной речи в письменной форме.

Орфограмма – правильное написание, которое выбирается из нескольких возможных и основывается на закрепленном в системе орфографии правиле.

Орфография - исторически сформированная, унифицированная система правил, определяющих написание слов; раздел языкознания, который изучает и разрабатывает систему правил, обеспечивающих нормативность написаний.

Пассивные методы обучения – это способы взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, в которых учитель является основным действующим лицом, управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

План-конспект урока – это детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом.

Проблемное обучение – это такой вид обучения, в основе которого лежит создание проблемной ситуации. Целью проблемного обучения является приобретение умений и навыков исследовательской деятельности.

Проблемная ситуация – это психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у учащегося потому, что он не может решить проблему (задачу) известными ему способами.

Программа – это государственный документ, определяющий состав и структуру курсов всех школьных предметов.

Пунктуация – это система единых правил постановки знаков препинания.

Пунктуационное правило – это особая инструкция, содержащая перечень условий выделения или невыделения знаками препинания пунктуационно-смыслового отрезка в предложении или тексте.

Слушание – разновидность речевой деятельности, заключающаяся в восприятии звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи.

Состав курса русского языка в школе – это система лингвистических понятий, орфографических и пунктуационных правил и речевых умений, включённых в школьный курс русского языка.

Сочинение – это упражнение, заключающееся в самостоятельном изложении школьниками своих мыслей на заданную тему.

Структура курса русского языка в школе – это  конкретное распределение материала по классам.

Структура урока русского языка – это взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятий.

Тематическое планирование уроков русского языка – это распределения учебного материала в пределах отдельной темы. Тематическое планирование дает возможность учителю распределить материал по урокам, установить место каждого урока в общем процессе занятий, определить его цели, содержание, методику проведения и т.п.,  иными словами, работать с учетом перспективы в обучении русскому языку.

Умения – это способность учащегося применять на практике то или иное знание. Умения делятся на языковые (умение оперировать с языковыми единицами – от опознания до полного разбора), речевые (умение строить связную речь) и орфографико-пунктуационные.

Урок – основная организационная единица учебного процесса в школе (в вузе – практическое занятие), назначение которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения. Урок  проводится с постоянным составом учащихся, по расписанию, с учетом программы обучения.

Уроки развития речи – это уроки, которые  проводятся с целью формирования и совершенствования у учащихся коммуникативных умений и навыков. 

Цель обучения русскому языку – это ожидаемый конечный образовательный результат обучения.

Частично-поисковый метод  изложения учебного материала – это  способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, приближающий учащихся к самостоятельному разрешению проблемы. Словесник учит школьников видеть проблему, задаваться вопросами, высказывать предположения, строить доказательства, делать выводы.

Чтение – это один из видов речевой деятельности,  заключающийся в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
а) основная учебная литература:
Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Под ред. Е.И. Литневской – М.: Академический проспект,  2010. – 590 с.
Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ип­ политова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
Текучев В.И. Теория и методика преподавания русского языка. Практические занятия. Методические рекомендации. — М.: МГПИ, 2006. — 189 с.
б) дополнительная учебная литература:
Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие / Е.С. Антонова – М.: КНОРУС, 2007. – 464 с.
Воителева Т. М. Методика преподавания русского языка : (самостоят. работа студентов): учеб. пособие для студентов филол. фак. : [в 3 ч.] / Т. М. Воителева ; М-во образования и науки РФ, Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. - М.: Таганка, 2004.
Пастухова, Л.С.  Материалы к школьному курсу «Основы речевой культуры и стилистики»: Пособие для учителя. – Н.Оріанда. Симферополь, 2010. – 160с
Теория и практика обучения русскому языку: учеб.пособие для студентов выс.пед.завед. /Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др. / Под ред. Р.Б. Сабаткоева. 3 изд., стереот. – М.: Издательский центр «Академия»,  2005. – 320 c.
Теория и практикаобучения русскому языку: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 032900 (050301) «Русский язык и литература»/ ред. Р. Б. Сабаткоев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Академия, 2007. – 336 с.
10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Грамота.Ру - справочно-информационный Интернет-портал. [http://www.gramota.ru]
Словари:[http://www.slovari.ru]
Настольная книга практикующего педагога[http://www.tinlib.ru/nauchnaja_literatura_prochee/nastolnaja_kniga_praktikuyushego_pedagoga/index.php]
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена [http://www.ege.edu.ru].
Официальный портал Федерального института педагогических измерений. [http://fipi.ru/]
«Российское образование» – федеральный портал [http://www.edu.ru].
Российский общеобразовательный портал [http://www.school.edu.ru].
Открытый класс – сетевое образовательное сообщество [http://www.openclass.ru/].
Всероссийский интернет-педсовет [http://pedsovet.org/].
Сайт «Интерактивная доска в школе» [http://interaktiveboard.ru/].
Приложение к газете «Первое сентября» (статьи «Из опыта работы учителей») [http://festival.1september.ru/].
Издательство «Дрофа» (мультимедийные пособия) [http://www.drofa.ru].
Образовательные ресурсы Интернета [http://www.alleng.ru].
Школьный портал [http://portal-school.ru].
«Завуч.инфо» – портал для учителей [http://www.zavuch.info/].
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [http://nsportal.ru/].
Портал Министерства образования и науки [http://www.ed.gov.ru].
Федеральный перечнь учебников: 2014/2015 уч. год[].
Школьные учебные комплексы, учебники и учебные пособия по русскому языку
Федеральный перечень учебников: 2014/2015 уч. год (утверждается на каждый учебный год).
Линия учебно-методических комплексов по русскому языку Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и др. 5-9 классы. [http://www.prosv.ru/umk/5-9/info.aspx?ob_no=33777].
Линия учебно-методических комплексов по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., 5-9 классы. [http://www.prosv.ru/umk/5-9/info.aspx?ob_no=33778].
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)Программа дистанционного обучения в системе Moodle— Режим доступа [http://mt.crimea.edu/login/index.php].
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)