Информационно-образовательный форум «Педагогическая практика»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Т.А.Жиленко. Сценарии литературных вечеров

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Уважаемые студенты, Татьяна Александровна Жиленко, методист СОШ №6 г.Симферополя, талантливый учитель с большим стажем работы, любезно поделилась с нами разработанными ею сценариями литературных вечеров, которые она проведенных с учащимися.

Разработки Татьяна Александровна могут быть использованы вами в качестве образцов при подготовке  внеклассных мероприятий в период педагогической практики.

0

2

   Сценарий литературного вечера,
            посвящённого М.А.Волошину


      « МОЛЮСЬ ЗА ТЕХ И ЗА ДРУГИХ ! »

                                                           РАЗРАБОТАЛА:
                                                                                     учитель-методист сош №6
                                                                                     г.Симферополя
                                                                                     Т.А.Жиленко

                                   2006\2007 уч. год

Цели:   познакомить учащихся с жизнью и творчеством русского поэта, жив-
           шего в Крыму, М.А.Волошина, показать мудрость этого всесторонне
           развитого человека, широту его души, высокий гуманизм, определив-
           ший нравственную позицию поэта, художника и философа, сумевшего
           в грозные годы гражданской войны встать над усобицей и защищать
           и «тех» и «других». Развивать творческие способности учащихся, их
           речевую и коммуникативную компетентность. Способствовать воспи-
           танию у школьников интереса к истории Крыма, к русской литературе.

Оборудование: оформленная сцена ( портрет Волошина, годы жизни, пла-
            каты с надписями «Крым  Киммерия  Коктебель», слова поэта: «Эти
            просторы священны уж тем, что однажды под вечер Пушкин на них
            посмотрел с корабля по дороге в Гурзуф!», «Усобица», «Россия рас-
            пятая», репродукция одной из картин М.Волошина; музыкальное
            сопровождение.

                                  Ход мероприятия
I Вступительное слово учителя:          в нашей школе стало традицией проводить литературные вечера, вот и сегодня  у нас  вечер, посвящённый жизни и творчеству
большого русского поэта  М.А.Волошина. Это ещё и крымский поэт, воспевший нашу маленькую родину и влюбивший в Крым и  Киммерию творческую интеллигенцию начала
20 века. Макс Волошин был не только талантливым поэтом, прозаиком, критиком, худож-
ником, но и замечательным другом, сыном, просто человеком, человеком мира. Ему при-
шлось пережить страшные по жестокости годы гражданской войны. О его страданиях,
душевной боли мы можем прочитать в лекциях, обращённых к людям, «Россия распятая».
Максимилиан Волошин  в эти годы сумел подняться над усобицей и защищать страдаю-
щих. Перед белыми он защищал красных, перед красными белых и «молился за тех и за
других». Я надеюсь, что после нашего вечера  многим из вас захочется побывать в Коктебеле, в Доме-музее Максимилиана Александровича Волошина и вы откроете для
себя ещё одну страничку в истории литературного Крыма, нашей маленькой, но такой
чудесной родины.
           ПЕРВАЯ СТРАНИЧКА :  « ПОЭТИЧЕСКИЙ КОЛУМБ КИММЕРИИ»
I Ведущий: Серебряный век зажёг на небосклоне мировой и русской поэзии  немало   ярких звёзд. Среди них и Максимилиан Александрович Волошин—поэт, художник, литературный и художественный критик, философ. Кто лучше всего расскажет нам о нём, кроме его самого. В автобиографии, которую поэт написал в 1925 году, он разделил свою жизнь на семилетья : « Сейчас мне идёт сорок девятый год. Я доживаю седьмое семилетье жизни, которая правильно располагается по этим циклам».

II Ведущий:       Первое семилетье—детство (1877 — 1884) Родился в Киеве 16 мая 1877 года в Духов день. Отец Александр Максимович Кириенко — Волошин был юристом, его предки — казаки из Запорожья. Мать Елена Оттобальдовна —из немцев, обрусевших с 18 века. Первые детские впечатления: Таганрог, Севастополь, с 4 до 16 лет—Москва. С 5 лет постоянные спутники жизни — книги: Пушкин, Лермонтов и Некрасов, Гоголь и Достоев-
ский,  немногим позже—Байрон и Эдгар По.

III Ведущий:       Второе и третье семилетье—отрочество и юность до 1898 года.
Книги. Взрослые. Домашние звери. Сверстников мало. Конец отрочества отравлен гимна-
зией. Тоска и отвращение ко всему, что в гимназии и от гимназии. 1893 год. Судьба не-
ожиданно приводит меня в Коктебель. Историческая насыщенность Киммерии и строгий
пейзаж Коктебеля воспитывают дух и мысль. Феодосийская гимназия —получаю первую
прививку « славы»: возникает требовательность к себе.

IV Ведущий:      Четвёртое семилетье — годы странствий 1898 —1905
Максимилиана  Волошина можно смело назвать человеком мира: столько дорог прошагал он по просторам земли. «За гроши пешком прошёл я почти всю Европу. В эти годы — я только впитывающая губка, я весь—глаза, весь—уши, странствую по странам, музеям, библиотекам: Рим, Испания, Корсика, Сардиния, Лувр, Ватикан… Учусь всему: художест-
венной форме — у Франции, чувству красок — у Парижа, логике— у готических соборов, прозе — у Флобера, стиху — у Готье».

I Ведущий:         Пятое семилетье—этапы блуждания духа, Волошин определил их 1905-
1921 годами: буддизм, католичество, магия, масонство, оккультизм, теософия.

II Ведущий:            Шестое семилетье—война 1912—1917 годы.
Москва, Петербург, воюющая Европа. 1915 год—Париж, пишу книгу стихов о войне.
Возвращение через Англию и Норвегию в Россию. Вернувшись весной 1917  в Крым, я уже более не покидаю его. Ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую — все волны
гражданской войны и смены правительства проходят над моей головой.

III Ведущий:           Седьмое семилетье—революция. Ни война, ни революция меня не испугали…, я их ожидал давно и в формах, более жестоких. 19-й год толкнул меня к борьбе с террором, независимо от его окраски. Из самых глубоких кругов преисподней Террора и Голода я вынес свою веру в человека… Темой моей является Россия во всём её
историческом единстве… , у меня есть стихи о революции, которые одинаково нравились
и красным, и белым. Свой дом я превратил в приют для писателей и художников.

IV Ведущий:    На этом заканчивается автобиография Волошина. Ещё восемь лет отмерено ему судьбой до 11 августа 1932 года. По-прежнему—Коктебель, странствия по
Киммерии, находки, открытия, стихи, акварели, друзья, дух творчества в доме поэта.
ЧТО   КОКТЕБЕЛЬ   БЕЗ   ВОЛОШИНА   И   ВОЛОШИН   БЕЗ   КОКТЕБЕЛЯ ?

I Ведущий: Мы живём в Крыму и знаем, что такое Коктебель, но что же такое Киммерия?
Сам Максимилиан Александрович дал ответ на этот вопрос. «киммерией я называю восточную область Крыма от древнего Сурожа(Судака)  до Босфора Киммерийского (Кер-
ченского пролива). Название происходит от древних насельников этого края—киммерий-
цев.
II Ведущий:        Киммерия не сразу вошла в сердце Волошина. «Я не являюсь уроженцем
по рождению, а только по усыновлению»,—писал поэт. Ему понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземного моря, чтобы понять красоту и единственность Коктебеля.
III Ведущий:            Солнце жаром палит, раскаляя гранит,
                                  И ни облачка на небосклоне.
                                  Все деревья стоят, и листы не шуршат,
                                  И не движется ветер на воле.
                                  Тихо плещет волна, будто неги полна,
                                  И гуляет себе на просторе.
                                  И без меры в длину, без конца в ширину
                                  Расстилается Чёрное море.
IV Ведущий: За любовь и преданность Киммерии природа наградила поэта изумительным подарком: на уходящей в море скале Кок—Кая «судьбой и ветрами» иссечён профиль человека, удивительно напоминающий Волошина. Вот как сам поэт сказал об этом:
                Его полынь хмельна моей тоской,
                Мой стих поёт в строфах его прилива,
                И на скале, замкнувшей зыбь залива,
                Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
Послушайте стихи Максимилиана Волошина о Киммерии.

Чтецы выходят и читают стихи.
Первый чтец:           Равнина вод колышется широко,
                                  Обведена серебряной каймой.
                                  Мутится мыс, зубчатою стеной
                                  Ступив на зыбь расплавленного  тока.
                                                    Туманный день раскрыл златое око,
                                                    И бледный луч, расплесканный волной,
                                                    Скользит, дробясь над мутной  глубиной,—
                                                    То колос дня от пажитей востока.
                                  В волокнах льна златится бледный круг
                                  Жемчужных туч, и солнце, как паук,
                                  Дрожит в сетях алмазной паутины.
                                                    Вверх обрати ладони тонких рук—
                                                    К истоку дня! Стань лилией долины,
                                                    Стань стеблем ржи, дитя огня и глины!
Второй чтец:
                                  Как в раковине малой—Океана  Великое дыхание гудит,
                                  Как плоть её мерцает и горит Отливами и серебром тумана,
                                  А выгибы её повторены   В движении и завитке волны,—
                                  Так вся душа моя в твоих заливах, О, Киммерии тёмная страна,
                                  Заключена и преображена.
Третий чтец:
                   Моя земля хранит покой,  Как лик иконы измождённой.
                   Здесь каждый след сожжён тоской  Здесь каждый холм—порыв стеснённый.
                                     Я вновь пришёл—к твоим ногам Сложить дары своей печали,
                                     Бродить по горьким берегам И вопрошать морские дали.
                  Всё так же пуст Эвксинский  понт И так же рдян закат суровый,
                  И виден тот же горизонт, Текучий, гулкий и лиловый.
Четвёртый чтец:
          Фиалки волн и гиацинты пены Цветут на взморье около камней.
          Цветами пахнет соль… Один из дней,Когда не жаждет сердце перемены
          И не торопит преходящий миг, Но пьёт так жадно златокудрый лик
         Янтарных солнц, просвеченных сквозь просинь. Такие дни под старость дарит осень…
Пятый чтец : «Отливают волны розовым глянцем…»
Шестой чтец:  «Светло-зелёное море с синими полосами…»

I Ведущий: Что Коктебель без Волошина и Волошин без Коктебеля!
                     Здесь сказка в сказку вплетена, здесь в песне — песня верно спета,--
                     И навсегда обручена с душой земли душа поэта! ( С.Дурылин 17.08.1926

                         ВТОРАЯ СТРАНИЧКА :  «В ДОМЕ ПОЭТА»
II Ведущий: Чувство нерасторжимой общности с Киммерией окончательно сложилось у
                     Волошина в 1903 году. Тогда на берегу Коктебельской бухты он построил
                     небольшую дачу, которая в течение десятилетия превратилась в Дом поэта—
                     гостеприимный приют для людей искусства и науки.

III Ведущий: При жизни хозяина в нём побывало много людей, чьи имена и дела стали
                      гордостью русской культуры 20 века. В Доме поэта гостили писатели: Горь-
                     кий, .Пришвин, Тренёв, конструктор Сергей Королёв, художники
                     Петров-Водкин, Бенуа, Богаевский; подолгу жили, работали и творили писа-
                     тели: Алексей Толстой, Михаил Булгаков, Корней Чуковский, поэты: Мари-
                     на Цветаева, Николай Гумилёв, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Бальмонт и
                     Мандельштам, и ещё многие и многие другие.

IV Ведущий: Всех этих деятелей культуры привлекали не только библейские холмы Кок-
                     тебеля, не только сказочно-прекрасный Кара-Даг, поражающий своим вели-
                     чием, не только ласковое море и берег, усыпанный яшмой, сердоликом и хал-
                     цедоном, но, прежде всего, Волошин — поэтический колумб Киммерии, чело-
                     век больших знаний, сердечной теплоты и огромного сердца.

I Ведущий: В Доме поэта всегда царила творческая атмосфера. До обеда все работали, а
                    вечерами собирались в мастерской или на вышке дома, читали написанное,
                    обсуждали стихи, картины, спорили об искусстве, устраивали литературные
                    конкурсы, дурачились, называя себя обормотами, а затем шли на берег моря
                    слушать музыку волн.

II Ведущий: В 1924 году В.Брюсов писал:«Сейчас в России нет нигде такого сосредото-
                      чия интересных людей». Коктебель называли «Киммерийскими Афинами». 
                      Незадолго до смерти Макс Волошин завещал свой Дом советским писателям, 
                      а сейчас это Дом-музей поэта.

Чтение стихотворения М.Волошина «Дом поэта»
                                  Дверь отперта. Переступи порог.
                                  Мой дом открыт навстречу всех дорог.
                                  В прохладных кельях, беленных извёсткой,
                                  Вздыхает ветр, живёт глухой раскат
                                  Волны, взмываюшей на берег плоский,
                                  Полынный дух и жёсткий треск цикад.
                                                     А за окном расплавленное море
                                                      Горит парчой в лазоревом просторе.
                                                      Окрестные холмы вызорены
                                                      Колючим солнцем. Серебро полыни
                                                      На шиферных окалинах пустыни
                                                      Торчит вихром косматой седины…
                                  Войди, мой гость, стряхни житейский прах
                                  И плесень дум у моего порога…
                                  Со дна веков тебя приветит строго
                                  Огромный лик царицы Таитах…
                                                       Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
                                                       И памятью насыщен, как земля.
                                                       Люби далёкий парус корабля
                                                       И песню волн, шумящих на просторе.
                                                       Весь трепет жизни всех веков и рас
                                                       Живёт в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

ДАВАЙТЕ И МЫ ПЕРЕСТУПИМ ПОРОГ ДОМА ПОЭТА.

Исценировка «В Доме Волошина». Гости пьют чай, исполняют романс и вспоминают
                                                             о хозяине этого Дома.
ЕЛЕНА   ОТТОБАЛЬДОВНА  —  МАТЬ   ПОЭТА:
   Я Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина, урождённая Глазер—хозяйка Дома поэта.
Мой муж Александр Максимович Кириенко-Волошин умер, когда Максу было 4 года. Всю свою жизнь я посвятила сыну: жила его жизнью, радовалась его радостями и печали-
лась вместе с ним. Наш дом в Коктебеле всегда был полон гостей, милых «обормотов». Я любила их всех, была другом друзей Максимилиана. А они называли меня Пра, от слова праматерь. Вот как описала меня Марина Цветаева: « Мама: седые, отброшенные назад волосы, орлиный профиль с голубым глазом, белый, серебром шитый длинный кафтан,
синие, по щиколотку, шаровары, казанские сапоги… Первое впечатление—осанка. Цар-
ственность осанки. Двинется—рублём подарит…»
  Макс был внимательным, заботливым и нежным сыном, ухаживал за мной, когда я слегла и умирала, очень страдал. Но не будем о грустном, вот шуточное стихотворение обо мне. Оно называется «Пра».
                   Я Пра из Прей. Вся жизнь моя есть пря.
                   Я, неусыпная, слежу за домом.
                   Оглушена немолкнувшим содомом,
                   Кормлю стада голодного зверья.
                   Мечась весь день, и жаря, и варя,
                   Варюсь сама в котле, давно знакомом…
                   Варить борщи и ставить самовары—
                   Мне, тридцать лет носящей шаровары,
                   И клясть кухарок?—  Нет! Благодарю!
                   Когда же все пред Прою распростёрты,
                   Откинув гриву, гордо я курю,
                   Стряхая пепл на рыжие ботфорты.

ВХОДИТ ГОСТЬ С ГИТАРОЙ, ЕГО ПРИВЕТСТВУЮТ, ЗВУЧИТ РОМАНС
«Белой акации гроздья душистые»

МАКС  ВОЛОШИН  и  МАРИНА   ЦВЕТАЕВА:
  Я Марина Цветаева, marina— по латыни значит «морская». С Максом нас связывали особые отношения, я очень многим обязана ему. В 1910 году ещё гимназисткой я выпустила свой первый сборник стихов «Вечерний альбом». Хорошо о нём отозвались Брюсов, Гумилев и Волошин. Макс даже пришёл ко мне в гости:
МАРИНА: Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из-под цилиндра безмерное лицо в
                  Оправе вьющейся бороды.
ВОЛОШИН: Можно видеть Марину Цветаеву?
МАРИНА: Это я.
ВОЛОШИН: А я Макс Волошин. К Вам можно? Вы читали мою статью о Вас? Нет?
                       Я так и думал и потому Вам её принёс.
МАРИНА: Завязалась беседа о том, что люблю, как люблю, что пишу — полная отдача
                   другому, внимание, проникновение, глаз не сводя с лица и души другого…
                   Сидим в кабинете отца, гадаем, из гаданья запомнила лишь это:
ВОЛОШИН: Когда вы любите человека, вам всегда хочется, чтобы он ушёл, чтобы о нём
                     помечтать. Ушёл подальше, чтобы помечтать подольше.
                     Кстати, я должен  идти.
МАРИНА: Как? Уже?
ВОЛОШИН: Мы пробеседовали уже 5 часов. Я пришёл в 2, а сейчас 7. Я скоро опять
                       приду, до свидания, спасибо Вам.
                           К Вам душа так радостно влекома! О, какая веет благодать
                           От страниц «Вечернего альбома»!(Почему «альбом», а не «тетрадь»?)
                           Кто Вам дал такую ясность красок?  Кто Вам дал такую точность слов?
Смелость всё сказать: от детских ласок До весенних новолунных снов?
Ваша книга—это весть « оттуда», Утренняя благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда, Но как сладко слышать: «Чудо — есть!»
МАРИНА: А 5 мая я впервые вступила на коктебельскую землю перед самым Максиным
                   домом, из которого уже огромными прыжками, по белой внешней лестнице,
                  нёсся мне навстречу совершенно новый, неузнаваемый Макс. Там, в Коктебеле,
                   я познакомилась с Верой, Елизаветой и Сергеем Эфронами, а через год Сергей
                   стал моим мужем. Он был красивый, грустный, с поразительно огромными
                   глазами. Я стала собирать камешки на берегу, Сергей помогал мне. Я загадала:
                   если он найдёт сердолик и подарит мне, я выйду за него замуж! Он нашёл сер-
                   долик и вложил мне в ладонь. Это был розовый, изнутри освещённый камень.
                   Я хранила его всю жизнь.
                       В 1932 году я узнала о смерти Макса, не хотелось в это верить. Очерк о нём
                    я назвала «Живое о живом».
                           Над вороным утёсом— Белой зари рукав.
                           Ногу уже с заном  Бега—с трудом вкопав
                           В землю, смеясь, что первой Встала  в зари венце,—
                           Макс,— мне было так верно Ждать на твоём крыльце.
                           Свет—до чего мне вольно  Было в обхвате двух
                           Рук твоих. В первых встречных  Царстве — и сам суди,
                           Макс, до чего мне вечно  Было в твоей груди!                            ( 28.10.1932)

МАРГАРИТА САБАШНИКОВА
  Мне Макс Волошин посвятил много стихов. Он любил меня, художницу Маргариту
Сабашникову. Мы встретились в Москве, в картинной галерее Щукина: плотная фигура,
львиная грива волос, плащ и широченные поля остроконечной шляпы. Глаза глядят по-доброму, даже по-детски. Радостность била в нём ключом, обо всём он судил необычно, по-своему. А знал необычайно много, всюду чувствовал себя своим человеком. Сначала
меня поражала его терпимость, потом я поняла, что за этим кроется высокая зрелость
души. Я думала, что постоянный интерес ко мне Макса—это дружба, оказалось—любовь.
12 апреля 1906 года я стала его женой. Мне было немного страшно: что могу я ему дать?
Сможем ли мы всегда быть вместе?... Не смогли. Расставанье было мучительным для меня
и для него.

МАРИЯ ЗАБОЛОЦКАЯ
Я, Заболоцкая Мария Степановна, в замужестве Волошина. К великому моему счастью, я
встретила этого человека. Мы дружили с его мамой, я часто навещала Елену Оттобальдовну, Пра, как все гости звали её, от слова праматерь. В 1923 году она тяжело заболела и, слабая, задыхающаяся, лежала, не вставая. Жизнь утекала на глазах с каждым днём. Макс был очень внимателен к матери, и я помогала ему во всём. Я была с ним в трудные для него дни, когда он потерял горячо любимую мать. Я осталась с ним до конца.
Макс считал мою любовь к нему огромным счастьем и даже написал об этом Маргарите Сабашниковой, своей первой жене. После смерти Максимилиана я сберегала память о нём. И в 30-е годы, когда его имя было под запретом, стихи не печатались, а картины хранились в запасниках, и в дни фашистской оккупации Крыма. Я переписывалась с его
Друзьями, собирала и хранила вещи и рукописи, мечтала о его музее, ждала …                             И дождалась: в последний год моей жизни, в 1976 году, в Коктебеле был открыт Дом-музей Волошина.

ХУДОЖНИК БОГАЕВСКИЙ
Я художник Константин Фёдорович Богаевский—близкий друг Максимилиана Волошина
Я тоже люблю Крым, рисую Киммерию и живу судьбой этой земли, потому что родился
здесь, в Феодосии, под стенами старых башен генуэзского Кремля. Слава Айвазовского
переполняла Феодосию, это была атмосфера, которою я дышал с детства. Любовь к Ким-
мери и живопись сроднили нас с Максом. Он говорил, что я оказал большое влияние на
него, как акварелиста. Моими рисунками иллюстрирован сборник стихов Волошина «Сти-
хотворения 1900—1910». Мне он посвятил сборник стихов «Киммерийские сумерки».
Особенно дорого было первое стихотворение, которое в автографе имело название «Звезда Полынь»—так  называлась моя картина, написанная на сюжет Апокалипсиса.
                        Костёр мой догорал на берегу пустыни.
                        Шуршали шелесты струистого стекла,
                        И горная душа тоскующей полыни
                        В истомной мгле качалась и текла.
                        В гранитах скал – надломленные крылья.
                        Под бременем холмов – изогнутый хребет.
                        Земли отверженной – застывшие усилья.
                        Уста праматери, которым слова нет!
                        Я сам – уста твои, безгласные как камень!
                        Я тоже изнемог в оковах немоты.   
                        Я – свет потухших солнц, я слов застывший пламень,
                        Незрячий и немой, бескрылый, как и ты.
                        О мать-невольница! На грудь твоей пустыни
                  Склоняюсь я в полночной тишине…
                        И горький дым костра, и горький дух полыни,
                        И горечь волн – останутся во мне.
Я останусь со своей родиной до конца, до рокового 1943 года, когда и погибну загадочно и трагически в годы фашистской оккупации Феодосии.

ЕКАТЕРИНА БАЛЬМОНТ
Я Екатерина Александровна Бальмонт – известная переводчица, жена прославленного поэта Константина Бальмонта. Максимилиана Волошина я знала ещё по Парижу. Когда он
приехал в Москву, мы встретились с ним в картинной галерее Щукина, где он и познакомился с моей племянницей Маргаритой Сабашниковой. Я радовалась их свадьбе с—горечью восприняла известие о разрыве их отношений. Летом 1908 года Макс вернулся в Париж, уже один. Я знала, что он переживал очень тяжёлое для него время, но
никто ничего не замечал, так как он был весел и внимателен к другим, как всегда. Вообще,
я никогда не видела человека более ровного в отношениях с людьми. После нескольких лет разлуки Макс встречал Бальмонта и меня так, как будто мы виделись вчера. Поссорить
его с кем-нибудь было мудрено, я думаю—просто невозможно. На него не действовали ни
наговоры, ни интриги. Сплетен он не терпел, и при нём они умолкали сами собой…

АНДРЕЙ  БЕЛЫЙ
Я Андрей Белый—известный поэт, прозаик, теоретик символизма. Мне тоже нравилось бывать у Макса. Волошин умел объединять самых разных людей, самые противоречивые
устремления. Был вдохновителем мудрого отдыха, обогащающего и творчество, и познание. Мы являлись к нему москвичами, ленинградцами, харьковчанами, а уезжали
Патриотами Коктебеля.

Под музыку присоединяется к группе гостей. Вперёд выходит мать Волошина и говорит:
А СЕЙЧАС ВСЕ К МОРЮ, К МОРЮ!!

Слышен плеск волн, звучит медленная мелодия, выходят девушки и танцуют.
ТАНЕЦ.

                  ТРЕТЬЯ СТРАНИЧКА : « РОССИЯ РАСПЯТАЯ»
I Ведущий:      Революцию и гражданскую войну Максимилиан Волошин встретил и пережил в Коктебеле. Об этом времени в истории России так написал Александр Блок:
                             Рождённые в года глухие
                             Пути не помнят своего.
                             Мы, дети страшных лет России,
                             Забыть не в силах ничего…
                             Испепеляющие годы...
II Ведущий:                  Волошин всем сердцем принял и прочувствовал трагедию русской
                     революции. В автобиографии он называл себя  писателем вне литературы, в
                     годы усобицы он оставался человеком вне политики. «Россия распятая» —это
                     цикл лекций, обращённых к современникам. В 1918 году он читал их в Сева-
                     стополе, в 1919 и 1920—в Одессе, Екатеринодаре, Ростове-на-Дону, в Крыму,
                     занятом Врангелем.

III Ведущий: В результате добровольческая разведка белых грозилась его повесить.
                      С установлением же Советской власти в Крыму текст лекции стал порохо-
                      вым зарядом и для красных. Но Волошин был готов жизнью ответить за
                      свои убеждения.

IV Ведущий: Он не был ни на стороне красных, ни на стороне белых, сумел духовно   
                       подняться над распрей и гордился тем, что у него были стихи, которые
                       одинаково нравились и красным, и белым. «Эти явления—моя литературная
                       гордость, —писал Волошин,—они свидетельствуют, что в моменты высшего
                       разлада мне удавалось, говоря о самом  спорном, находить такие слова и
                       такую перспективу, что её принимали и те, и другие».

I Ведущий:                   В те дни мой дом—слепой и запустелый—
                                      Хранил права убежища, как храм,
                                      И растворялся только беглецам,
                                      Скрывавшимся от петли и расстрела.
                                      И красный вождь, и белый офицер,
                                      Фанатики непримиримых вер—
                                      Искали здесь, под кровлею поэта,
                                      Убежища, защиты и совета.
                                      Я ж делал всё, чтоб братьям помешать
                                      Себя губить, друг друга истреблять,
                                       И сам читал — в одном столбце с другими—
                                       В кровавых списках собственное имя.

II Ведущий: Может быть, сегодня не нужно говорить о страшных страницах истории?
                     Может, лучше всё забыть и думать о светлом будущем? Нет!  Нет! И нет!
                     Людям сегодняшним необходимо заглянуть в развёрстую бездну гражданской
                     войны, бессмысленно жестокой и кровавой усобицы. Заглянуть в эту бездну,
                     ужаснуться и отпрянуть, чтобы никогда более не приближаться даже к краю
                     её. Именно ради этого писал Волошин свои стихи. Это урок всем нам живу-
                     щим сегодня.

III Ведущий:        Расплясались, разгулялись бесы По России вдоль и поперёк.
                               Рвёт и кружит снежные завесы Выстуженный северо-восток.
                               Ветер обнажённых плоскогорий, Ветер тундр, полесий и поморий,
                            Чёрный ветер ледяных равнин,  Ветер смут, побоищ и погромов,
                            Медных зорь, багровых окоёмов, Красных туч и пламенных годин.
                            Этот ветер был нам верным другом  На распутье всех лихих дорог.
                            Сотни лет мы шли навстречу вьюгам. С юга вдаль на северовосток.
                            Вейте, вейте, снежные стихии, Заметая древние гроба:
                            В этом ветре вся судьба России—Страшная, безумная судьба.
Инсценировка: красные и белые. Сначала одни выходят на сцену, читают стихи о своём  времени, поют песню.
КРАСНЫЕ: входят с песней, маршем.
                                         КРАСНАЯ АРМИЯ ВСЕХ СИЛЬНЕЙ             
                             I куплет                                                                   
                                            Белая армия, чёрный барон                                       
                                            Снова готовят нам царский трон.                             
                                            Но от тайги до британских морей                             
                                            Красная армия всех сильней .
                             Припев:                     Так пусть же Красная                                             
                                                                 Сжимает властно                                                     
                                                                 Свой штык мозолистой рукой,                               
                                                                 И все должны мы                                                     
                                                                 Неудержимо                                                               
                                                                 Идти в последний смертный бой!                             
                           II куплет                                                                       
                                            Красная Армия, марш вперёд!                                   
                                            Реввоенсовет нас в бой зовёт .
                                            Ведь от тайги до британских морей                           
                                            Красная Армия всех сильней .
                           Припев:                                                                         
                           III куплет                                                                   
                                            Мы раздуваем пожар мировой,                                 
                                            Церкви и тюрьмы сравняем с землёй
                                            Ведь от тайги до британских морей                         
                                            Красная Армия всех сильней.   
Затем посередине становятся чтецы: 
I ЧТЕЦ:                           «Красная Пасха»
                         Зимою вдоль дорог валялись трупы
                         Людей и лошадей, и стаи псов                             
                     Въедались им в живот и рвали мясо,
                         Восточный ветер выл в разбитых окнах,
                         А по ночам стучали пулемёты,
                         Свистя, как бич , по мясу обнажённых
                         Мужских и женских тел.Весна пришла
                         Зловещая, голодная, больная.
                         Глядело солнце в мир незрячим оком.
                         Из зрячих чресл рождались недоноски,
                         Безрукие, безглазые… Не грязь,
                         А сукровица ползла по скатам.
II ЧТЕЦ:          Под талым снегом обнажались кости,
                         Подснежники мерцали, точно свечи,
                         Фиалки пахли гнилью, ландыш—тленьем,
                         Стволы дерев, обглоданных конями
                         Голодными, торчали непристойно,
                         Как ноги трупов. Листья и трава
                         Казались красными, а зелень злаков
                        Была опалена огнём и гноем.
                        Лицо природы искажалось гневом и ужасом.
III ЧТЕЦ:        А души вырванных насильственно из жизни вились в ветре,
                         Носились по дорогам в пыльных вихрях,
                         Безумили живых могильным хмелем…
                         Зима была в тот год Страстной неделей,
                          И красный май слился с кровавой Пасхой.
                          Но в ту весну Христос не воскресал.
IV ЧТЕЦ:                            « Голод»
                          Хлеб от земли, а голод от людей:
                          Засеяли расстрелянными; всходы
                          Могильными крестами проросли:
                          Земля иных побегов не взрастила.
                          Снедь прятали, скупали, отымали,
                          Налоги брали хлебом, отбирали
                          Домашний скот, посевное зерно:
                          Крестьяне сеять выезжали ночью…
V ЧТЕЦ:           ………..         На рынке торговали
                          Дешёвым студнем, тошной колбасой.
                          Баранина была в продаже — триста,
                          А человечина по сорока.
                          Душа была давно дешевле мяса.
                          И матери, зарезавши детей,
                          Засаливали впрок. «Сама родила—
                          Сама и съем. Ещё других рожу…»
VI ЧТЕЦ:         Когда ж сквозь зимний сумрак закурилась
                         Над человечьим гноищем весна,
                         И пламя побежало языками
                         Вширь по полям и ввысь по голым прутьям,
                         Благоуханье показалось оскорбленьем,
                         Луч солнца — издевательством. Цветы — кощунством.

КРАСНЫХ СМЕНЯЮТ БЕЛЫЕ, ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «Степь, прошитая пулями», читают стихи.
I ЧТЕЦ:                                  «Мир»
                          С Россией кончено… На последях
                          Её мы прогалдели, проболтали,
                          Пролузгали, пропили, проплевали,
                          Замызгали на грязных площадях,
                          Распродали на улицах: не надо ль
                          Кому земли, республик, да свобод,
                          Гражданских прав? И родину народ
                          Сам выволок на гноище, как падаль.
                          О, Господи, разверзни, расточи,
                          Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
                          Германцев с запада, монгол с востока,
                          Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
                          Чтоб искупить смиренно и глубоко
                           Иудин грех до Страшного Суда!
                                      «Потомкам»
II ЧТЕЦ:            Кто передаст потомкам нашу повесть?
                           Ни записи, ни мысли, ни слова
                           К ним не дойдут: все знаки слижет хлам
                        И выест кровь слепые письмена.
                        Но, может быть, благоговейно память
                        Случайно стих изустно сохранит.
                        Никто из вас не ведал то, что мы
                        Изжили до конца, вкусили полной мерой:
III ЧТЕЦ:        Свидетели великого распада,
                         Мы видели безумье целых рас,
                         Крушенье царств, косматые светила,
                         Прообразы последнего суда.
                         Мы пережили Илиады войн
                         И Апокалипсисы революций.
IV ЧТЕЦ:         Далёкие потомки наши, знайте,
                         Что если вы живёте во Вселенной,
                         Где каждая частица вещества
                         С другою слита жертвенной любовью,
                         И человечеством преодолён
                         Закон необходимости и смерти,
                         То в этом мире есть и наша доля!
                                       «Заклятие»
III ВЕДУЩИЙ:  Из крови, пролитой в боях,
                             Из праха обращённых в прах,
                             Из мук казнённых поколений,
                             Из душ, крестившихся в крови,
                             Из ненавидящей любви,
                             Из преступлений, изступлений—
                             Возникнет праведная Русь.
                             Я за неё одну молюсь
                             И верю замыслам предвечным…!
НА СЦЕНЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ КРАСНЫЕ, ОБЕ ГРУППЫ ЗАМИРАЮТ, ВЫХОДЯТ
ВЕДУЩИЕ ДЛЯ  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ СЦЕНЫ ЭТОЙ СТРАНИЧКИ, ОНИ ЧИТАЮТ ТРОЁМ ПО СТРОФЕ СТИХОТВОРЕНИЕ М. ВОЛОШИНА «Граждан-
ская война»
I Ведущий:           Одни восстали из подполий,
                                Из ссылок, фабрик, рудников,
                                Отравленные тёмной волей
                                 И горьким дымом городов.
II Ведущий:            Другие из рядов военных,
                                 Дворянских разорённых гнёзд,
                                 Где проводили на погост
                                 Отцов и братьев убиенных.
I Ведущий:              В одних доселе не потух
                                 Хмель незапамятных пожаров,
                                 И жив разбойный древний дух
                                 И Разиных, и Кудеяров.
II Ведущий:             В других—лишённых всех корней—
                                  Тлетворный дух столицы Невской,
                                  Толстой и Чехов, Достоевский—
                                  Надрыв и смута наших дней.
I Ведущий:               Одни возносят на плакатах свой бред о буржуазном зле,
                                  О светлых пролетариатах, мещанском рае на земле.
II Ведущий:             В других весь цвет, вся гниль империй,
                                 Всё золото, весь тлен идей,
                                 Блеск всех великих фетишей
                                 И всех научных суеверий.
III Ведущий:           В тех и других война вдохнула
                                 Гнев, жадность, мрачный гнев разгула, …
                                 И не смолкает грохот битв
                                 По всем просторам южной степи
                                 Средь золотых великолепий
                                 Конями вытоптанных жнив.
                                 И здесь и там между рядами
                                 Звучит один и тот же глас:
                                 «Кто не за нас, тот против нас!
                                  Нет безразличных! Правда—с нами !»
                                  А я стою один меж них
                                  В ревущем пламени и дыме
                                  И всеми силами моими
                                  Молюсь за тех и за других.

Звучат аккорды песни «Русское поле», на сцену выходят все участники вечера.
Исполняется финальная песня «Русское поле»
                         
Русское поле                                                                             

сл.Инна.Гофф           муз.Ян Френкель
I куплет
Поле, русское поле...
Светит луна или падает снег -
Счастьем и болью вместе с тобою,
Hет, не забыть тебя сердцу вовек!
Русское поле, русское поле...
Сколько дорог прошагать мне пришлось!
Ты моя юность, ты моя воля,
То, что сбылось, то, что в жизни сбылось.
Припев:
Hе сравнятся с тобой
Ни леса, ни моря,
Ты со мной, мое поле,
Студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя,
И скажу, не тая:
- Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок.
II куплет
Поле, русское поле...
Пусть я давно человек городской,
Запах полыни, вешние ливни
Вдруг обожгут меня прежней тоской.
Русское поле, русское поле...
Я, как и ты, ожиданьем живу,
Верю молчанью, как обещанью,
Пасмурным днем вижу я синеву.

0

3

  Сценарий
           литературного вечера

« Что движет солнце и  светила? Любовь!»

Разработала: 
учитель-методист ош №6

                                                                                              г.Симферополя

                                                              Жиленко Татьяна Александровна

Цели:  Способствовать углубленному изучению предмета литература (позна-
              комить учащихся с лучшими произведениями русской и мировой ли-
              тературы, посвященными теме любви).Воспитывать интерес к  изуче-
              нию литературы, способствовать  воспитанию уважения  юношей и
              девушек   друг к другу, духовности в их отношениях, бескорыстной       
              любви. Развивать творчество  учащихся, вызвать чувство эмоцио –
              льного восхищения.

Оборудование: Музыкальное оформление ( пианино, гитара, магнитофон).
                           оформление занавеса: плакат с названием вечера, ниже – пла-
                           каты с высказываниями о любви :                                                .                         «Любовь дороже всех сокровищ, она – алмаз, которого не  мо-
                          гут купить даже цари, она – целый мир!»      М.Иокай

                          «Любовь всесильна: нет на земле ни горя – выше кары ее, нет
                           ни счастья – выше  наслаждения служить ей.»  В.Шекспир

                          «Я поля влюбленным постелю,
                            Пусть поют во сне и наяву!...
                            Я дышу, и значит – я люблю!
                            Я люблю, и значит – я живу!»   В.Высоцкий
                         Занавес украшен ромашками и другими полевыми цветами,
                         вырезанными из бумаги, в правом углу – бабочка. Букеты
                          цветов.
                         

                       
    Вступительное слово учителя: Мы начинаем наш литературный вечер. Он назы-
вается «Что движет солнце и светила?» И сегодня мы ответим на этот вопрос, Давай-
те оглянёмся вокруг и посмотрим, в каком мире мы живём. Сталкиваются в смертельной схватке народы и государства, ломаются человеческие судьбы, одно
правительство сменяет другое. Войны, происходящие на планете, несут боль, скорбь,
отчаяние. Но что бы ни происходило вокруг, всё-таки есть у человека спасительное
прибежище. Это любовь двух сердец. Он и Она. Юноша и девушка. Мужчина и женщина. Стоит возникнуть этому живому сочетанию – и куда деваются границы,
державная власть, вековые предрассудки. Он и она преодолевают все преграды, их
любовь воспаряет над миром и преображает всё вокруг, ибо всё начинается с любви.
   Чтец:
                    «Всё начинается с любви.»           Р. Рождественский
                       Твердят: «Вначале было слово».
                       А я провозглашаю снова:
                       Всё начинается с любви!
                       Всё начинается с любви:
                       И озаренье, и работа,
                       Глаза цветов,
                       Глаза ребёнка –
                       Всё начинается с любви.
                       ( С любви! Я это точно знаю.
                       Всё, даже ненависть –
                       Родная и вечная
                       Сестра любви).
                       Всё начинается с любви:
                       Мечта и страх,
                       Вино и порох.
                       Трагедия, тоска и подвиг –
                       Всё начинается с любви.
                       Весна шепнёт тебе: «Живи».
                       И ты от шепота качнёшься.
                       И выпрямишься
                       И начнешься.
                       Всё начинается с любви!

   Ведущий: Давным – давно в Древней Греции жила прекрасная поэтесса Сапфо, её
стихи, покорявшие сердца древних греков, прошли через два тысячелетия и, пережив
автора, продолжают волновать сердца людей, живущих в XXI веке. Итак, Древняя
Греция, Сапфо.
Звучит мелодия «Сиртаки», девушки танцуют греческий танец, на одном из движений останавливаются, из группы выходит одна из танцующих и читает стихотворение Сапфо, затем танец продолжается.                       
                         Богу равным кажется мне по счастью
                         Человек, который так близко-близко
                                                          Пред тобой сидит, твой звучащий нежно
                                         Слушает голос

                         И прелестный смех. У меня при этом
                         Перестало сразу бы сердце биться:
                         Лишь тебя увижу, уж я не в силах
                                       Вымолвить слова.

                         Но немеет тотчас язык, под кожей
                         Быстро легкий жар пробегает, смотрят,
                         Ничего не видя, глаза, в ушах же –
                                      Звон непрерывный.

                        Потом жарким я обливаюсь, дрожью
                        Члены все охвачены, зеленее
                        Становлюсь травы, и вот-вот как будто
                                        С жизнью прощусь я .
Ведущий:   Все течет, все изменяется, но есть вечные ценности – это духовные ценности, и среди них первейшее место занимает любовь. Люди во все века и времена боготворили это чувство, и сегодня, в 21 веке, мы с трепетом повторяем имена влюбленных, дошедшие до нас из глубины веков: Тристан и Изольда, Данте и Беатриче, Петрарка и Лаура, Ромео и
Джульетта. Заканчивая свое произведение, Шекспир написал: « Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Давайте перефразируем великого драматурга: нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте.
Ведущий: Италия 16 века. Верона. Джульетта только что познакомилась с Ромео и уже не перестает думать о нем. Перед сном на балконе она пытается разобраться в своих чувствах, еще не зная, что с Ромео происходит то же самое.

Инсценировка: В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Сцена в саду около дома Джульетты.
Ромео:…Но что за блеск я вижу на балконе?
                Там брезжит свет. Джульетта, ты как день!
                Стань у окна, убей луну соседством;
                Она и так от зависти больна,
                Что ты ее затмила белизною.
На балконе показывается Джульетта.
               О милая! О жизнь моя! О радость!
               Стоит, сама не зная, кто она.
              Губами шевелит, но слов не слышно…
Джульетта: О. горе мне!
Ромео: Проговорила что-то. Светлый ангел,
             Во мраке на балконе надо мной
             Ты реешь, как крылатый вестник неба
             Над головами пораженных толп,
             Которые рассматривают снизу,
             Как он над ними по небу плывет.
Джульетта: Ромео, как мне жаль, что ты Ромео!
                      Отринь отца да имя измени,
                      А если нет, меня женою сделай,
                      Чтоб Капулетти больше мне не быть.
Ромео: Прислушиваться дальше, иль ответить?
Джульнтта: Лишь это имя мне желает зла.
                      Ты был бы ты, не будучи Монтекки.
                      Что есть Монтекки? Разве так зовут
                      Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?
                      Неужто больше нет других имен?
                      Что значит имя? Роза пахнет розой,
                      Хоть розой назови ее, хоть нет.
                      Ромео под любым названьем был бы
                      Был верхом совершенства, какой он есть.
                      Зовись иначе как-нибудь, Ромео,
                     И всю меня бери тогда взамен!
Далее по тексту Шекспира диалог Ромео и Джульетты до слов

Ромео: Святая ночь, святая ночь! А вдруг
             Все это сон? Так непомерно счастье.
             Так сказочно и чудно это все!
На балкон возвращается Джульетта

Джульетта: Еще два слова. Если ты, Ромео,
                      Решил на мне жениться не шутя,
                      Дай завтра знать, когда и где венчанье.
                      С утра к тебе придет мой человек
                      Узнать на этот счет твое решенье,
                      Я все добро сложу к твоим ногам
                      И за тобой последую повсюду…
Под звуки мелодии Ромео и Джульетта расходятся в разные стороны.

Ведущий: Так все-таки что же такое любовь? Ни один мудрец точно не ответил на этот вопрос. Нет ответа… Тайна! Загадка! Великое таинство двух сердец!
Как приходит любовь? Неожиданно. Вот она улыбнулась тебе, и вдруг как-то странно защемило сердце, застучало в висках, перехватило дыхание, потемнело в глазах, и все звуки куда-то исчезли. Это длилось всего мгновение, а запомнилось навсегда. И вот ты невольно ищешь ее взглядом, всматриваешься в уже любимые черты, вслушиваешься в ее голос, постоянно думаешь о ней.

Чтец. Стихотворение А.С.Пушкина «Признание».

Я вас люблю – хоть я бешусь,                             Глаза и кудри опустя, –
Хоть это труд и стыд напрасный,                      Я в умиленье, молча, нежно
И в этой глупости несчастной                            Любуюсь вами, как дитя!..
У ваших ног я признаюсь!                                   Сказать ли вам мое несчастье,
Мне не к лицу и не по летам…                           Мою ревнивую печаль,
Пора. Пора мне быть умней!                               Когда гулять, порой, в ненастье,
Но узнаю по всем приметам                               Вы собираетеся вдаль?..
Болезнь любви в душе моей:                              И ваши слезы в одиночку,   
Без вас мне скучно, --  я зеваю;                          И речи в уголку вдвоем,               
При вас мне грустно,-- я терплю;                       И путешествие в Опочку,
И, мочи нет, сказать желаю,                               И фортепьяно вечерком?...
Мой ангел, как я вас люблю!                              Алина! Сжальтесь надо мною.
Когда я слышу из гостиной                                Не смею требовать любви:
Ваш легкий шаг, иль платья шум,                      Быть может, за грехи мои,
Иль голос девственный, невинный,                   Мой ангел, я любви не стою!
Я вдруг теряю весь свой ум.                                Но притворитесь! Этот взгляд
Вы улыбнетесь—мне отрада;                              Все может выразить так чудно!
Вы отвернетесь – мне тоска;                               Ах, обмануть меня не трудно!...
За день мучения – награда                                  Я сам обманываться рад!
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,   

1Ведущий: Век 19.Кодекс чести. Прекрасные женщины. Дуэли .Балы.
                       Во дни веселий и желаний
                      Я был от балов без ума:
                      Верней нет места для признаний
                      И для вручения письма, -- вспоминает  А.С.Пушкин…
                      Люблю я бешеную младость,
                      И тесноту, и блеск, и радость,
                      И дам обдуманный наряд, -- продолжает великий поэт.
Бал, бал, бал! Ослепительный, чудный, блестящий..! Где, как не на балу можно повстречать свою судьбу, свое счастье. Звучит музыка, мелькают улыбки, шумят бальные платья…Но кто это стоит в толпе с томленьем ожиданья во взгляде? Да это Наташа Ростова! Это ее первый бал, ей так хочется танцевать, но, увы, никто не замечает, как она хороша. Она еще не знает, а мы, читатели, знаем, что сейчас ее пригласит на танец Андрей Болконский и эта минута будет самой прекрасной в ее жизни!

Наташа Ростова: Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не
видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят:
А! Это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть!  Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мною.
К героине подходит князь Андрей, приглашает ее на танец. Группа юношей и девушек исполняет бальный танец. .
После танца выходят юноши читают стихи о любви поэтов 19века.
Чтецы: «Я видел раз ее в веселом вихре бала…» М.Ю.Лермонтов.
                     Я видел раз ее в веселом вихре бала;
                     Казалось, мне она понравиться желала;
                     Очей приветливость, движений быстрота,
                     Природный блеск ланит и груди полнота-
             Все, все наполнило б мне ум очароваьем,
             Когда б совсем иным, бессмысленным желаньем
             Я не был угнетен; когда бы предо мной
             Не пролетала тень с насмешкою пустой,
             Когда б я только мог забыть черты другие,
             Лицо бесцветное и взоры ледяные!...
«Она поет и звуки тают…»                         М.Ю.Лермонтов.
            Она поет – и звуки тают,
             Как поцелуи на устах,
             Глядит—и небеса играют
             В ее божественных глазах;
             Идет ли—все ее движенья,
             Иль молвит слово—все черты
             Так полны чувства, выраженья,
             Так полны дивной  простоты. 
«Благодарность»                                          М.Ю.Лермонтов
             За все, за все тебя благодарю я :
             За тайные мучения страстей,
            За горечь слез, отраву поцелуя,
             За месть врагов и клевету друзей;
             За жар души, растраченный в пустыне,
             За все, чем я обманут в жизни был…
             Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
             Недолго я еще благодарил.
« Ты и вы»                              А.С.Пушкин
                    Пустое вы сердечным ты
                    Она, обмолвясь заменила
                    И все счастливые мечты
                    В душе влюбленной возбудила.
                    Пред ней задумчиво стою,
                    Свести очей с нее нет силы;
                    И говорю ей: как вы милы!
                    И мыслю: как тебя люблю!
«Сожженное письмо»                                  А.С.Пушкин.
           Прощай , письмо любви, прощай! Она велела…
           Как долго медлил я, как долго не хотела
           Рука предать огню все радости мои!...
           Но полно, час настал: гори, письмо любви.
           Готов я; ничему душа моя не внемлет.
           Уж пламя жадное листы твои приемлет…
           Минуту!...вспыхнули…пылают…легкий дым,
           Виясь, теряется с молением моим.
           Уж перстня верного утратя впечатленье,
           Растопленный сургуч кипит…О провиденье!
           Свершилось! Темные свернулися листы;
           На легком пепле их заветные черты
           Белеют…Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
           Отрада бедная в судьбе моей унылой,
           Останься век со мной на горестной груди…

Ведущий: Мы продолжаем наш разговор о любви. Она, таинственная и загадочная, стоит у истоков тех мгновений, которые очищают и просветляют душу человека. Это счастье, когда любовь взаимна, но, оказывается, даже и невзаимная,—это тоже огромное счастье.
« Любовь дороже всех сокровищ, она—алмаз, которого не могут купить даже цари, она—целый мир.»,- так говорил М.Иокай.

Ведущий: Двадцатый век—век  потрясений, войн, революций, переворотов, век технического прогресса и поэтического бума. Первая мировая война принесла много  страданий, горя: не вернулись с полей сражений братья и сестры, отцы и мужья, сыновья и дочери, возлюбленные. Героям рассказа Ивана Алексеевича Бунина « Холодная осень» так
и не довелось стать мужем и женой, их счастье длилось один вечер.
Инсценировка рассказа И.А.Бунина «Холодная осень».

Чтец—автор: В июне того года он гостил у нас в имении—всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. 15 июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром 16 привезли с почты газеты.Отец вышел из кабинета с газетой и сказал: « Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!
   На Петров день к нам съехалось много народу, за обедом он был объявлен моим женихом. Но 19 июля Германия объявила России войну…
   Мама встала и перекрестила своего будущего сына…, оставшись одни мы еще немного побыли в столовой. Он молча ходил из угла в угол:
Он          —Хочешь, пройдемся немного?
Она        —Хорошо!
Он         —Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот…
Она       —Капота нет, а как дальше?
       – Не помню, кажется, так: Смотри, меж чернеющих  сосен как будто пожар восстает.
—Какой пожар?
—Восход луны, конечно. Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих стихах.
«Надень свою шаль и капот…». Времена наших дедушек и бабушек… Ах, боже мой, боже мой!
—Что ты?
—Ничего, милый друг. Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень люблю тебя…
Посмотри, как совсем  особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер. Как блестят глаза… Тебе не холодно? Воздух совсем зимний. Если меня убьют, ты не сразу забудешь меня?
—Не говори так! Я не переживу твоей смерти!
—Ну что ж , если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…
Она: Убили его – какое странное слово! – через месяц, в Галиции. И вот прошло с тех пор целых 30 лет. И многое, многое пережито было за эти годы, кажущиеся такими долгими.
Весной 18- го, когда ни отца, ни матери уже не было в живых, я жила в Москве, в подвале у торговки на Смоленском рынке, которая все издевалась надо мной:» Ну, ваше сиятельство, как ваши обстоятельства?». Я тоже занималась торговлей и тут, на углу
Арбата и рынка, встретила человека редкой, прекрасной души, пожилого военного в отставке.
Чтец-автор: Зимой, в ураган, отплыли с несметной толпой беженцев из Новороссийска в Турцию, и на пути, в море, ее муж умер в тифу. На ее руках оказалась маленькая девочка, дочка его племянника, который пропал у Врангеля в Крыму. А она еще долго жила в Константинополе, зарабатывая на  себя и на девочку очень тяжелым трудом. Потом где только не скиталась: Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца… Девочка давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, совершенно равнодушной к ней, служила в шоколадном магазине возле Мадлэн, холеными ручками с серебряными ноготками завертывала коробки в атласную бумагу, а она жила и живет в Ницце чем бог пошлет…
Она: Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав, что не переживу ее. Но вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни, — остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня – с той же любовью и молодостью, как в тот вечер.
ОН: Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…
ОНА: Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду.

Исполнение дуэтом песни «Сага»  А. Вознесенского

Ведущий: Все великие мира сего хотя бы раз сказали о любви. Вот слова Шекспира:
« Любовь всесильна: нет на земле ни горя — выше кары ее, ни счастья — выше наслаждения служить ей» .И кто как не женщины—поэтессы  смогли выразить это чувство в своих стихах. Невозможно представить русскую поэзию двадцатого века без творчества Марины Цветаевой и Анны Ахматовой, потому что в своих стихах они сумели передать все « оттенки» женской души, любящей и страдающей, любимой и разлюбленной. Как пра-
ва Ахматова, заявив: « Я научила женщин говорить».
Чтецы-девушки читают стихи:
                     « Смятение»                                              А.Ахматова
                    « Имя твое – птица в руке…»                М.Цветаева
                     « Вчера еще в глаза глядел…»              М.Цветаева
                     « Сегодня мне письма не принесли…»   А.Ахматова
                     « Сколько просьб у любимой всегда…»    А.Ахматова

Ведущий: И еще одна страничка нашего вечера –школьная любовь. ( Музыкальный фон)
                  В школьное окно смотрят облака,
                  Бесконечным кажется урок.
                  Слышно, как скрипит перышко слегка
                  И ложатся строчки на листок:
                  « Первая любовь, школьные года,
                   В лужах голубых стекляшки льда –
                   Не забывается, не забывается, не забывается такое никогда

Ведущий: Многие поэты пишут о любви, но не всем дано увидеть мир глазами юности,
                почувствовать то, что чувствует она, принять или отвергнуть то, что принимает                                   
                или отвергает первая любовь. Таким даром наделен Эдуард Асадов. Давайте по-
                слушаем его стихи  и погрузимся в мир чистой и непорочной любви, в мир роман-
                тики и мечты о чуде.
Чтение стихов Э.Асадова «Чудачка», «Звезды светят влюбленным», «Сатана» и др.

Исполнение попурри из песен о школьной любви.( пианино)

Ведущий: Так что же делать, чтобы не проглядеть, не пропустить свою любовь?
    Ответом может послужить стихотворение Виктора Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне». Это случилось в 1964 году. Семья Кочетковых собиралась на юг, только Виктор был не рад предстоящему отдыху, потому что не хотел расставаться с любимой. В конце концов он сдал билет и решил приехать к семье позднее. Поезд, в котором находились род-
ные  Виктора, потерпел крушение – так молодой человек потерял близких, а его спасла любовь. С любимыми не расставайтесь!
Чтение по ролям стихотворения В.Кочеткова « Баллада о прокуренном вагоне
                             БАЛЛАДА О ПРОКУРЕННОМ ВАГОНЕ

м А.Кочетков
                             БАЛЛАДА О ПРОКУРЕННОМ ВАГОНЕ

- Как больно, милая, как странно,                            Нечеловеческая сила,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-                     В одной давильне всех калеча,
Как, больно, милая, как странно                              Нечеловеческая сила
Раздваиваться под пилой.                                         Земное сбросила с земли.
Не зарастет на сердце рана-                                      И никого не защитила
Прольемся чистыми слезами,                                   Вдали обещанная встреча,
Не зарастет на сердце рана-                                      И никого не защитила
Прольемся пламенной смолой.                                Рука, зовущая вдали.

Пока жива, с тобой я буду-                                      С любимыми не расставайтесь!
Душа и кровь нераздвоимы-                                   С любимыми не расставайтесь!
Пока жива, с тобой я буду-                                      С любимыми не расставайтесь!
Любовь и смерть всегда вдвоем.                             Всей кровью прорастайте в них-
Ты понесешь с собой повсюду-                               И каждый раз навек прощайтесь!
Не забывай меня, любимый,-                                  И каждый раз навек прощайтесь!
Ты понесешь с собой повсюду                                И каждый раз навек прощайтесь!
Родную землю, милый дом.                                     Когда уходите на миг!

Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
-За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
-За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба я и ты.

Но если я безвестно кану-
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полу плакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.

Финальная песня. Выход всех участников.

Финальная песня «Эхо любви»

Покроется небо пылинками звезд,
И выгнутся ветки упруго.
Тебя я услышу за тысячу верст:
Мы эхо, мы эхо,
Мы долгое эхо друг друга.

И мне до тебя, где бы ты ни была,
Дотронуться сердцем нетрудно.
Опять нас любовь за собой повела.
Мы нежность, мы нежность,
Мы вечная нежность друг друга.
Мы вечная нежность друг друга.

0

4

Интересный материал. Спасибо Вам, Татьяна Александровна.
Так много жестокости сегодня. И у молодежи совсем иное понимание любви. Любовь и нежность - вот составляющее человеческих отношений

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно