http://s8.uploads.ru/ALUby.jpg
http://s8.uploads.ru/vMiUP.jpg
http://s9.uploads.ru/71KiF.jpg
http://s9.uploads.ru/1COnN.jpg
http://s8.uploads.ru/tqFmO.jpg

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ СЛАВЯНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА МЕТОДИДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

План-конспект урока
По русскому языку на тему:
«Развитие речи. Устное описание природы по картине В.Д.Поленова «Первый снег»»
( 6 класс)

Подготовила студентка 4 курса А группы
Специальности русский язык и литература
Нагоева Ирина Валерьевна


Симферополь – 2014
Тема: Описание природы по картине  В.Д.Поленова «Первый снег».
Цель: Формирование умения соотносить художественный текст и художественные средства картины.
Задачи:
1. Совершенствование умения отбирать нужные для описания слова;
2. формирование умения составлять заключительную часть сочинения.
Ключевые слова: сюжет картины, тема картины.
Оборудование: картина В.Д.Поленова «Первый снег»
Ход урока:
I. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке развития речи мы познакомимся с картиной известного русского художника В.Д.Поленова «Первый снег»
II. Сообщение сведений о художнике.
- Василий Дмитриевич Поленов родился в 1844 году в Тульской области, в усадьбе Боровок (Поленово).
Большое место в его творчестве занимают пейзажи. В своих картинах русский живописец передавал тихую поэзию, неброскую красоту русской природы, ее уголков, тесно связанных с повседневной жизнью человека. Его картины отличаются живой естественностью. Многие его картины находятся в Третьяковской галерее в Москве: «Заросший пруд» (1879 г.), «Бабушкин сад» (1878 г.), «Московский дворик» (1878 г.)
III. Беседа по картине.
Учитель зачитывает отрывки из произведений русских писателей, содержащих описание первого снега.
«Тихо приходит зима. Как в сказке пролетит она над землей в своей серебряной карете, рассыплет первые снежинки по земле».
«Проснешься однажды утром, и вдруг увидишь, что все за окном изменилось. Деревья, дома, земля – все выглядит иначе, чем вчера. Все, куда-то скрылось и подевалось. Звуки приглушены, запахи заморожены.
Сыплет белый снег на черную землю. Все вокруг становится пегим. Лес полосатый, как бока зебры. Борозды пашни, как клавиши у рояля.
На белых речках – черные полыньи, на черных дорогах – белые лужи.
На черно-белых березах черно-белые сороки сидят.
Черные пни в белых шапках, черные галки над белым полем, черный дом с белой крышей, белый дым из черной трубы.
Все двухцветное и рябое. Одно небо ровное – серое и глухое. Ни звонкого голоса, ни гулкого эха.
То дряблая оттепель, то упругий мороз. Серо и сыро, пусто и глухо. Время тянется еле-еле. День становится короче воробьиного носа. Приходят сумерки старого года…»
«В природе это время года называют по-разному: унылая пора, глухая пора, темная пора. И все это о глубокой осени.
Идет пора предзимья. Нет ярких красок, таких радостно-впечатляющих, от которых хочется петь. Все отгорело, отплыло, отцвело.
Перемены везде и во всем: в поле, на лугу, на речке, даже в настроении. Теперь все подчинено одному закону: выстоять, выжить в трудных испытаниях... Как просто и как сложно!
И когда поймешь это, то в глубинах осени найдешь для себя простые радости. Скромная краса у поздней осени. Стало тихо в садах и парках. Все чаще небо стало покрываться свинцово-серыми тучами. И текут из них ниточки осеннего дождя. Нередко бывает, что и снежок выпадает. Но выглянет солнышко, и снег тает.»
Н.Сладков
IV. Вопросы и задания для выяснения содержания картины.
1. Какое время года изображено на картине?
2. Назовите признаки поздней осени.
3. Опишите берега реки
4. Какой день изображен художником?
5. Какое настроение вызывает эта картина?
V. Выявление основных микротем картины.
- учитель записывает на доске микротемы, учащиеся подбирают к ним опорные слова.

небо
серое
пасмурное
неласковое
хмурое

река
глубокая
холодная
темная
печальная

лес
дремучий
темный
таинственный
тревожный
VI. Составление плана сочинения
План составляется коллективно.
VII. Орфографическая подготовка
1. Скромная русская природа.

2. Цвет и настроение картины.
3. Мое отношение к картине.

течет спокойно, поворачивает вправо, теряется среди просторов, листочки держатся, одинокое дерево, тучи тяжелые, серые, мутные, сливается вдали.
тихая грусть
трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег


VIII. Речевая подготовка к сочинению.
Учитель записывает на доске несколько эпитетов, характеризующих картину природы.
Очень к лицу земле
белая скатерть полей
лебяжий пух земли
свинцовые тучи
все дышит снегом
IX. Написание сочинения.
1. Сочинение пишется от 1-го лица.
2. Выбор эпиграфа
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И.А.Бунин.