Как провести воспитательное мероприятие?

Основные этапы работы студента 4 и 5 курса над воспитательным мероприятием:
I. Работа, которую необходимо проделать до проведения мероприятия:
Все начинается с выбора темы и формы воспитательного мероприятия. Надо дать обоснование выбора темы. А для этого необходимо ответить на следующие вопросы:
Какими обстоятельствами вызвана необходимость проведения этого мероприятия в классе?
В чем суть данного воспитательного мероприятия?
Учитывает ли оно воспитательные задачи данного класса?
Соответствует ли оно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся?
Соответствует ли выбранная форма мероприятия (интеллектуальная игра, соревнование, беседа, диспут, КВН, экскурсия и т.п.)  его содержанию?
Учитывает ли оно интересы учащихся, их пожелания и запросы, а также конкретные условия, в которых находится данный класс?
Что дает это мероприятие для развития учащихся?
Затем начинается изучение литературных источников. Подберите факты, необходимую литературу по теме мероприятия. Если нужно приведите примеры из жизни класса. Назовите форму работы и тему воспитательного мероприятия.
Например, Викторина «Олимпийские игры».
Цель и задачи:
Сформулируйте воспитательную цель мероприятия и укажите задачи, которые  необходимо решить для достижения поставленной цели.
Пример: форма мероприятия – беседа;
тема – «Табачный дым и его вред»;
цель – убедить учащихся в том, что никотин – это яд;
задачи:
Рассказать детям о составе табачного дыма.
Раскрыть учащимся действие табачного дыма (входящих в состав ядов) на внутренние органы человека…
«Цель» всегда начинается словами: «убедить учащихся» (в чем-то); «вызвать у учащихся интерес» (к чему-то); «сформировать у учащихся правильное представление» (о чем-то) и т. д.
«Задачи» начинаются словами: «рассказать…», «показать…», «проанализировать…», «охарактеризовать…» и т. д.
Далее определите время (дата, часы) и место проведения мероприятия.
Укажите оборудование, необходимое для проведения мероприятия (беседы, викторины, вечера, похода, экскурсии и т.д.).
Продумайте позицию воспитателя во время проведения мероприятия. Чем он должен быть занят?
Укажите, какая работа будет проведена с учащимися класса до проведения мероприятия:
a) Каким образом они будут привлекаться к подготовке и проведению данного мероприятия?
b) Как сообщим учащимся о предстоящем мероприятии?
c) Как будут учитываться их интересы, запросы и склонности?
d) Какое оборудование необходимо для проведения мероприятия?
Составьте план мероприятия.
   Мероприятие делиться на логические этапы (3-5 пунктов).
Обратите внимание на связь между задачами мероприятия и конкретными пунктами плана его проведения.
Например: План мероприятия
1. Состав табачного дыма.
2. Действие табачного дыма на внутренние органы человека…
Необходимо указать, с помощью каких дополнительных средств (видео-, аудиозапись, фотографии, макеты, чертежи, графики, диаграммы, таблицы, литература, костюмы и т.д.) была улучшена эффективность проводимого мероприятия.

II. Ход проведения мероприятия

Укажите, что скажет ведущий во вступительном слове. Кто     выступит с ним?
Передайте дословно рассказ (объяснение, информацию) классного руководителя (учащихся, экскурсовода, приглашенного лица и т.д.).
Приведите короткие сообщения учащихся по отдельным вопросам.
Укажите, какие были использованы плакаты, таблицы, картины, диафильмы и т.д.
Одним словом, необходимо написать сценарии проводимого мероприятия.

III. Работа, которую необходимо проделать после проведения мероприятия.

Какими средствами, последующими мероприятиями можно было бы закрепить или улучшить полученный результат? Назовите и кратко раскройте суть наиболее удачных на ваш взгляд.
☺ Посоветовать учащимся прочитать дополнительную литературу по теме проведенной беседы, диспута или другой формы мероприятия (назовите эту литературу)
☺ Предложить учащимся заняться конкретной деятельностью (укажите, чем они будут заниматься)
☺ Обсудить с учащимися тематику предстоящих мероприятий и т.д.
   
                                               
Как  оформить конспект воспитательного мероприятия?   
         

Титульный лист выглядит следующим образом:

Министерство образования и науки, молодежи и спорта
Таврический национальный университет

Форма мероприятия – экскурсия
Тема мероприятия – Бахчисарай. Страницы истории.
Класс, в котором проводится мероприятие – 9а
Место проведения мероприятия – школа №1 г. Симферополя, каб. 31
Время проведения мероприятия – 14 декабря 2009 г., 13.00 час.

                                               Методист кафедры педагогики – доц. ______
                                               Мероприятие подготовлено – студенткой
                                               ________ факультета ____________________

г. Симферополь, 2012

На первой и последующих страницах раскрыть:
Обоснование выбора темы мероприятия (раскрыть, как тема связана с возрастными, индивидуальными особенностями учащихся, почему является актуальной проблемой современности и т.д.)
Цель мероприятия (цель должна быть одна – воспитательная!)                                                                 
Задачи мероприятия (задачи - это этапы достижения цели, не менее 3-х)
Оборудование
План мероприятия (напрямую связан с поставленными задачами)
Работа, проведенная до мероприятия (раздача карточек, подготовка учащимися докладов и т.д.)
Ход проведения мероприятия (полное содержание самого мероприятия)
Работа, проделанная после мероприятия (что было проделано учащимися после окончания мероприятия для закрепления его результатов: подготовка стенгазеты, разработка слоганов и т.д.)
Литература, использованная при подготовке мероприятия.
Самоанализ проведенного вами мероприятия.                               

Как студенту 5-го курса составить схему анализа посещенного им воспитательного мероприятия?

Задачей психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия является выявление условий эффективности воспитательных воздействий на сознание, поведение и чувства    учащихся, насколько были соблюдены педагогические требования к методике проведения воспитательных мероприятий и каковы результаты организационных воздействий.
       Методы анализа – наблюдение, анкетирование, беседа, интервью, опрос.

Анализ воспитательного мероприятия может проводиться по следующей схеме.

1. Общие сведения о проведении воспитательного мероприятия
Фамилия, имя, отчество студента, курс, факультет _______________________________
Школа _______ Класс ________ Место проведения ______________________________
Время проведения_____________________ Количество учащихся __________________
Форма воспитательного мероприятия /беседа, диспут, экскурсия и т. д./. Тема и воспитательная цель. Целесообразность ее выбора. Соответствие данного мероприятия воспитательным задачам соответствующего коллектива, уровню его развития.

                     2. Анализ подготовки воспитательного мероприятия
      План проведения воспитательного мероприятия, его подробный анализ и оценка с точки зрения формирования личности и коллектива. Инициаторы мероприятия. Роль классного руководителя, учителей, родителей, администрации школы и т.д. в подготовке и проведении мероприятия. Как был привлечен актив класса к планированию предстоящих дел. Привлечение учащихся к проведению воспитательного мероприятия. Мотивы их участия. Отношение школьников к воспитательному мероприятию. Учет интересов, пожеланий и запросов детей, роль отдельных учащихся в выполнении плана мероприятия. Насколько условия соответствовали его подготовке. Подготовка помещения. Выбор места проведения.

                    3.  Анализ хода мероприятия
     Начало мероприятия. Факторы, влияющие на эмоциональный настрой учащихся      /внешний вид учащихся, торжественность обстановки и т.п./. Приглашение гостей. Технические средства.
      Эмоциональные реакции учащихся на ход мероприятия и его отдельные этапы. Интерес к мероприятию. Отношение учащихся к мероприятию /активность, инициатива, внимание, интерес, дисциплина/.

                     4.  Анализ эффективности проведенного мероприятия
Влияние мероприятия на формирование  мировоззрения учащихся, их системы взглядов и убеждений,  а также на выработку нравственных понятий и норм поведения. Как данное мероприятие содействовало развитию интересов, проявлению творческих способностей, в какой степени достигнуты педагогические цели и задачи?

                   5.  Анализ педагогического руководства мероприятия
Стиль руководства воспитательного мероприятия. Пути активизации участников. Роль воспитателя в проведении данного мероприятия. Личные качества воспитателя и его авторитет. Умение положительно влиять на учащихся и организовывать их для выполнения поставленных задач.

                  6.  Общие замечания
Оценка воспитательного мероприятия. Недостатки, обнаружившиеся в ходе проведения мероприятия, их причины и возможные пути устранения. Предложения по улучшению проведения подобных мероприятий.
Анализ воспитательного мероприятия студент сдает преподавателю кафедры педагогики. Оценка за анализ воспитательного мероприятия входит в общую оценку воспитательной работы.