Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика» » XI Республиканский семинар » Отчет об XI семинаре для учителей русского языка и литературы АР Крым


Отчет об XI семинаре для учителей русского языка и литературы АР Крым

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Наши традиции

          Проводить научно-методические семинары для учителей русского языка и литературы стало традицией нашей кафедры.
          Каждую весну профессора и доценты кафедры читают лекции для учителей-словесников, которые, в свою очередь, делятся своим педагогическим опытом и демонстрируют мастер-классы по проведению уроков русского языка и литературы.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6445/200408681.5/0_cabf0_860126dc_L.jpg.jpg

0

2

29 марта 2013 года зал синхронного перевода Таврического национального университета имени В.И.Верандского собрал в своих стенах профессоров, доцентов, преподавателей и аспирантов кафедры методики преподавания филологических дисциплин и учителей русского языка и литературы АР Крым на очередной, XI Республиканский научно-методический семинар “Русская словесность: теория и школьная практика”.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6446/200408681.4/0_cabd6_3c2665b3_L.jpg.jpg

Этот Семинар  был посвящен 80-летию со дня рождения кандидата филологических наук, доцента кафедры методики преподавания филологических дисциплин ТНУ имени В.И.Верандского Эльвире Михайловне Сапожниковой.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6439/200408681.4/0_cabd3_d4f0ff3f_L.jpg.jpg

Организаторами данного события стали Крымский научно-методический центр управления образованием Академии пелагогических наук Украины ТНУ имени В.И.Верандского, Крымское региональное отделение УАПРЯЛ, кафедра методики преподавания филологических дисциплин.
Диалог учителей-словесников и преподавателей на научно-методические темы проходил при поддержке Представительства Россотрудничества в Украине (г. Симферополь).

http://img-fotki.yandex.ru/get/5637/200408681.4/0_cabd8_fcf5d2b8_L.jpg.jpg
Гостями университета и кафедры стали 37 учителей-словесников средних учебных заведений Крыма.

0

3

Членами оргкомитета XI Республиканского научно-методического семинара стали
Галина Юрьевна Богданович – доктор филол. наук, профессор, зав. кафедрой межъязыковых коммуникаций и журналистики, декан факультета славянской филологии и журналистики Таврического национального университета им. В.И.Вернадского, директор Крымского научно-методического центра управления образованием АПН Украины и ТНУ имени В. И. Вернадского;
Татьяна Антоновна Ященко – доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой методики преподавания филологических дисциплин Таврического национального университета имени В.И.Вернадского;
Ирина Леонидовна Челышева – методист Симферопольского городского методического центра Симферопольского городского совета, учитель-методист высшей категории;
Татьяна Викторовна Аржанцева – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания филологических дисциплин Таврического национального университета имени В.И.Вернадского, старший научный сотрудник Крымского научно-методического центра управления образованием АПН Украины и ТНУ им. В. И. Вернадского;
Наталья Андреевна Лантух – старший преподаватель кафедры методики преподавания филологических дисциплин Таврического национального университета имени В.И.Вернадского;
Наталья Ивановна Николенко – старший преподаватель кафедры методики преподавания филологических дисциплин Таврического национального университета имени В.И.Вернадского;
Ольга Николаевна Катренко – аспирант кафедры методики преподавания филологических дисциплин Таврического национального университета имени В.И. Вернадского.

В организации мероприятия приняла участие кандидат филологических наук, доцент
Ольга Вячеславовна Колесникова и студентки 4-го курса факультета славянской филологии и журналистики Анастасия Мелкова и Юлия Кудряшова.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6702/200408681.5/0_cad98_68aa2629_L.jpg.jpg
Члены оргкомитета Семинара

С благодарностью необходимо отметить самых активных участников оргкомитета:
старших преподавателей  Наталью Андреевну Лантух и Наталью Ивановну Николенко, старшего лаборанта Ольгу Николаевну Катренко.
Неоценимую помощь оргкомитету в подготовке к Семинару оказала старший лаборант кафедры Людмила Львовна Шаповаленко.

0

4

Программа Семинара

http://img-fotki.yandex.ru/get/5643/200408681.5/0_cac00_a3854e19_L.jpg.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4130/200408681.5/0_cac01_ea390530_L.jpg.jpg
Программа Семинара

10.00 – Открытие семинара

10.00 – 10.10
Методическое наследие Эльвиры Михайловны Сапожниковой
Галина Юрьевна Богданович (доктор филологических наук, профессор кафедры межъязыковых коммуникаций и журналистики)

10.10 – 10.20
Эльвира Михайловна Сапожникова: учитель, методист, коллега
Татьяна Антоновна Ященко (доктор филологических наук, профессор кафедры      методики преподавания филологических дисциплин)

10.20 – 10.40
Эльвира Михайловна Сапожникова о своем времени и о себе
Наталья Андреевна Лантух (старший преподаватель кафедры методики преподавания филологических дисциплин)

10.40 – 11.20
«Элементарно, Ватсон! (лингвистические детективы)»
Лидия Сергеевна Пастухова  (кандидат филологических наук, доцент)

11.20 – 11.50
Последовательная реализация принципов развивающего обучения на уроках литературы в 5-6 классах
Наталья Павловна Иванова  (доктор филологических наук, профессор кафедры      методики преподавания филологических дисциплин)
Колтухова Ирина Михайловна (кандидат филологических наук, доцент кафедры      методики преподавания филологических дисциплин)

11.50 – 12.20
Из опыта работы учителей словесности по методике Б.С.Дыхановой

Дьяченко Ольга Анатольевна, Горбаченко Виктория Александровна, Маврина Раиса Павловна, Юсупова Нурие Ваитовна (учителя русского языка и литературы общеобразовательных учебных заведений Джанкойского района)

12.20 – 13.00
Мировое значение русской литературы в интерпретации В.Г.Белинского
Орехов Владимир Викторович (доктор филологических наук, профессор кафедры методики преподавания филологических дисциплин)

13.00 – 13.30 – Перерыв

13.30 – 13.50
Традиции русской школы и современное образование
Наталья Андреевна Лантух (старший преподаватель кафедры методики преподавания филологических дисциплин)

13.50 – 14.30
Ф.М. Достоевский в современном школьном изучении
Галина Александровна Зябрева (кандидат филологических наук, доцент кафедры      русской и зарубежной литературы)

14.30 – 14.50

Новые правила поступления в высшие учебные заведения Украины
Коновалова Елена Анатольевна (кандидат филологических наук, доцент кафедры межъязыковых коммуникаций и журналистики)

14.50 – 15.10 
Связь между восприятием и анализом художественного текста на уроках литературы в школе как методическая проблема (на материале стихотворений М.А. Волошина)
Соколова Ирина Геннадиевна (кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания филологических дисциплин)

15.10 – 15.30
Методические аспекты билингвального обучения русскому языку учащихся средних общеобразовательных школ АРК
Николенко Наталья Ивановна (старший преподаватель кафедры методики преподавания филологических дисциплин)

15.30 – 15.50
Информационно-образовательная форумная конференция «Педагогическая практика» как средство организации самостоятельной работы учащихся
Аржанцева Татьяна Викторовна  (кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания филологических дисциплин)

15.50 – 16.00 – Закрытие семинара

0

5

Приветственным словом к участникам открыла Семинар доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой методики преподавания филологических дисциплин Таврического национального университета имени В.И.Вернадского Татьяна Антоновна Ященко.
http://img-fotki.yandex.ru/get/4138/200408681.4/0_cabd4_e1908c46_L.jpg.jpg
       Сообщение, которое Татьяна Антоновна назвала «Эльвира Михайловна Сапожникова: учитель, методист, коллега» было посвящено человеку, значение которого для кафедры, школьного обучения русскому языку и развития методики как науки сложно переоценить.
       В воспоминаниях Татьяны Антоновны Эльвира Михайловна живет как человек необыкновенной доброты и природной естественности, женской мудрости и готовности поделиться всем, что она знала и умела сама.
       Иллюстрируя свой рассказ фотографиями из альбома, предоставленного внучкой Эльвиры Михайловны  Татьяной Сергеевной Чеботаревой, аспиранткой ТНУ имени В.И.Вернадского и продолжателем педагогической династии, Татьяна Антоновна рассказала о том периоде в жизни Эльвиры Михайловне, когда она была руководителем XIV Международного семинара по русскому языку.  Участниками Семинара в г. Симферополь были слушатели из ФРГ.
http://img-fotki.yandex.ru/get/5627/200408681.5/0_cabed_7cbdf3f7_L.jpg.jpg
       По словам Татьяны Антоновны, особый шарм ее руководству придавало отсутствие официоза,  открытость в общении и трепетное материнское отношение к иностранным слушателям. 
http://img-fotki.yandex.ru/get/4132/200408681.5/0_cabee_52832f37_L.jpg.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/5633/200408681.5/0_cada7_e2944e3c_L.jpg.jpg
       Вспоминая о своеобразии стиля работы Эльвиры Михайловны с первыми студентами стационара из Польши, Татьяна Антоновна поведала о том, что преподаватель разучивала с иностранцами русские народные и советские песни, которые в качестве фонетической разминки они вместе пели в фонологическом кабинете, и это была не только языковая, но и страноведческая практика, так как с каждой песней связан определенный период жизни страны. Эти песни  бывшие студенты помнят до сих пор и поют теперь уже со своими детьми.
       Татьяна Антоновна подчеркнула, что европейская система образования существенно отличалась от советской, но Эльвира Михайловна смогла выстроить правильные взаимоотношения с поляками, которые были исключительно взыскательны, так как проходили строжайший конкурс, чтобы получить право учиться в СССР, и нашла свой путь, целью которого была безупречная грамотность. 
       Татьяна Антоновна рассказала о своеобразии педагогического стиля работы Эльвиры Михайловны со студентами из Кубы, Афганистана, Камбоджи, Кампучии и ее умении подобрать наиболее эффективные методы и приемы обучения для каждой группы студентов. Трудности разного характера побеждала любовь к тем, кого она учила, материнское начало и тончайший методический подход.
       Те принципы, положенные в основу учебных пособий по русскому языку для средних общеобразовательных школ с русским языком обучения, которые Эльвира Михайловна Сапожникова издавала в соавторстве с Галиной Юрьевной Богданович: развивающее обучение, постоянное повторение, пронизывающее весь цикл обучения, организация закрепления на материале повышенной трудности - были реализованы педагогом и в методике РКИ.
      Татьяна Антоновна заметила, что Эльвира Михайловна была методистом по своей сути. Она не ездила на конференции и курсы повышения квалификации, не читала методическую литературу в неограниченных количествах, но интуативно чувствовала, какой методический прием нужно применить на практике, какими методами обучения воспользоваться, чтобы добиться наибольшей эффективности от процесса обучения русскому языку.
      Вспоминая о высоких душевных качествах Эльвиры Михайловны, Татьяна Антоновна заострила внимание на ее доброжелательном, уважительном отношении к молодым сотрудникам кафедры, на ее щедром желании "перелить" в них весь свой педагогический опыт.
      Своё трогательное и эмоционально насыщенное выступление Татьяна Антоновна закончила очень кратким любимым тостом немногословной Эльвиры Михайловны: "Быть добру!"
      И эти два слова, как молитву об Учителе, вслед за ней были произнесены всеми теми, кто знал Эльвиру Михайловну, кто у нее учился, а это почти весь зал.

http://s1.uploads.ru/t/sLyP1.jpg

0

6

http://img-fotki.yandex.ru/get/6441/200408681.5/0_cabf6_fb74beab_L.jpg.jpg

       Наталья Андреевна Лантух представила на Семинаре два доклада: "Эльвира Михайловна Сапожникова о своем врени и о себе" и «Традиции русской школы и современное образование».
       Невероятно интересным был первый доклад Натальи Андреевны, в котором она изложила содержание интервью с Эльвирой Михайловной, рассказавшей о своем пионерском детстве, выпавшем на годы Великой Отечественной войны, о комсомольской юности. Эльвира Михайловна, привыкшая все вещи называть своими именами, с присущей ей откровенностью дала характеристику тех исторических периодов в жизни нашей страны, когда государственное правительство возглавляли И.В. Сталин, Л.И. Брежнев, М.С. Горбачев.
       Наталья Андреевна подчеркнула, что Эльвира Михайловна сохраняла интерес к политике и общественной жизни до последних дней жизни, и до последних дней жизни занималась тем, чему была преданной всегда - учила. Была открыта новому, но хранила верность убеждениям, и хоть со временем взгляды ее менялись, она никогда не предавала главного. Была по-детски доверчива, и самым страшным считала предательство. Если вера в человека заканчивалась, то этот человек переставал для нее существовать. 
       Доклад Натальи Андреевны вызвал в аудитории аплодисменты и живое обсуждение.
  http://img-fotki.yandex.ru/get/5625/200408681.4/0_cabda_7ef377f_L.jpg.jpg
       Во втором выступлении Наталья Андреевна рассказала об истории формирования образовательной системы отечественной школы.
       Докладчик отметила, что на переломных этапах истории Отечества всегда остро вставал вопрос школьного образования и воспитания юношества, а значит, формирования будущего страны и народа, и на первое место выдвигались проблемы гуманитарные, филологические, а именно, проблемы родного языка. Так было в XVII веке, когда вопросы образовани и родного языка стали главной проблемой духовной и культурной жизни России. Проблема школы и родного русского языка была острой в эпоху великого испытания 1812-го года и послереволюционного периода.
      Сегодня проблема образования, в частности, гуманитарного, выходит на первый план и становится проблемой национальной безопасности страны.
      Катастрофическое состояние языковой и культурной среды требует принятия срочных решительных и эффективных мер по преодолению кризиса в образовании. Для этого нужно возвратиться к традициям отечественного образования, вернуть в школы созидательный пафос и патриотический дух.

0

7

http://img-fotki.yandex.ru/get/4132/200408681.4/0_cabdb_db8ed7df_L.jpg.jpg

        Кандидат филологических наук, доцент Лидия Сергеевна Пастухова свое сообщение с интригующим названием «Элементарно, Ватсон! (лингвистические детективы)» начала с того, что подчеркнула теплую сторону нашей встречи.
       Отозвавшись об Эльвире Михайловне как о человеке, который оставил в нашей памяти самые светлые воспоминания, она начала свое повествование об этимологии слов, в котором провела "детективное расследование" относительно того, как изменялось их значение с течением времени, и как время отражается в лексическом значении слова.
       Доклады Лидии Сергеевны никогда никого не оставляли равнодушными. И в этот раз аудитория слушала Лидию Сергеевну и огромным интересом и провожала аплодисментами.

0

8

http://img-fotki.yandex.ru/get/6445/200408681.5/0_cabe8_54a51a1f_L.jpg.jpg

       Доктор филологических наук, профессор кафедры методики преподавания филологических дисциплин Орехов Владимир Викторович  вместо заявленного в программе доклада о мировом значении русской литературы в интерпретации В.Г.Белинского предложил присутствующим посмотреть документальный фильм, снятый творческой группой сотрудников ТНУ о Владимире Ивановиче Вернадском и том времени, когда он был ректором нашего университета.
       Истинного ученого отличает не только его вклад в науку, но и внимание ко всем аспектам человеческой жизни. Настоящий ученый не закрывается в своей лаборатории, не отворачивается от жизни, а является активным участником социальных и исторических процессов. Именно о такой многогранной личностью с высокой гражданской жизненной позицией предстал перед зрителями Владимир Иванович Вернадский.
      Будучи геохимиком, он сумел по-иному взглянуть не только на «мертвую», но и на живую природу. В. И. Вернадский установил ту теснейшую и закономерную взаимосвязь, которая существует между живыми организмами и горными породами. Ученый развил идею биокосных систем — систем, возникших в результате переработки минерального (косного) вещества организмами. Именно Вернадскому принадлежат слова о том, что граниты и многие другие метаморфические породы — это былые биосферы. Владимиром Ивановичем было сформулировано принципиально новое представление о биосфере как живом веществе.
      Для В. И. Вернадского был естественным шаг к представлению о «ноосфере». Сфера разума — закономерный этап развития биосферы, когда человечество, образующее ничтожной толщины пленку на поверхности Земли, превратилось в мощную геологическую силу, способную благодаря разуму произвести глубочайшие изменения в биосфере.
      Гражданское мужество этого человека позволило действовать в соответствии со своими убеждениями в любых условиях.
     В тяжелый для страны период он всеми силами заботился об ученых университета, преодолевая, казалось бы, невозможное, достает для них самое необходимое: пропитание и белье. 
     В самые черные годы репрессий он защищал арестованных ученых, всеми мерами пытаясь добиться освобождения или облегчения их судеб.
     Фильм произвел очень сильное впечатление на зрителей.

0

9

http://img-fotki.yandex.ru/get/6447/200408681.5/0_cabf3_b0d3b621_L.jpg.jpg
        В перерыве между первой и второй половинами Семинара его участники делились воспоминаниями  об Эльвире Михайловне, о практических занятиях по культуре речи, которые проводила Лидия Сергеевна, говорили о школьниках и студентах.

0

10

По традиции, на наших Семинарах учителя-словесники делятся с нами своим педагогическим опытом.
В этот раз присутствующие послушали интереснейший, эмоционально насыщенный рассказ учителей русского языка и литературы общеобразовательных учебных заведений Джанкойского района Ольги Анатольевны Дьяченко, Виктории Александровны Горбаченко, Нурие Ваитовны Юсуповой об их опыте работы по методике  Б.С.Дыхановой, посмотрели презентацию, познакомились с рабочими материалами, которые используются ими в практике преподавания литературы.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5640/200408681.4/0_cabe2_c6a2ab98_L.jpg.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6441/200408681.5/0_cabe7_46bec5a9_L.jpg.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4121/200408681.5/0_cabe5_efa1dd85_L.jpg.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4120/200408681.5/0_cabe4_5ea64c20_L.jpg.jpg

Экспериментальное обучение школьников Джанкойского района по методике Б.С.Дыхановой курируют преподаватели нашей кафедры Ирина Михайловна Колтухова и Наталья Павловна Ивановнова.
http://img-fotki.yandex.ru/get/5645/200408681.4/0_cabdf_ec309387_L.jpg.jpg

0

11

Людмила Ивановна Крылова, учитель русского языка и литературы УВК школы-лицея №25 г. Симферополя, в своем докладе "Незаменимых нет?" рассказала о том, какое важное место занимала Эльвира Михайловна в ее жизни, каким дорогим человеком была, о том, как ощутима боль утраты, об осознании того, что никто не может заменить учителя и друга.
http://img-fotki.yandex.ru/get/6424/200408681.5/0_cabfc_d726da1f_L.jpg.jpg
Делясь опытом работы по методике, автором которой является Эльвира Михайловна, Людмила Ивановна вспомнила об основных идеях этой методики:
- изучение теоретического материала с использованием частично-поискового метода; 
- закрепление изученного на материале повышенной трудности;
- постоянное и непрерывное повторение.
Эти идеи получили широкое одобрение учителей Симферополя, а затем были подхвачены творчески работающими словесниками Крыма, для многих из которые пособия Галины Юрьевны и Эльвиры Михайловны до сих пор являются самыми востребованными из учебной литературы.

0

12

Ирина Геннадиевна Соколова, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания филологических дисциплин, свой доклад на тему "Связь между восприятием и анализом художественного текста на уроках литературы в школе как методическая проблема" построила на материале стихотворений М.А. Волошина.
http://img-fotki.yandex.ru/get/5640/200408681.5/0_cabfd_557fa5f4_L.jpg.jpg

0

13

Завершила Семинар методист Симферопольского городского методического центра Ирина Леонидовна Челышева. Она поблагодарила присутствующих за участие в работе семинара, отметила его возрастающий  от заседания к заседанию научно-методический уровень.
Ирина Леонидовна пригласила учителей-словесников к участию в работе информационно-образовательного форума "Педагогическая практика" и заверила их в том, что методические материалы, размещенные на этом ресурсе попадут в надежные руки и будут востребованными. Они помогут студентами овладеть теоретическими основами по методике преподавания русского языка.

0


Вы здесь » Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика» » XI Республиканский семинар » Отчет об XI семинаре для учителей русского языка и литературы АР Крым


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно